город Омск
16 мая 2008 г. |
Дело N А81-3615/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Рыжикова О.Ю., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тайченачевым П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1451/2008) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.01.2008 по делу N А81-3615/2007 (судья Каримов Ф.С.),
по заявлению Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Новый Уренгой
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкого автономного округа
о признании незаконными действий
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились;
УСТАНОВИЛ:
Решением от 28.01.2008 по делу N А81-3615/2007 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворил требования Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Новый Уренгой (далее по тексту - МУП ЖКХ МО г.Новый Уренгой, Предприятие, налогоплательщик), признал действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу по списанию денежных средств МУП ЖКХ МО г.Новый Уренгой с расчетного счета в сумме 26 032 руб. на основании инкассового поручения от 28.08.2007 N 73297, в связи с неисполнением требования от 27.07.2007 N 7464, незаконным.
В обоснование решения суд первой инстанции указал на то, что в силу требований статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате недоимки направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Согласно акту сверки расчетов по состоянию на 28.08.2007 у Предприятия имеется переплата по единому социальному налогу в сумме 4 803 798 руб. 28 коп., по пени в сумме 3 200 719 руб. 99 коп., по штрафам в сумме 4 648 565 руб. 68 коп.; согласно акту сверки по состоянию на 16.11.2007 по единому социальному налогу задолженность на ноябрь 2007 года отсутствует. Выставление требования в отсутствии недоимки не предусмотрено нормами налогового законодательства и, соответственно, действия налогового органа по взысканию в бесспорном порядке сумм на основании требования от 27.07.2007 N 7464 являются неправомерными.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Предприятия, поскольку вывод суда первой инстанции об отсутствии у Предприятия недоимки по единому социальному налогу не соответствует действительности.
Налоговый орган ссылается на то, что, во-первых, из указанного акта переплата по состоянию на 28.08.2007 по налогу и штрафу отсутствует, по пени переплата составила 2 313 293 руб. 34 коп.; во-вторых, данная переплата по пени не может быть зачтена в счет задолженности по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, поскольку это разные бюджеты.
Также налоговый орган указывает на то, что в акте сверки расчетов от 16.11.2007 N 2265 у Предприятия отсутствует переплата по ЕСН, зачисляемого в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Предприятие в соответствии с представленным суду письменным отзывом на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Предприятие считает, что в акте сверки от 28.08.2007 N 1510 зафиксирована переплата по единому социальному налогу в сумме 707 438 руб. 24 коп. и по пени в сумме 2 313 293 руб. 34 коп. О наличии переплаты также свидетельствует извещение о принятом налоговым органом решении о зачете от 23.11.2007 N 38234, которым зачтена сумма в размере 1 203 280 руб.
Также предприятие указывает на то, что требованием N 7277 на сумму 5 444 398 руб. Предприятию предложено уплатить недоимку по единому социальному налогу за 2003 - 2004 год, срок для бесспорного взыскания которой истек, а также которая является обязательством, возникшим до введения в отношении Предприятия процедуры наблюдения.
Кроме того, Предприятие считает необоснованной ссылку налогового органа на акт сверки от 16.11.2007 N 2265, поскольку данный акт составлен через четыре месяца после направления Предприятию требования, и в августе 2007 года стороны проводили сверку расчетов.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Налоговый орган в апелляционной жалобе ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
Апелляционная жалобы рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
23.07.2007 налоговым органом Предприятию была направлено требование N 7277 об уплате недоимки по единому социальному налогу (далее по тексту - ЕСН), зачисляемому в федеральный бюджет, за 2003, 2004, 2007 года в общей сумме 5 444 398 руб.
На основании данного требования решениями: от 24.08.2007 N 16523 и от 28.08.2007 N 16550 были приостановлены все расходные операции предприятия по счетам в банках.
27.07.2007 налоговым органом было направлено Предприятию требование N 7464 об уплате недоимки по ЕСН, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, за 2007 год в общей сумме 530 049 руб. 30 коп.
На основании данного требования 28.08.2007 налоговым органом было выставлено инкассовое поручение N 73297 и решением от 28.08.2007 N 16553 приостановлены все расходные операции Предприятия по счету в ОАО "Запсибкомбанк". На основании инкассового поручения N 73297 от 28.08.2007, в связи с неисполнением требования от 27.07.2007 N 7464 с расчетного счета Предприятия было произведено списание денежных средств в сумме 26 032 руб.
31.07.2007 налоговым органом было направлено Предприятию требование N 7497 об уплате недоимки по ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, за 2007 год в общей сумме 1 954 041 руб.
При этом определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.03.2006 по делу N А81-6395/2005 в отношении Предприятия была введена процедура банкротства - внешнее управление, сроком с 14.03.2006 по 14.09.2007 и веден мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и по уплате обязательных платежей до 14.09.2007.
Предприятие, полагая, что указанные требования налогового органа и действия являются незаконными, обратился в суд с требованием о признании их недействительными.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Предприятие изменило предмет заявленных требование и просило признать незаконными действия налогового органа по списанию денежных средств с его расчетного счета.
Решением суда первой инстанции требования Предприятия удовлетворены.
