город Омск
15 июля 2008 г. |
Дело N А46-15170/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рябухиной Н.А.
судей Гладышевой Е.В., Глухих А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловской Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1549/2008) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области А46-15170/2007 (судья Мартыненко Ю.В.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "ОМСК СТЕКЛОТАРА" к Главному управлению по земельным ресурсам, Департаменту финансов и контроля администрации города Омска, при участии третьих лиц: Министерства финансов Омской области, Департамента финансов и контроля Администрации города Омска, Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области
о признании сделки недействительной и применений последствий ее недействительности,
при участии в судебном заседании:
от ГУ по земельным ресурсам Омской области - представитель Халимова Е.К. по доверенности N 0501/379 от 21.01.2008,
от ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" - представитель Бадер В.В. по доверенности N 55/78-07 от 01.12.2007,
от Департамента финансов и контроля администрации города Омска - представитель Гапуненко А.К. по доверенности N 3002 от 03.08.2005 (до перерыва), представитель Окишев К.В. по доверенность N 3000 от 03.08.05 (после перерыва),
от Министерства финансов Омской области - представитель Каурова С.А. по доверенности N 10-07/4497 от 06.12.2007 (до перерыва), после перерыва представитель не явился,
от УФРС по Омской области - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ :
Общество с ограниченной ответственностью "ОМСК СТЕКЛОТАРА" (далее - ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА") 06.12.2007 обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - ГУ по земельным ресурсам Омской области), Министерству финансов Омской области, Департаменту финансов и контроля администрации города Омска, в котором просит признать договор купли-продажи земельного участка от 14.11.2007 N 1657/2007, заключенный между ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" и ГУ по земельным ресурсам Омской области, недействительным в части установления в пункте 2.1 договора и приложении к договору цены выкупа земельного участка в размере 12 632681руб.53коп., а также просит применить последствия частичной недействительности сделки, обязав Министерство финансов Омской области вернуть на расчетный счет ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" денежные средства в размере 3 215 591 руб. 66 коп., обязав Департамент финансов и контроля администрации города Омска вернуть на расчетный счет ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" денежные средства в размере 7 503 047 руб. 21 коп.
В обоснование иска ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" со ссылкой на п.1 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указало, что ему принадлежит право получить в собственность земельный участок по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости, поскольку расположенные на земельном участке объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности истцу, ранее являлись государственной собственностью и были переданы в частную собственность в процессе приватизации. В связи с изложенным истец считает, что п.2.1 договора купли-продажи земельного участка от 14.11.2007 N 1657/2007 и приложение к указанному договору являются недействительными (ничтожными) в части установления цены выкупа земельного участка в размере 12 632 681 руб. 53 коп . С учетом п.1ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в действующей редакции) за земельный участок, имеющий кадастровую стоимость 76561706руб., истец должен уплатить цену, равную 2,5%, то есть 1914042руб.66коп. Поскольку по платежному поручению N 276 от 20.11.2007 ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" уплатило указанную в п.2.1 договора цену - 12632681руб.53коп. , в порядке применения последствий частичной недействительности сделки ему подлежит возврату сумма 10718638руб.87коп.
Определением суда от 14.01.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее - УФРС по Омской области).
До принятия судом решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил об отказе от исковых требований к Министерству финансов Омской области и Департаменту финансов и контроля администрации города Омска, а также уточнил требования в части применения последствий, просит применить последствия частичной недействительности сделки, обязав ГУ по земельным ресурсам Омской области вернуть на расчетный счет ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" денежные средства в размере 10 718 638 руб. 87 коп. Уточнения приняты судом.
По ходатайству истца Министерство финансов Омской области и Департамент финансов и контроля администрации города Омска привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора (протокол судебного заседания от 04.02.2008 по делу N А46-15170/2007).
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.02.2008 по делу N А46-15170/2007 договор купли-продажи земельного участка от 14.11.2007 N1657/2007, заключенный между ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" и ГУ по земельным ресурсам Омской области, признан недействительным в части установления в п. 2.1 договора и приложении к договору цены выкупа земельного участка в размере 12 632 681 руб. 53 коп. Применены последствия недействительности части сделки: на ГУ по земельным ресурсам Омской области возложена обязанность возвратить ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" денежные средства в размере 10 718 638 руб. 87 коп. Производство по делу в части требований к Министерству финансов Омской области и Департаменту финансов и контроля администрации города Омска прекращено. С ГУ по земельным ресурсам Омской области в пользу ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" взыскано 4000руб. расходов по уплате госпошлины.
