город Омск
23 декабря 2008 г. |
Дело N А46-17344/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Тайченачевым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5490/2008) Федерального бюджетного учреждения "Колония - поселение N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" на решение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2008 по делу N А46-17344/2008 (судья Чернышёв В.И.), принятое по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска
к Федеральному государственному учреждению "Колония-поселение N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области"
о взыскании 420 447 руб. 06 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального бюджетного учреждения "Колония - поселение N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" - Артемьева С.В., по доверенности от 20.10.2008 N 56/ЮР-10 сохраняющей силу до 30.09.2009 (личность удостоверена удостоверением ОМС N 002224, выданным 18.01.2005);
от инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска - Рыженкова Ю.А., по доверенности от 03.10.2008 N 12588 сохраняющей силу в течение одного года (личность удостоверена удостоверением УР N 339855, действительным до 31.12.2009);
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением о взыскании с федерального государственного учреждения "Колония-поселение N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" (далее - ФГУ КП-13 УФСИН России по Омской области, учреждение) 420 447 руб. 06 коп., из которых 372 653 руб. 88 коп. - недоимка по единому социальному налогу, 47 793 руб. 18 коп. - пени, начисленные за его несвоевременную уплату.
Решением от 23.09.2008 по делу N А46-17344/2008 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска требования в полном объеме.
При этом арбитражный суд, удовлетворяя требования налогового органа, исходил из того, что данные требования обоснованы, подтверждены материалами дела и ФГУ КП-13 УФСИН России по Омской области по существу не оспорены, в связи с чем подлежат удовлетворению.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней федеральное бюджетное учреждение "Колония-поселение N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" (далее - ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области) просит изменить решение арбитражного суда в части взыскания недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 73 684 руб., уменьшить размер пени до 2403 руб. 56 коп., уменьшить размер государственной пошлины.
По мнению подателя апелляционной жалобы, в связи с проведением судом первой инстанции рассмотрения дела в одном судебном заседании без проведения предварительного судебного заседания, ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области было лишено возможности привести свои доводы и возражения в связи с заявленными налоговым органом требованиями, а также возможность заявить ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины.
Учреждение утверждает, что налоговым органом нарушен срок для обращения в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку срок для взыскания недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, по расчету за 1 квартал 2006 года истек 25.11.2006 (срок уплаты налога 15.02.2006) и 25.12.2006 (срок уплаты налога 15.03.2006). Кроме того, податель жалобы не соглашается с размером взысканной пени.
В апелляционной жалобе учреждение также указывает на то, что ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области является бюджетным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета, при этом имеет место неполное финансирование, в связи с чем, учреждение просит уменьшить размер взыскиваемой по делу государственной пошлины.
В судебном заседании суда представитель ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области уточнила требования, заявленные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, просит изменить решение суда первой инстанции в части взыскания недоимки по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в размере 73 684 руб., уменьшить размер пени, начисленных за несвоевременную уплату налога, до 6231 руб., уменьшить размер государственной пошлины.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу и устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства по делу в суде апелляционной инстанции от лиц, участвующих в деле, поступило ходатайство об изменении наименования ответчика по делу - федерального государственного учреждения "Колония-поселение N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" на федеральное бюджетное учреждение "Колония-поселение N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области", в доказательство чего в материалы дела представлена копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произвел в порядке процессуального правопреемства замену ФГУ КП-13 УФСИН России по Омской области на ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнение к ней, отзыв, выслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В связи с наличием задолженности по единому социальному налогу ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска на основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации направила в адрес ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области требование N 83404 об уплате налога по состоянию на 08.04.2008. Однако в установленный в требовании срок (18.04.2008) денежные средства в бюджет перечислены не были.
Поскольку ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области является учреждением - получателем средств федерального бюджета и не имеет открытых расчетных (текущих) счетов в кредитных организациях, а взыскание задолженности с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации производится в судебном порядке, ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области 420 447 руб. 06 коп. задолженности по требованию N 83404 по состоянию на 08.04.2008, в том числе по:
- недоимке по единому социальному налогу по срокам уплаты 15.02.2006, 15.03.2006, 15.11.2007, 17.12.2007, 15.01.2008 - 372 653 руб. 88 коп.,
- пени, за несвоевременную уплату единого социального налога - 47 793 руб. 18 коп.
23.09.2008 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле возражений не заявлено, суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области части.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим изменению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
Из материалов дела видно, что ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области финансируется из федерального бюджета, имея лицевой счет в Омском отделении Федерального казначейства.
Арбитражный суд Омской области, оценив представленные налоговым органом доказательства, а также, учитывая то, что учреждением по существу требования налогового органа не оспорены, отзыв на заявление в порядке статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен, удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Вместе с тем, судом не учтено следующее.
В требовании N 83404 по состоянию на 08.04.2008 налоговым органом ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области были предъявлены к уплате суммы неуплаченного единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет Российской Федерации, по расчету за 1 квартал 2006 года по срокам уплаты 15.02.2006 в размере 36 080 руб., 15.03.2006 в размере 37 604 руб.
В то же время в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации при неуплате налогоплательщиком налога в уставленный срок требование об уплате недоимки должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи может быть восстановлен судом.
При этом нормы Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности изменения срока обращения с заявлением в суд в случае несвоевременного направления требования.
Так, согласно разъяснений, содержащихся в пункте 6 "Обзора практики разрешения арбитражными дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 71 от 17.03.2003, пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней, в связи с чем срок на обращение в суд должен исчисляться по истечении 10 дней (определенных в требовании) со дня окончания установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации срока на направление требования.
