город Омск
26 июня 2008 г. |
Дело N А81-4274/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рябухиной Н.А.
судей Гладышевой Е.В., Глухих А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2199/2008) Администрации города Лабытнанги на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2008 по делу N А81-4274/2007 (судья Халявко А.Д.), принятое по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Администрации муниципального образования город Лабытнанги, открытому акционерному обществу "Челябинский электрометаллургический комбинат", Администрации муниципального образования Приуральский район, третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Ямало-Ненецкому автономному округу, о признании сделки ничтожной и обязании заключить договор,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - не явились;
от Администрации города Лабытнанги - не явились;
от открытого акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" - не явились;
от Администрации муниципального образования Приуральский район - не явились;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу - не явились;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ямало-Ненецкому автономному округу - не явились;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (сокращенное наименование - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к Администрации муниципального образования город Лабытнанги и открытому акционерному обществу "Конгор-Хром" (сокращенное наименование - ОАО "Конгор-Хром") о признании ничтожным договора аренды N ЯНО-Л-02-3752 от 09.06.2005, заключенного между ответчиками, а также об обязании ОАО "Конгор-Хром" заключить договор субаренды земельного участка с ОАО "РЖД".
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.02.2008 по делу N А81-4274/2007 на основании ст. 48 АПК РФ произведена замена ответчика - ОАО "Конгор-Хром" на его процессуального правопреемника - ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат".
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.01.2008 к участию в деле N А81-4274/2007 в качестве ответчика в порядке ст. 46 АПК РФ привлечена Администрация муниципального образования Приуральский район.
Этим же определением к участию в деле N А81-4274/2007 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу и Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2008 по делу N А81-4274/2007 исковые требования удовлетворены частично. Договор аренды земельного участка N ЯНО-Л-02-3752 от 09.06.2005, заключенный между Администрацией муниципального образования город Лабытнанги и ОАО "Конгор-Хром", признан судом ничтожным в части площади земельного участка в размере 22799кв.м. В удовлетворении остальной части иска судом отказано. С Администрации муниципального образования города Лабытнанги и ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" в пользу истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000руб. с каждого. С ОАО "РЖД" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2000руб.
Не соглашаясь с решением суда, Администрация города Лабытнанги в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению Администрации города Лабытнанги, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания договора аренды земельного участка N ЯНО-Л-02-3752 от 09.06.2005 ничтожным (в части); исковые требования ОАО "РЖД" не подлежат удовлетворению.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу просит оставить обжалуемое решение без изменения.
ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" в отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение отменить в части удовлетворения требования истца о признании недействительным договора аренды земельного участка N ЯНО-Л-02-3752 от 09.06.2005.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст.ст. 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзывы на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Конгор-Хром", являясь собственником недвижимого имущества (фруктохранилища на 3000 тонн, площадью 2596,00кв.м., насосной, площадью 18,2кв.м., трансформаторной, площадью 54,6кв.м., компрессорной, площадью 125,9кв.м. - свидетельство о государственной регистрации права серии 89 РХ N 687279 от 04.04.2002), обратилось в Администрацию муниципального образования город Лабытнанги с заявлением о предоставлении земельного участка под объектами недвижимости в аренду.
Распоряжением главы муниципального образования город Лабытнанги от 07.07.2004 N 1047 был утвержден проект границ земельного участка, подлежащего передаче в аренду ОАО "Конгор-Хром".
Федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Ямало-Ненецкому автономному округу проведены работы по межеванию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
По результатам проведения государственного кадастрового учета земельному участку, общей площадью 48896кв.м., присвоен кадастровый номер 89:09:00 00 00:0016 - единое землепользование (входящие участки - 89:09:11 03 05:0002, площадью 26097кв.м., 89:09:11 04 03:0015, площадью 22799кв.м.).
Распоряжением главы муниципального образования город Лабытнанги от 07.06.2005 на основании ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", ст. 41 Устава муниципального образования город Лабытнанги ОАО "Конгор-Хром" предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером 89:09:00 00 00:0016, площадью 48896кв.м., расположенный в IV зоне градостроительной ценности, для размещения фруктохранилища на 3000 тонн и железнодорожного пути с железнодорожной платформой по адресу: пос. Харп, промзона, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) земельного участка.
Этим же распоряжением Комитету по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования город Лабытнанги было предписано в течение недели подготовить проект договора аренды земельного участка.
09.06.2005 между Администрацией муниципального образования город Лабытнанги (арендодателем) и ОАО "Конгор-Хром" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка N ЯНО-Л-02-3752, в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял на условиях аренды сроком на три года для размещения фруктохранилища на 3000 тонн и железнодорожного пути с железнодорожной платформой согласно распоряжению главы муниципального образования город Лабытнанги от 07.06.2005 N 983 земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 89:09:00 00 00:0016, общей площадью 48896кв.м., находящийся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, пос. Харп, промзона.
