город Омск |
|
17 июля 2008 г. |
Дело N А46-6693/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.
судей Золотовой Л.А., Ивановой Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Радченко Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2924/2008) муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" на решение Арбитражного суда Омской области от 28.04.2008 по делу N А46-6693/2008 (судья Глазков О.В.),
по заявлению муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2"
к Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Омской области
о признании недействительным предписания от 15.02.2008 N 5
при участии в судебном заседании представителей:
от муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" - Литвинов С.В. по доверенности от 09.01.2008 N 7 действительной до 31.12.2009; Окишев К.В. по доверенности от 29.08.2007 N 21 действительной до 31.12.2008;
от Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Омской области - Баканова Е.В. по доверенности от 29.12.2007 N 5181/07-01-06 действительной до 31.12.2008; Фартух Е.С. по доверенности от 29.12.2007 N 5179/07-01-06 действительной до 31.12.2008; Секретов Н.А. по доверенности от 29.12.2007 N 5180/07-01-06 действительной до 31.12.2008;
УСТАНОВИЛ:
Решением от 28.04.2008 по делу N А46-6693/2008 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований муниципального учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" (далее по тексту - МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2", Учреждение) о признании недействительным предписания Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Омской области (далее по тексту - ТФ ОМС Омской области, Фонд) от 15.02.2008 N 5 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки с 05.02.2008 по 11.02.2008.
В обоснование решения суд первой инстанции указал на следующее.
Фонд является органом, осуществляющим государственный контроль за поступлением и расходованием средств федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Пунктом 4 Указа N 1095 предусмотрено, что средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Поскольку МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" средства обязательного медицинского страхования были использованы не по целевому назначению, а именно с нарушением Тарифного соглашения на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования населения Омской области и договора на представление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, данные средства подлежат восстановлению лечебным учреждением одним из способов, предусмотренных в предписании от 15.02.2008 N 5 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования.
В апелляционной жалобе МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя апелляционной жалобы у ТФ ОМС Омской области отсутствуют полномочия по изданию обязательных для исполнения предписаний о восстановлении средств обязательного медицинского страхования путем перечисления денежных средств на счет ТФ ОМС Омской области или путем уменьшения размера оплаты оказанной Учреждением медицинской помощи в соответствии с условиями заключенных на ее оказание договоров. При этом Учреждение указывает на то, что Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 на ТФ ОМС не распространяется, поскольку ТФ ОМС уже по определению не может относится к федеральным внебюджетным фондам; инструкции и указания Федерального фонда ОМС, утвержденные приказами этого фонда N 100 и 105 в части в которой их положениям придается сила нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения всеми участниками системы обязательного медицинского страхования, изданы Федеральным фондом ОМС с превышением полномочий; утвержденный 05.04.2001 Федеральным фондом ОМС Временный порядок взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, таких полномочий ТФ ОМС также не представляет.
Также Учреждение считает, что ТФ ОМС Омской области не наделен полномочиями по контрою за соблюдением Тарифного соглашения и договоров, а само тарифное соглашение, стороной которого МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" не является, не обязательно для Учреждения; договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи Учреждение с ТФ ОМС Омской области не заключало.
Все денежные средства, по мнению Учреждения, получены им от страховых организаций по гражданско-правовым договорам, имеют статус внебюджетных средств; от ТФ ОМС Омской области Учреждение денежных средств не получало, контроль за исполнением этих договорных обязательств осуществляется сторонами договора, а не иными субъектами.
ТФ ОМС Омской области в соответствии с представленным суду письменным отзывом на апелляционную жалобу решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ТФ ОМС Омской области поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
15.02.2008 специалистами ТФ ОМС Омской области была проведена проверка МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" по вопросам целевого использования средств обязательного медицинского страхования, в ходе которой было установлено, что средства обязательного медицинского страхования используются МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" с нарушением Тарифного соглашения на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования населения Омской области и договора на представление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию. Средства обязательного медицинского страхования направляются на оплату расходов, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов. Использование средств обязательного медицинского страхования не по назначению составило 22 987 985 руб. или 26 % от финансирования по программе обязательного медицинского страхования.