Исходя из изложенного, срок обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения недоимки по единому социальному налогу, зачисляемого в федеральный бюджет Российской Федерации, по расчету за 1 квартал 2006 года по срокам уплаты 15.02.2006 в размере 36 080 руб., 15.03.2006 в размере 37604 руб. истек соответственно 25.11.2006, 25.12.2006.
Заявление ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска о взыскании недоимки по единому социальному налогу и пени поступило в Арбитражный суд Омской области 22.08.2008 (л.д. 5), что свидетельствует о пропуске налоговым органом срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, для обращения в суд с заявлением о взыскании вышеуказанной недоимки по единому социальному налогу в общей сумме 73 684 руб.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ходатайство о восстановлении срока подачи заявления налоговым органом заявлено не было, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований налогового органа во взыскании единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет Российской Федерации, за 1 квартал 2006 года в сумме 73 684 руб., а апелляционная жалоба ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области в указанной части удовлетворению.
В апелляционной жалобе, с учетом уточнений требований в судебном заседании апелляционной инстанции, учреждение выражает несогласие с решением суда первой инстанции в части удовлетворения требований налогового органа о взыскании пеней в общей сумме 47 793 руб. 18 коп., просит уменьшить указанную сумму до 6231 руб.
Суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу в данной части подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки.
Из таблиц расчета пеней налогового органа по ЕСН ФБ, ЕСН ФСС, ЕСН ФФОМС, ЕСН ТФОМС (по позициям 6, 10, 13, 16 требования), имеющимся в материалах дела - л.д. 10-13, видно, что начало периода начисления пени по каждому расчету различно: 13.02.2008, 15.02.2008, 08.02.2008, 11.02.2008 соответственно.
Пояснений данному обстоятельству налоговый орган в суде апелляционной инстанции не привел, предоставив новые таблицы расчета пени на общую сумму 6231 руб. Расчет пени в указанных таблицах соответствует расчету не обжалуемой части пени ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области.
Также, не имеется в материалах дела и не представлено в суд апелляционной инстанции доказательств соблюдения налоговым органом всех предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации мер для взыскания недоимки по ЕСН ФБ, ЕСН ФСС, ЕСН ФФОМС, ЕСН ТФОМС в размере, указанном налоговым органом в таблицах расчета пеней, представленных в суд первой инстанции, и в отзыве на апелляционную жалобу, в силу чего, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об утрате налоговым органом возможности бесспорного взыскания данных сумм недоимки, и, соответственно, невозможности начисления на неё пени.
Представленные в суд апелляционной инстанции решения Арбитражного суда Омской области по делу N А46-733/2007 от 22.05.2008 и по делу N А46-4418/2007 от 15.04.2008 свидетельствуют о взыскании сумм недоимки по ЕСН ФБ в размере 401 857 руб., по ЕСН ФСС в размере 74 920 руб., по ЕСН ФФОМС в размере 14 012 руб., ЕСН ТФОМС в размере 32 955 руб., правомерность начисления пени на которые невозможно подтвердить в силу вышеустановленного отсутствия порядка определения начала периода расчета.
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции признает неправомерным взыскание пени в обжалуемом ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области размере - 41 562 руб. 18 коп., в связи с чем решение Арбитражного суда Омской области в указанной части подлежит изменению.
Пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.
Суд апелляционной инстанции, с учетом имущественного положения ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области, являющегося учреждением уголовно-исполнительной системы, финансируемым из федерального бюджета, руководствуясь положением пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, считает возможным снизить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с учреждения за рассмотрение заявления налогового органа в суде первой инстанции, с 7604 руб. до 1000 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с тем, что ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска является заявителем по настоящему делу и в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 от 13.03.2007, освобождена от уплаты государственной пошлины в целом по делу, то государственная пошлина, уплаченная ФБУ КП-13 УФСИН России по Омской области по квитанции СБ РФ от 21.10.2008 за рассмотрение апелляционной жалобы, в связи с её удовлетворением, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 1 и 4 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.09.2008 по делу N А46-17344/2008 изменить, изложив его в следующей редакции:
"Требование инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска о взыскании с федерального бюджетного учреждения "Колония-поселение N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области" недоимки по единому социальному налогу и пеней за его несвоевременную уплату в сумме 420 447 руб. 06 коп. удовлетворить частично.
Взыскать с федерального бюджетного учреждения "Колония-поселение N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области", зарегистрированного в качестве юридического лица Администрацией Омского района Омской области 23.12.1997, расположенного по адресу: 644546, город Омск, улица Осташковская, 23, в доход бюджета 305 200 руб. 88 коп., из которых 298 969 руб. 88 коп. - недоимка по единому социальному налогу, в том числе 154 358 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, 78 550 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, 21 194 руб. 88 коп. по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 44 867 руб. по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования; 6231 руб. 00 коп. - пени, начисленные за его несвоевременную уплату, в том числе пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 3217 руб. 08 коп., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 1637 руб. 11 коп., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 441 руб. 71 коп., пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 935 руб. 10 коп.; 1000 руб. 00 коп. государственной пошлины в доход федерального бюджета.
В остальной части заявленных требований отказать".
Возвратить федеральному бюджетному учреждению "Колония-поселение N 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области", расположенному по адресу: 644546, город Омск, улица Осташковская, 23, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. 00 коп., уплаченную при подаче апелляционной жалобы по квитанции СБ РФ от 21.10.2008.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17344/2008
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска
Ответчик: Федеральное государственное учреждение "Колония-поселение N13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области"
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5490/2008