В обоснование решения суд указал, что законодатель не ставит субъективное право лица, в чьей собственности находятся объекты недвижимости, на выкуп земельного участка под такими объектами с применением норм пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в действующей редакции), в зависимость от того факта, приобретал ли непосредственно заявитель объекты недвижимости из государственной (муниципальной) собственности либо они были приобретены у государства (муниципалитета) ранее другим лицом. С учетом указанной нормы ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" должно было уплатить за земельный участок 2,5 % от его кадастровой стоимости, то есть 1 914 042 руб. 66 коп.
Возражая против принятого судом решения, ГУ по земельным ресурсам Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Ответчик полагает, что в случае отчуждения земельного участка коммерческой организации, для применения п. 1 ст. 2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и исчисления выкупной цены в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, правовое значение имеет непосредственное отчуждение имущества из государственной или муниципальной собственности, а не факт его нахождения когда-либо в государственной или муниципальной собственности.
Министерство финансов Омской области, Департамент финансов и контроля администрации города Омска в письменных отзывах на апелляционную жалобу просят обжалуемое решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
УФРС по Омской области представило письменный отзыв, в котором отношение к апелляционной жалобе не выразило, но изложило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Представитель УФРС по Омской области, извещенного надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явился.
На основании ч.1ст.266, ч.5ст.156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица - УФРС по Омской области.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ГУ по земельным ресурсам Омской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА", Департамента финансов и контроля администрации города Омска, Министерства финансов Омской области высказались согласно своим письменным отзывам на апелляционную жалобу.
На вопрос суда представитель ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" пояснил, что при заключении договора купли-продажи земельного участка у сторон возникли разногласия, однако, за разрешением разногласий стороны в суд не обращались. ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" заключило договор на предложенных ГУ по земельным ресурсам Омской области условиях, а затем обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В заседании суда апелляционной инстанции 01.07.2008 был объявлен перерыв до 12 час. 50 мин. 08.07.2008, по окончании которого судебное заседание продолжено 08.07.2008.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменные отзывы на нее, выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.02.2007 между ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" (покупатель) и Карпачевым В.В. (продавец) заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" приобрело в собственность объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: город Омск, улица 2-я Солнечная, 27а:
- незавершенное строительство: административно-бытовой корпус - трехэтажное строение, общей площадью 1761,70 кв.м, литера АА,
- незавершенное строительство: цех установки по предварительной очистке последрожжевой бражки - одноэтажное строение, обшей площадью 1482,60 кв.м, литера ББ,
- незавершенное строительство: склад - одноэтажное строение, общей площадью 441,60 кв.м, литера ВВ;
- незавершенное строительство: производственный корпус - одноэтажное строение, общей площадью 8615,20 кв.м, литера ДД.
Право собственности ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" на указанные объекты недвижимого имущества зарегистрировано 30.03.2007 (свидетельства о государственной регистрации права серии 55 АВ N 446143, 446144, 446145, 446146 - л.д. 40-43).
До продажи указанных объектов истцу, они находились в собственности Российской Федерации (свидетельства о государственной регистрации права от 18.01.2006 серии 55 АВ N 170293, N 170301, N 170294, 170295) и были переданы на праве хозяйственного ведения Федеральному государственному унитарному предприятию "Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова (Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области от 04.05.2006 N 244-р, свидетельства о государственной регистрации права от 02.11.2006 серии 55 АВ N 359113, N 359110, N359112).
Впоследствии имущество было реализовано на открытых торгах Карпачеву В.В. (протоколы о результатах торгов по продаже на аукционе недвижимого имущества от 27.11.2006 N 23, N 24, N 25, N 26), который затем по договору от 03.02.2007 продал его истцу.
ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" 15.10.2007 обратилось в ГУ по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося под приобретенными объектами недвижимости из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:13 01 01:0456.
