город Омск
11 сентября 2008 г. |
Дело N А75-3206/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотовой Л.А.
судей Шиндлер Н.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лиопа А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3851/2008) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2008 по делу N А75-3206/2008 (судья Федоров А.Е.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирь"
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирь" - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Решением от 18.06.2008 по делу N А75-3206/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "Сибирь" (далее по тексту - ООО "Сибирь", общество) об отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее по тексту - МИФНС России N 3 по ХМАО-Югре, налоговый орган, инспекция) N 13/56 от 07.05.2008 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб. 00 коп.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе МИФНС России N 3 по ХМАО-Югре просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на нарушения судом норм материального права. По мнению налогового органа, в действиях общества имеются признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку факт отсутствия надлежащим образом оформленной товарно-транспортной накладной при реализации алкогольной продукции, установленный при проведении проверочных действий, подтверждается материалами дела.
В представленном до судебного заседания отзыве ООО "Сибирь" просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу МИФНС России N 3 по ХМАО-Югре - без удовлетворения.
МИФНС России N 3 по ХМАО-Югре, ООО "Сибирь", надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
05.05.2008 сотрудниками МИФНС России N 3 по ХМАО-Югре была проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, в закусочной "Соболь", расположенной по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нягань, 3 микрорайон, дом 15, корпус 2, принадлежащем ООО "Сибирь".
По итогам проверки был составлен акт по вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации по розничному обороту алкогольной продукции, в котором зафиксировано, что обществом предоставлены сопроводительные документы на алкогольную продукцию, находящуюся на реализации, в том числе, товарно-транспортная накладная N 169475 от 31.05.2007, в порядковой позиции N 7 товарного раздела которой указана водка "Украинская березовая особая" 0,5 литра, 40 % производитель ООО ПКФ ЛВЗ, что не соответствует данным о производителе, указанным на этикетках бутылок, а также в сертификате соответствия и разделе "А" и "Б" грузовой таможенной декларации и, по мнению проверяющих, является нарушением пункта 139 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, пункта 2 статьи 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
06.05.2008 главным государственным налоговым инспектором МИФНС России N 3 по ХМАО-Югре Судневым А.С. в отношении ООО "Сибирь" был составлен протокол N 62 об административном правонарушении, в котором действия общества квалифицированы по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
07.05.2008 начальником МИФНС России N 3 по ХМАО-Югре вынесено постановление, в соответствии с которым ООО "Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
ООО "Сибирь", считая привлечение его к административной ответственности незаконным, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
18.06.2008 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлена статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 данной статьи ответственность наступает, в частности, в случае поставки или розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к товаротранспортной накладной.
Нарушение иных правил розничной торговли, не перечисленных в частях 1, 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет ответственность по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" товарно-транспортная накладная, а также справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации), относятся к числу сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, без наличия которых невозможно осуществление оборота данной продукции. Согласно пункту 2 названной статьи этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, установлен пунктом 2 статьи 16 этого Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 утверждены Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пунктами 3, 5 которых установлено, что организация - производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы "А" и "Б" справки по утвержденной форме и заверяет данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется раздел "Б" справки. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
Пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь сопроводительные документы, в том числе копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что на момент проведения МИФНС России N 3 по ХМАО-Югре проверки у ООО "Сибирь" имелись все необходимые документы на реализуемую алкогольную продукцию. Наличие не соответствия наименования производителя в порядковой позиции N 7 товарного раздела товарно-транспортной накладной, общество объясняет тем, что оператором организации-поставщика была допущена опечатка, что подтверждается письмом от 06.05.2008 за подписью директора организации-поставщика ООО "Инвина-Опт" (л.д. 31-32).
Суд первой инстанции, исходя из анализа вышеназванных норм права, материалов дела, пришел к обоснованному выводу о том, что ненадлежащее оформление порядковой позиции N 7 товарного раздела товарно-транспортной накладной N 169475 от 31.05.2007 не образует объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку один лишь факт ненадлежащего оформления организацией-поставщиком порядковой позиции N 7 товарного раздела товарно-транспортной накладной - обязанность, по заполнению которой лежит на грузоотправителе, не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции. Нарушения ООО "Сибирь" иных правил продажи алкогольной продукции налоговым органом не установлено.
Таким образом, налоговый орган не доказал наличия в действиях ООО "Сибирь" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что исключает возможность привлечения к административной ответственности, а в силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Удовлетворив заявленные ООО "Сибирь" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2008 по делу N А75-3206/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3206/2008
Истец: ООО "Сибирь", общество с ограниченной ответственностью "Сибирь"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3851/2008