Означенное решение обжалуется налоговым органом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Пункт 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Согласно пунктам 2,3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Таким образом, для взыскания налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке путем направления инкассового поручения необходимо, прежде всего, неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, то есть наличие недоимки по налогу.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, списание денежных средств с расчетного счета Предприятия в сумме 26 032 руб. было осуществлено на основании инкассового поручения от 28.08.2004 N 73297, выставленного в связи с неисполнением Предприятием требования от 27.07.2007 N 7464.
Требованием N 7464 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.07.2007 Предприятию было предложено уплатить ЕСН, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее по тексту - ЕСН, зачисляемый в ТФОМС) в общей сумме 530 049 руб. 30 коп., из которых: 116 377 руб. 30 коп. - по сроку уплаты 15.05.2007, 220 834 руб. - по сроку уплаты 15.06.2007, 192 838 руб. - по сроку уплаты 16.07.2007.
Данные суммы являются авансовыми платежами по ЕСН за 6 месяцев 2007 года, что подтверждается расчетом за 6 месяцев 2007 года, в котором указаны следующие суммы ЕСН к уплате в ТФОМС за последние три месяца: 186 847 руб. - за 1 месяц, 220 834 руб. - за 2 месяц, 192 838 руб. - за 3 месяц.
Доказательств уплаты данных авансовых платежей в сумме 116 377 руб. 30 коп. - за апрель 2007 года, в сумме 220 834 руб. - за май 2007 года, в сумме 192 838 руб. - за июнь 2007 года в материалах дела не имеется.
Акты сверки, на которые указывает суд первой инстанции, не подтверждает наличие у Предприятия переплаты, поскольку и акт сверки расчетов N 1510 по состоянию на 28.08.2007 и акт сверки расчетов N 2266 от 16.11.2007 - составлены в отношении ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет. А в требовании N 7464 от 27.07.2007 Предприятию было предложено уплатить ЕСН, зачисляемый ТФОМС, а не в федеральный бюджет.
Доказательств наличия у Предприятия переплаты по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, в материалах дела не имеется.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы со ссылкой на данные акты сверки расчетов, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Напротив, из имеющегося в материалах дела акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 2265 от 16.11.2007 следует, что у Предприятия на конец сверяемого периода имается недоимка в сумме 723 363 руб. 14 коп.; переплата отсутствует.
Таким образом, поскольку у Предприятия на момент выставления требования N 7464 от 27.07.2007 имелась недоимка по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС за указанные периоды, то налоговым органом обоснованно было направлено Предприятию требование об ее уплате и осуществлены действия по его принудительному исполнению путем взыскания за счет денежных средств на счете в банке.
При этом требование было направлено налогоплательщику в рамках установлено пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации срока, решение о взыскании за счет денежных средств Предприятия также принято в рамках установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации срока.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции считает обжалуемые действия налогового органа законными и обоснованными.
При этом на законность действий налогового органа не влияет то обстоятельство, что определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.03.2006 по делу N А81-6395/2005 в отношении Предприятия была введена процедура банкротства - внешнее управление, сроком с 14.03.2006 по 14.09.2007 и веден мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и по уплате обязательных платежей до 14.09.2007.
В соответствии с пунктом 4 статьи 95 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, не применяются к денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления.
В данном случае обязанность Предприятия по уплате авансовых платежей по ЕСН за апрель, май и июнь 2007 года возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок ее исполнения наступил после введения внешнего управления - после 14.03.2007, в силу чего мораторий на удовлетворение требований по уплате обязательных платежей не распространяется на данные обязательные платежи.
Доводы Предприятия относительно требования N 7277 суд апелляционной инстанции не принимает, поскольку, в связи с изменением Предприятием предмета заявленных требований, данное требование налогового органа не входит в предмет требований Предприятия.
Поскольку в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, требования Общества о признании незаконными действий налогового органа по списанию денежных средств с его расчетного счета удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.
Поскольку суд апелляционной инстанции отказывает в удовлетворении требований Предприятия, а в силу часть 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, то с момента вынесения данного постановления подлежат отмене обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.09.2007 по данному делу в виде приостановления действия требований налогового органа N 7277 от 23.07.2007, N 7464 от 27.07.2007, N 7497 от 31.07.2007.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и за подачу апелляционной жалобы относятся на Предприятие.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.01.2008 по делу N А81-3615/2007 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении требований Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Новый Уренгой о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкого автономного округа по списанию 26 032 рублей в счет уплаты недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, проверенных на соответствие статьям 46, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отменить со дня вступления в законную силу данного постановления обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.09.2007 по делу А81-3615/2007 в виде приостановления действия требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкого автономного округа: N 7277 от 23.07.2007, N 7464 от 27.07.2007, N 7497 от 31.07.2007.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования город Новый Уренгой, ИНН 8904005293, находящегося по адресу: город Салехард, 7, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ямало-Ненецкого автономного округа, находящейся по адресу: город Новый Уренгой, ул. 26 съезда КПСС, 8г, 1 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3615/2007
Истец: Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства МО г. Новый Уренгой
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по ЯНАО
Третье лицо: МУП ЖКХ Муниципального образования г. Новый Уренгой