ГУ по земельным ресурсам Омской области издано распоряжение от 02.11.2007 N 3362-р о предоставлении ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" в соответствии со ст.29, п.1ст.36 Земельного кодекса РФ в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, с кадастровым номером 55:36:13 01 01:0456, площадью 63271 кв.м, местоположение которого установлено в 300м северо-восточнее относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: г.Омск, ул.2-я Солнечная,д.27б, для производственных целей.
Истец обратился в ГУ по земельным ресурсам Омской области с заявлениями N 29/07 от 06.11.2007, N 39/07 от 12.11.2007, в которых просил оформить договор купли-продажи земельного участка с учетом ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", применить к расчету выкупной стоимости ч.1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ об установлении цены в пределах 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка. В представленном протоколе разногласий ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" определяет цену земельного участка в размере 1 914 042 руб. 66 коп.
В письме N 0401/14089 от 20.11.2007 ответчик сообщил истцу, что объекты недвижимости, находящиеся в собственности ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА", приобретены по договору купли-продажи от 03.02.2007 у физического лица, следовательно, ч.1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ не может быть применена при расчете выкупной цены земельного участка.
Между ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" и ГУ по земельным ресурсам Омской области 14.11.2007 заключен договор N 1657/2007 купли-продажи земельного участка. В соответствии с пунктом 2.1 договора и приложением к договору (расчет цены выкупа земельного участка) выкупная цена земельного участка составила 12 632 681 руб. 53 коп.
В расчете цены выкупа земельного участка указано, что цена определена на основании ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", постановления Правительства Омской области от 25.08.2005 N 96-п "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" и решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска".
Платежным поручением N 276 от 20.11.2007 ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" оплатило обусловленную договором цену земельного участка (12 632 681 руб. 53 коп.) - л.д. 50.
Однако, полагая, что условие договора купли-продажи земельного участка N 1657/2007 от 14.11.2007 в части установления его выкупной цены является ничтожным, истец со ссылками на статью 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 167. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности,- Правительством Российской Федерации;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Истец является собственником объектов недвижимости, ранее находившихся в федеральной собственности, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно указал на необходимость применения к правоотношениям сторон в части определения цены выкупа земельного участка под объектами незавершенного строительства пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что продажа земельного участка под зданиями, строениями, сооружениями, когда-либо находившимися в государственной или муниципальной собственности, должна быть осуществлена по цене в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек или двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Названная норма закона не содержит ограничений о том, что выкупная цена в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка (или двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка) может применяться лишь в том случае, если здания, строения, сооружения были непосредственно выкуплены лицом, обращающимся за предоставлением земельного участка, из государственной или муниципальной собственности.
Довод в апелляционной жалобе о том, что при отчуждении земельного участка коммерческой организации для применения п.1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ и исчисления выкупной цены в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, правовое значение имеет непосредственное отчуждение имущества из государственной или муниципальной собственности, а не факт его нахождения когда-то в государственной или муниципальной собственности, суд апелляционной инстанции считает основанным на неправильном, ограничительном истолковании указанной нормы материального права, не соответствующем её фактическому содержанию.
В апелляционной жалобе ГУ по земельным ресурсам Омской области также ссылается на п.4 Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
В соответствии с указанным пунктом к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагается выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).
В связи с тем, что в Приказе N 370 от 30.10.2007 не содержится требований о необходимости представления выписки, содержащей сведения о переходе прав на объекты недвижимости, ГУ по земельным ресурсам Омской области полагает изложенное им истолкование п.1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ правильным.
Между тем, судом первой инстанции обоснованно указано, что Приказ N 370 от 30.10.2007 издан во исполнение ст. 36 ЗК РФ, определяющей общие правила приобретения прав на земельные участки.
Применяемой же к спорным правоотношениям нормой - пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ установлен специальный, льготный порядок предоставления в собственность земельных участков, действующий до 1 января 2010 года.
Отсутствие в Приказе N 370 от 30.10.2007 указания на необходимость представления документов, подтверждающих, что расположенные на земельном участке объекты недвижимости ранее находились в государственной или муниципальной собственности, не может означать установление ограничений содержания нормы закона, закрепленной в п.1 ст. 2 Федерального закона N 137-ФЗ.