Земельный участок передан арендатору по акту от 09.06.2005.
Государственная регистрация договора аренды земельного участка N ЯНО-Л-02-3752 от 09.06.2005 произведена 25.07.2005.
По настоящему делу истец требует признать указанный договор ничтожным и обязать ОАО "Конгор-Хром" заключить с ним договор субаренды земельного участка.
В силу ст. 166 ГК РФ требование о признании сделки ничтожной может быть заявлено любым заинтересованным лицом.
По правилам ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Однако при этом такое лицо в соответствии со ст. 65 АПК РФ должно доказать факт нарушения своих прав ответчиком.
При обращении с иском в суд, ОАО "РЖД" заявило, что заключение ответчиками договора аренды земельного участка N ЯНО-Л-02-3752 от 09.06.2005 нарушает его права арендатора земельного участка по договору аренды N 1-05 (351-юр) от 13.01.2005.
По утверждению истца, договор аренды заключен ответчиками в отношении земель железнодорожного транспорта (земли полосы отвода железных дорог), являющихся землями федерального значения, поэтому Администрация муниципального образования город Лабытнанги не имела права распоряжаться данными землями путем предоставления их в аренду ОАО "Конгор-Хром". При этом истец указывает, что земельный участок, предоставленный в аренду ответчику, расположен на землях, отведенных истцу.
При рассмотрении иска ОАО "РЖД" суд первой инстанции установил, что в соответствии с договором аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, N 1-05 (351-юр) от 13.01.2005, зарегистрированным Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам 04.08.2005, ОАО "РЖД" предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок из земель поселений, общей площадью 3709255кв.м., с кадастровым номером 89:09:000000:0001, имеющий адресный ориентир: производственный комплекс ОАО "РЖД" - в границах участка; почтовый адрес ориентира Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги, для использования в целях размещения производственного комплекса ОАО "РЖД" в полосе отвода железной дороги в границах, указанных в кадастровом плане участка.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.12.2004 земельный участок, предоставленный в аренду истцу по договору N 1-05 (351-юр) от 13.01.2005, является собственностью Российской Федерации на основании п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", предусматривающего, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с п. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
На основании материалов межевого дела N 164-101 по установлению (восстановлению) на местности границ земельного участка, правом на который обладает Северная железная дорога (Ямало-Ненецкий автономный округ станция Харп), утвержденного руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Лабытнанги 29.09.2003, технического отчета по инвентаризации земель полосы отвода Северной железной дороги в черте: Ямало-Ненецкий автономный округ станция Харп N 164-07, плана кадастровой съемки и кадастрового плана земельного участка суд первой инстанции установил, что железнодорожный путь ОАО "Конгор-Хром" проходит по полосе отвода земельного участка Северной железной дороги.
В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что часть земельного участка площадью, 22799кв.м., расположенная на полосе отвода железной дороги, является федеральной собственностью и может быть предоставлена в аренду ответчику только с соблюдением требований ст. 9 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"; п. 2 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации; Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденного Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц; Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264.
Однако, как установлено судом первой инстанции, договор аренды земельного участка N ЯНО-Л-02-3752 от 09.06.2005 был заключен ответчиками в нарушение требований перечисленных нормативных правовых актов при отсутствии согласия ОАО "РЖД" на размещение на земельном участке, расположенном в полосе отвода железных дорог, объекта железнодорожного подъездного пути ОАО "Конгор-Хром".
Кроме того, судом установлено, что часть земельного участка площадью, 22799кв.м., с кадастровым номером 89:09:11 04 03:0015, занятая подъездным путем ОАО "Конгор-Хром", принадлежит на праве аренды истцу.
При таких обстоятельствах суда первой инстанции посчитал, что договор аренды земельного участка N ЯНО-Л-02-3752 от 09.06.2005 в части предоставления в аренду ответчику земельного участка, площадью 22799кв.м., с кадастровым номером 89:09:11 04 03:0015, нарушает права истца и является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ.
Оснований для удовлетворения требования ОАО "РЖД" о понуждении ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" к заключению с истцом договора субаренды земельного участка суд первой инстанции не усмотрел.
В связи с чем в удовлетворении иска в указанной части суд первой инстанции отказал и взыскал государственную пошлину за рассмотрение данного требования в сумме 2000руб. в доход федерального бюджета с истца.
Проверив законность и обоснованность принятого решения по апелляционной жалобе Администрации города Лабытнанги, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит изменению.
В соответствии со ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Формирование земельного участка предполагает проведение работ по территориальному землеустройству (в том числе межевание) и кадастровому учету объекта.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства (земельных участков) включает в себя работы по определению на местности границ объекта землеустройства и их согласованию; закреплению на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определению их координат или составлению иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовлению карты (плана) объекта землеустройства.
Государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию земельных участков в Едином государственном реестре земель, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера (ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", утратил силу 17.05.2008).
В силу положений п. 3 ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" полномочия в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра были возложены на федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами и его территориальные органы.
Из материалов дела усматривается, что арендуемый истцом земельный участок, площадью 3709255кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира - производственного комплекса ОАО "РЖД" - в границах участка, почтовый адрес ориентира: муниципальное образование город Лабытнанги, поставлен на кадастровый учет в 2004 году, имеет кадастровый номер 89:09:00 00 00:0001 и включает в себя земельные участки с кадастровыми номерами 89:09:03 01 01:8049 (39935кв.м.), 89:09:03 01 01:0048 (14124кв.м.), 89:09:03 01 01:0047 (21544кв.м.), 89:09:02 01 05:0033 (53380кв.м.), 89:09:02 02 04:0018 (189795кв.м.), 89:09:03 02 01:0015 (554667кв.м.), 89:09:08 01 01:0006 (1064596кв.м.), 89:09:08 01 01:0007 (22871кв.м.), 89:09:07 01 01:0048 (267960кв.м.), 89:09:07 01 01:0049 (167935кв.м.), 89:09:10 01 01:0002 (240470кв.м.), 89:09:11 01 01:0032 (522146кв.м.), 89:09:11 01 01:0033 (19381кв.м.), 89:09:11 04 03:0011 (236279кв.м.), 89:09:11 04 03:0012 (294172кв.м.).
Земельный участок, арендуемый ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат" (правопреемником ОАО "Конгор-Хром"), общей площадью 48896кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира - фруктохранилища - в границах участка, почтовый адрес ориентира: г. Лабытнанги, п. Харп, промзона, поставлен на кадастровый учет в 2005 году, имеет кадастровый номер 89:09:00 00 00:0016 и состоит из земельных участков 89:09:11 03 05:0002 (26097кв.м.) и 89:09:11 04 03:0015 (22799кв.м.).
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовал в период формирования рассматриваемых земельных участков) нарушение прав смежных землепользователей при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет, является основанием к отказу в проведении кадастрового учета земельного участка.
Земельные участки, арендуемые истцом и ответчиком, поставлены на кадастровый учет как самостоятельные объекты, им присвоены разные кадастровые номера.
Доказательств наложения данных земельных участков в материалах дела не имеется.
Из имеющихся в материалах дела кадастровых планов земельных участков ОАО "РЖД" и ОАО "Конгор-Хром" (выписки из государственного земельного кадастра, составленные ФГУ "Земельная кадастровая палата" по ЯНАО) невозможно установить факт совмещения или пересечения земельных участков.
Данные межевания земельных участков с кадастровыми номерами: N 89:09:00 00 00:0001 и 89:09:00 00 00:0016, а также выписки из государственного земельного кадастра КВ.1 - КВ.6 в отношении указанных объектов, построенных по координатам X и Y, которые бы позволили прийти к выводу о совмещении земельных участков, в материалы дела не представлены.
Представление доказательств по делу является обязанностью участников арбитражного процесса.
Возможность истребования документов судом апелляционной инстанции ограничена ст.ст. 66, 268 АПК РФ.
Из акта установления и согласования границ земельного участка, общей площадью 371,495га, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование государственному унитарному предприятию "Северная железная дорога" в пределах полосы отвода железной дороги от станции Чум до станции Лабытнанги (утвержден руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Лабытнанги 29.09.2003) усматривается, что границы данного земельного участка были согласованы со смежными землепользователями, в том числе с ОАО "Конгор-Хром" (N N точек смежного участка 37 и 41).
В указанном акте было зафиксировано отсутствие земельных споров между смежными землепользователями (ГУП "Северная железная дорога" и ОАО "Конгор-Хром").
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие определенно установить, что заключение ответчиками договора аренды N ЯНО-Л-02-3752 от 09.06.2005 нарушило права ОАО "РЖД" как арендатора земельного участка по договору N 1-05 (351-юр) от 13.01.2005.
При отсутствии достаточных доказательств, подтверждающих заявленные требования, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания оспариваемого договора ничтожным по настоящему иску.
В связи с чем решение суда о частичном удовлетворении иска ОАО "РЖД" подлежит изменению.
По правилам ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе относится на ОАО "РЖД".
Руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 3 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.03.2008 по делу N А81-4274/2007 изменить, изложив его в следующей редакции:
"В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отказать в полном объеме.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в доход федерального бюджета 2000руб. 00 коп. государственной пошлины по иску".
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу Администрации города Лабытнанги 1000руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4274/2007
Истец: Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
Ответчик: Открытое акционерное общество "Конгор-Хром", Администрация муниципального образования Приуральский район, Администрация муниципального образования город Лабытнанги
Третье лицо: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по ЯНАО", Управление федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по ЯНАО, Открытое акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат"
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2199/2008