По результатам означенной проверки 15.02.2008 ТФ ОМС Омской области был составлен акт, на основании которого 15.02.2007 было вынесено предписание об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки с 05.02.2008 по 11.02.2008 N 5.
Данным предписанием Учреждению предписано направить в адрес ТФ ОМС Омской области информацию о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений; средства обязательного медицинского страхования, использованные не по назначению, в сумме 15 533 705 руб. восстановить в соответствии с "Временным порядком обеспечения рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования": путем перечисления суммы средств, использованных не по назначению, на счет ТФ ОМС Омской области за счет средств бюджета, платных услуг населению; путем перечисления установленной суммы средств, использованных не по назначению, за счет бюджетных средств или платных медицинских услуг (добровольного медицинского страхования) на счет медицинского учреждения по учету средств обязательного медицинского страхования, при условии отражения указанных операций в бухгалтерской отчетности медицинского учреждения и представления в ТФ ОМС Омской области копий платежных документов с отметкой банка; путем уменьшения размера оплаты оказанной медицинской помощи страховыми медицинскими организациями в соответствии с условиями заключенных между субъектами обязательного медицинского страхования договоров; направить в адрес ТФ ОМС Омской области уведомление об исполнении.
МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2", полагая, что указанное предписание вынесено с нарушением норм действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований Учреждения отказано.
Означенное решение обжалуется Учреждением в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Пунктами 1, 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" (далее по тексту - Указ Президента РФ N 1095) установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Согласно пункту 2 Указа Президента РФ N 1095 функции государственного финансового контроля в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагаются на органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 8 раздела 3 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857, подпунктом 9 пункта 3 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1, пунктом 14 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 N 1518/21-1 по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации от 06.04.2001 N 2510/3586-01-34 и Министерством финансов Российской Федерации от 27.04.2001 N 12-03-14 функцией Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также его территориальных органов является осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.
Аналогичные положения содержатся в статье 3 Закона Омской области от 24.06.1996 N 62-ОЗ "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Омской области", Приказе ФФ ОМС от 09.12.1999 N 105 "Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования", Приказе ФФ ОМС от 17.12.1998 N 100 "Об утверждении и введении Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС".
В силу изложенных норм действующего законодательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у ТФ ОМС Омской области полномочий по осуществлению государственного контроля за поступлением и расходованием средств федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данные нормы не распространяются на ТФ ОМС, в том числе со ссылкой на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 17.01.2003 по делу N А-1042/02, суд апелляционной инстанции отклоняет как противоречащие изложенным нормам.
Ссылка на преюдициальное значение указанного постановления судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в соответствии счастью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. В данном же случае, в указанном постановлении никаких обстоятельств, установлено не было. В указанном постановлении судом дана своя оценка, свое собственное толкование норм действующего законодательства, на основании чего сделаны определенные выводы. Применение судом нормы права не является обстоятельством, имеющим преюдициальное значение. Кроме того, при рассмотрении дела N А-1042/02 участвовали другие лица.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1491-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о медицинском страховании) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 24 Закона о медицинском страховании тарифы на медицинские услуги при обязательном медицинском страховании определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и профессиональными медицинскими ассоциациями.
Как установлено приказом ФФОМС от 14.04.1994 N 16 "О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан" (п.2.2.), Приказом ФФОМС от 09.12.1999 N 105 "Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования", тарифами являются денежные суммы, определяющие уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан. Состав тарифа на медицинские и иные услуги, предоставляемые по территориальной программе обязательного медицинского страхования, определяется решением согласительной комиссии.
Пунктом 13 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан (утвержденным ФФ ОМС 05.04.2001 N 1518/21-1), Правилами обязательного медицинского страхования, Приказом ФФ ОМС от 09.12.1999 N 105 "Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования" установлено, что тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования определяются согласительной комиссией, в которую входят: страховые медицинские организации, органы исполнительной власти, местные администрации, профессиональные медицинские ассоциации, территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Пунктом 1.4 Тарифного соглашения на медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования Омской области, утвержденного Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Омской области, Министерством здравоохранения Омской области, ООО "МСК "Аско-Забота", ЗАО "МСК "Астормед", ООО "Росгосстрах-Медицина" и общественной организацией "Областная ассоциация организаторов здравоохранения" (далее - Тарифное соглашение Омской области), утверждена структура тарифа на медицинскую помощь (услуги) в системе обязательного медицинского страхования.