Довод Департамента финансов и контроля администрации города Омска о том, что спорная норма не применяется в отношении собственников объектов незавершенного строительства, правильно отклонен судом первой инстанции как необоснованный. У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
Собственник объекта незавершенного строительства, зарегистрировавший свое право в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вправе наряду с собственниками зданий, строений, сооружений приобрести расположенный под этим объектом земельный участок в собственность или в аренду по основанию и в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, а также вправе на равных началах с собственниками зданий, строений, сооружений претендовать на выкуп земельного участка под объектом незавершенного строительства по льготной цене в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона N 137-ФЗ.
Иное истолкование указанной нормы приведет к установлению преимущественного положения одних субъектов (владельцев завершенных строительством зданий, строений, сооружений) по сравнению с другими (владельцами незавершенных строительством объектов), что недопустимо.
Кроме того, позицию Департамента финансов и контроля администрации города Омска не разделяет и сам ответчик - ГУ по земельным ресурсам Омской области, в распоряжении которого от 02.11.2007 N 3362-р прямо указано о предоставлении ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" спорного земельного участка в соответствии с п.1ст.36 Земельного кодекса РФ , и в договоре купли продажи земельного участка от 14.11.2007 N 1657/2007 (в пункте 1.2) также зафиксировано нахождение на земельном участке объектов недвижимости ( незавершенных строительством объектов).
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).
Суд первой инстанции указал в решении о признании пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 14.11.2007 N 1657/2007 и приложения к нему недействительными в части установления цены выкупа земельного участка в размере 12 632 681 руб. 53 коп.
Принимая во внимание, что 12 632 681 руб. 53 коп. - это согласно пункту 2.1 договора (и приложению) вся цена выкупа, суд первой инстанции фактически признал условие пункта 2.1 о цене (и приложение) недействительными полностью, чем допустил неправильное применение нормы материального права (ст. 180 ГК РФ) и несоответствие выводам , изложенным в мотивировочной части решения .
В соответствии с п.1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу п.1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются (п.1 ст. 555 ГК РФ).
Признание недействительными условия пункта 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 14.11.2007 N 1657/2007 (и приложения) об установлении цены выкупа земельного участка в размере 12 632 681 руб. 53 коп. лишает договор купли-продажи условия о цене выкупа, без которого сделка не могла быть совершена.
Согласно кадастровому плану спорного земельного участка, его кадастровая стоимость составляет 76 561 706руб. Следовательно, цена выкупа земельного участка должна составлять 1914042 руб. 66 коп. (2,5% кадастровой стоимости). Этот же вывод изложен и судом первой инстанции в мотивировочной части решения. Соответственно, недействительными условие пункта 2.1 договора (и приложения) являются в части установления цены выкупа земельного участка в размере, превышающем сумму 1914042 руб. 66 коп.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции изменяет решение суда первой инстанции и признает пункт 2.1 заключенного между ГУ по земельным ресурсам Омской области и ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" договора N 1657/2007 от 14.11.2007 и приложение к нему недействительными в части установления в них цены выкупа земельного участка в размере, превышающем 1914042 руб. 66 коп.
В связи с тем, что по платежному поручению N 276 от 20.11.2007 ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" перечислило за выкупаемый земельный участок 12 632 681 руб. 53 коп., суд первой инстанции обоснованно применил последствия недействительности части сделки и обязал ГУ по земельным ресурсам Омской области возвратить ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" денежные средства в размере 10718638руб.87 коп. (12 632 681 руб. 53 коп. - 1 914 042 руб. 66 коп.).
В указанной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Апелляционная жалоба ГУ по земельным ресурсам Омской области оставляется без удовлетворения. Расходы по апелляционной жалобе относятся на ГУ по земельным ресурсам Омской области.
Руководствуясь п.2ст.269, п.4 ч.1 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.02.2008 по делу N А46-15170/2007 изменить в части. Признать пункт 2.1 заключенного между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и ООО "ОМСК СТЕКЛОТАРА" договора N1657/2007 от 14.11.2007 и приложение к нему недействительными в части установления в них цены выкупа земельного участка в размере, превышающем 1914042руб.66коп. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15170/2007
Истец: общество с ограниченной ответственностью "ОМСК СТЕКЛОТАРА"
Ответчик: Департамент финансов и контроля администрации города Омска, Главное управление по земельным ресурсам
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, Министерство финансов Омской области