город Омск
22 мая 2008 г. |
Дело N А46-465/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1821/2008) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области на решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2008 по делу N А46-465/2007 (судья Крещановской Л.А),
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Омской области
3-и лица: Богодар Евгений Викторович, Фёдоров Юрий Иванович, Шкиренко Валерий Михайлович, Медведев Александр Сергеевич
о признании недействительной государственной регистрации
при участии в судебном заседании представителей:
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области - не явился (извещен);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Омской области - Проскуряков К.А. по доверенности от 08.04.2008 N 02-04-11/4478 действительной один год;
от Богодар Е.В. - не явился, извещен;
от Федоров Ю.А. - не явился, извещен;
от Шкиренко В.М. - не явился, извещен;
от Медведев А.С. - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Решением от 28.02.2008 по делу N А46-465/2007 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС РФ N 7 по Тюменской области) к Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Омской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС РФ N 11 по Омской области) о признании недействительной государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Омскнедра" (далее по тексту - ООО "Омскнедра"), осуществленной посредством внесения 22.09.2005 в государственный реестр сведений о ликвидации ООО "Омскнедра".
В обоснование решения суд первой инстанции указал на пропуск Межрайонной ИФНС РФ N 7 по Тюменской области установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока на обращение в суд, и отсутствие доказательств наличия уважительных причин его пропуска; а также отсутствие доказательств нарушения прав бюджета, возникших в связи с фактом государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Омскнедра".
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку изменения в учредительные документы ООО "Омскнедра" о создании обособленного подразделения внесены не были, то обособленное подразделение ООО "Омскнедра" в установленном законом порядке не создавалось.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС РФ N 7 по Тюменской области просит решение суда первой инстанции отменить, в связи с неполным выяснением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Межрайонная ИФНС РФ N 7 по Тюменской области считает, что срок на обращение в суд необходимо исчислять с 10.11.2006 - дата поступления письма из Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Омской области от 20.10.2006 N 04-18/2117, и при определении срока с этой даты срок на обращение в суд не был пропущен. Также Межрайонная ИФНС РФ N 7 по Тюменской области считает необоснованным вывод суда о том, что поскольку в учредительных документах ООО "Омскнедра" не было отражено создание обособленного подразделения, то оно и не было создано; указывает на то, что вопрос о подтверждении факта наличия задолженности по налогам у ООО "Омскнедра" при рассмотрении дела в суде первой инстанции не поднимался.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Омской области в заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Межрайонная ИФНС РФ N 7 по Тюменской области и третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
От Межрайонной ИФНС РФ N 7 по Тюменской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Омской области, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
22.02.2000 ООО "Омскнедра" обратилось в Государственную налоговую инспекцию Уватского района Тюменской области (в настоящее время - Межрайонная ИФНС РФ N 7 по Тюменской области) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации. На основании указанного заявления 22.02.2000 налоговый орган произвел постановку ООО "Омскнедра" на учет по месту нахождения обособленного подразделения.
29.12.2004 на заседании участников ООО "Омскнедра" было принято решение о ликвидации ООО "Омскнедра".
22.09.2005 после представления предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документов, в том числе ликвидационного баланса, Межрайонная ИФНС РФ N 11 по Омской области зарегистрировала прекращение деятельности ООО "Омскнедра", в связи с его ликвидацией по решению учредителей.
Межрайонная ИФНС РФ N 7 по Тюменской области, полагая, что регистрация ликвидации юридического лица была произведена с нарушением действующего законодательства, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации ликвидации ООО "Омскнедра".
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС РФ N 7 по Тюменской области отказано.
Означенное решение обжалуется Межрайонной ИФНС РФ N 7 по Тюменской области в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Как следует из материалов дела, было установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ООО "Омскнедра" были предоставлены в Межрайонную ИФНС РФ N 11 по Омской области все предусмотренные данным законом документы для государственной регистрации ликвидации ООО "Омскнедра".
Ссылка Межрайонной ИФНС РФ N 7 по Тюменской области в обоснование своих требований на то обстоятельство, что у ООО "Омскнедра" имело обособленное подразделение, является необоснованной исходя из следующего.
В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может создавать обособленные подразделения в виде представительства либо филиала. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Таким образом, при создании ООО "Омскнедра" обособленного подразделения на территории Тюменской области такие сведения должны были вноситься в устав Общества.
Однако имеющийся в материалах дела устав ООО "Омскнедра" в редакции 1998 года не содержат сведений о наличии у Общества обособленных подразделений на территории Тюменской области.