Таким образом, в силу изложенных норм, несмотря на то, что МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" не являлось участником указанного Тарифного соглашения, на него как на медицинское учреждение, функционирующее в системе обязательного медицинского страхования и получающее внебюджетные финансовые средства на обязательное медицинское страхование, распространяется действие нормативных актов, регулирующих расходование таких средств.
В связи с изложенным доводы Учреждения о том, что Тарифное соглашение на него не распространяется, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Довод Учреждения о том, что денежных средств от ТФ ОМС Омской области и из его бюджета Учреждение не получало, все средства были полученные от страховых организаций по договорам гражданско-правового характера, в силу чего Учреждение не является получателем внебюджетных финансовых средств на обязательное медицинское страхование, и, следовательно, указанное тарифное соглашение на него не может распространяться, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о медицинском страховании медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения с любой формой собственности. Они являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Однако правовая природа денежных средств, получаемых медицинским учреждением в качестве средств обязательного медицинского страхования от страховых организаций, не является, как ошибочно полагает Учреждение, оплатой гражданами оказанных медицинских услуг в гражданско-правовом порядке, который регулируется нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 2 статьи 12 Закона о медицинском страховании для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение (пункт 5 статьи 12 Закона о медицинском страховании).
В силу статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов наряду с федеральным бюджетом входят бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона о медицинском страховании в качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
В силу изложенного, средства Фонда обязательного медицинского страхования, перечисляемые медицинским учреждениям через страховые медицинские организации, составляют единую государственную систему обязательного медицинского страхования и расходуются в порядке, определяемом данным законодательством.
То есть средства, получаемые Учреждением от страховых организаций, являются средства Фонда обязательного медицинского страхования, перечисляемыми Фондом через страховые организации, являются внебюджетные финансовыми средствами на обязательное медицинское страхование, а Учреждение как их получатель должно соблюдать определенный законом порядок их расходования, в том числе положения Тарифного соглашения.
Кроме того, МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" заключены договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с которыми лечебное учреждение приняло на себя обязательство использовать полученные денежные средства на цели и в порядке, предусмотренном Тарифным соглашением. Так же означенными договорами предусмотрена ответственность лечебного учреждения за использование означенных средств не в соответствии с условиями договоров, а именно страховая организация вправе уменьшить сумму средств обязательного медицинского страхования, направляемых учреждению, в случае если в результате проведенных в соответствии с условиями договоров ТФ ОМС Омской области проверок будет выявлено, что средства обязательного медицинского страхования используются лечебным учреждением на виды расходов, не предусмотренных Тарифным соглашением. Данная мера ответственности предусмотрена в качестве способа восстановления ненадлежаще использованных средств обязательного медицинского страхования.
По изложенным основаниям суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Учреждения о том, что контроль за использование денежных средств, полученных от страховых организаций по гражданско-правовым договорам, могут осуществлять только стороны этого договора. Поскольку эти денежные средства являются средствами обязательного медицинского страхования, то ТФ ОМС Омской области имеет полномочия по осуществления контроля за их использованием.
Как следует из материалов, было установлено судом первой инстанции, и не оспаривается Учреждением, МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" средства обязательного медицинского страхования были использованы не по целевому назначению, а именно с нарушением Тарифного соглашения на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования населения Омской области и договора на представление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.
Пунктом 4 Указа Президента РФ N 1095 установлено, что средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Таким образом, указанные денежные средства подлежат восстановлению лечебным учреждением одним из способов, предусмотренных в предписании от 15.02.2008 N 5 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Учреждение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.04.2008 по делу N А46-6693/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6693/2008
Истец: Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2"
Ответчик: Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Омской области