Пункт 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
Однако сведения о регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Омскнедра" отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что обособленные подразделения ООО "Омскнедра", в том числе на территории Тюменской области, в установленном законом порядке не регистрировались.
В соответствии с Порядком заполнения заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (приложение N 7 к приказу МНС РФ России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309), действовавшим на момент регистрации Межрайонной ИФНС РФ N 7 по Тюменской области обособленного подразделения ООО "Омскнедра", заявление заполняется организацией в одном экземпляре и представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения одновременно со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе и копиями документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
Однако регистрационное дело ООО "Омскнедра" не содержит каких-либо документов, свидетельствующих о создании ООО "Омскнедра" обособленного подразделения на территории Тюменской области.
Действительно, как указывает Межрайонная ИФНС РФ N 7 по Тюменской области, Приказом МНС России от 24.12.1999 были внесены изменения и дополнения в приказ МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309, в соответствии с которым при отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, допускается постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения на основании заявления и копий свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и её учредительных документов.
Однако, данное положение не отменяет закрепленную, пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогоплательщиков письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации.
В данном случае, при перерегистрации в 2002 году сведения о создании обособленных подразделений ООО "Омскнедра" в регистрирующий орган представлены не были.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит действия Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Омской области по регистрации ликвидации ООО "Омскнедра" незаконными.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указал на пропуск Межрайонной ИФНС РФ N 7 по Тюменской области срока на обращение в суд и отсутствие доказательств нарушения прав бюджета действиями Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Омской области по регистрации ликвидации ООО "Омскнедра".
В соответствии с пунктом 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как было указано выше, заявление ООО "Омскнедра" о постановке на учет в Межрайонную ИФНС РФ N 7 по Тюменской области по месту нахождения обособленного подразделения было подано налогоплательщиком 22.02.2000.
Государственная регистрация прекращения деятельности ООО "Омскнедра", в связи с его ликвидацией была произведена Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Омской области 22.09.2005. А в Арбитражный суд Омской области Межрайонная ИФНС РФ N 7 по Тюменской области обратилась только 09.01.2007 после получения им ответа на запрос от Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Омской области от 20.10.2006 N 04-18/2117 ДСП с приложением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в отношении ООО "Омскнедра".
Довод апелляционной жалобы о том, что срок на обращение в суд должен исчисляться с даты получения Межрайонной ИФНС РФ N 7 по Тюменской области этого письма - с 10.11.2006 суд апелляционной инстанции считает необоснованным.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах. Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц" государственный реестр ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами в соответствии с настоящими Правилами.
Таким образом, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, который ведет Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения, составляют единую, доступную для налоговых органов систему, в силу чего Межрайонная ИФНС РФ 7 по Тюменской области как территориальный орган Федеральной налоговой службы, имела возможность знать о том, какие сведения содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении ООО "Омскнедра".
Каких-либо уважительных причин, по которым Межрайонная ИФНС РФ N 7 по Тюменской области не могла получить эти сведения, в материалах дела не имеется, налоговым органом не было заявлено.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа и удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, ссылаясь на нарушение прав бюджета действиями Межрайонной ИФНС РФ N 11 по Омской области по регистрации ликвидации ООО "Омскнедра", и указывая в связи с этим на наличие у данного Общества задолженности перед бюджетом в сумме 243 376 руб. 90 коп., налоговый орган не представил доказательств наличия данной задолженности.
Представленная в подтверждение наличия указанной задолженности Межрайонной ИФНС РФ N 7 по Тюменской области справка о состоянии расчетов ООО "Омскнедра" на 07.02.2007 таким доказательством не является, поскольку является внутренним документом налогового органа, носит односторонний характер и налогоплательщиком не подписана.
Довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции вопрос о предоставлении доказательств наличия недоимки не ставился, судом апелляционной инстанции отклоняется, в силу того, что частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо закреплено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Поскольку на данное обстоятельство Межрайонная ИФНС РФ N 7 по Тюменской области ссылается как на основание своих требований о признании незаконными действий по регистрации ликвидации ООО "Омскнедра", то и представить доказательства подтверждающие данные обстоятельства также должна Межрайонная ИФНС РФ N 7 по Тюменской области, причем, независимо от того, предлагал ли это ей сделать суд.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.02.2008 по делу N А46-465/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-465/2007
Истец: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Омской области
Третье лицо: Шкиренко Валерий Михайлович, Фёдоров Юрий Иванович, Медведев Александр Сергеевич, Богодар Евгений Викторович