город Омск
12 марта 2009 г. |
Дело N А46-22072/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.,
судей Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-901/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 26.12.2008 по делу N А46-22072/2008 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Мельница" города Омска к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения от 15.10.2008 N 2061,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска - Рожкина Г.В. (удостоверение, доверенность N 15/22 от 11.01.2009 сроком до 31.12.2009);
от Открытого акционерного общества "Мельница" города Омска - Исаева Н.В. (паспорт, доверенность от 01.03.2008 сроком действия до 31.12.2009);
установил:
Арбитражный суд Омской области решением от 26.12.2008 по делу N А46-22072/2008 удовлетворил требования открытого акционерного общества "Мельница" (налогоплательщик, заявитель, общество) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (налоговый орган, инспекция) от 15.10.2008 N 2061.
Удовлетворяя требования суд первой инстанции исходил из того, что Постановление Правительства Омской области N 174-П от 19.12.2007, которым были утверждены результаты оценки кадастровой стоимости земельных участков, относится к актам законодательства о налогах и сборах и указал, что названный ненормативный правовой акт вступает в силу с 01.01.2009, в связи с чем у налогоплательщика не возникло обязанности по уплате авансовых платежей по земельному налогу в большем размере, исчисленном с кадастровой стоимости, установленной Постановлением Правительства Омской области N 174-П от 19.12.2007.
Инспекция с решением суда первой инстанции не согласилась и обжаловала его в апелляционном порядке.
В соответствии с доводами апелляционной жалобы судебный акт подлежит отмене по тому основанию, что Постановление Правительства Омской области N 174-П от 19.12.2007 неправильно квалифицировано судом первой инстанции как нормативный правовой акт законодательства о налогах и сборах, поскольку таковой относится к законодательству, регулирующему земельные правоотношения, в связи с чем к нему не могут быть применены правила статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации о вступлении в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Общество отзыв на апелляционную жалобу налогового органа не представило.
Представитель заявителя в судебном заседании, считая решение законным и обоснованным, просил решение первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит отменить решение Арбитражного суда Омской области от 26.12.2008 по делу N А46-22072/2008 и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Мельница", согласно свидетельства на право собственности на землю от 02.11.1998 КР-2-8-67440/2235-2, принадлежит земельный участок общей площадью 72100 кв.м., имеющий почтовый адрес: Омская область, г. Омск, ул. Сибирская, 47.
23.07.2008 в отношении указанного земельного участка обществом в налоговый орган был представлен налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года. При этом при исчислении авансового платежа по земельному налогу за указанный период общество исходило из кадастровой стоимости указанного земельного участка, установленной Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N ПО "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области" в сумме 122 367 399 руб.
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленного 23.07.2008 ОАО "Мельница" налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008 года.
При проведении камеральной налоговой проверки названного расчета по авансовым платежам по земельному налогу налоговым органом, для подтверждения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, был направлен запрос в Территориальный отдел N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области.
В ответ на указанное обращение Территориальный отдел N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области письмом от 11.07.2008 N 0706/2949 сообщил, что кадастровая стоимость запрашиваемого земельного участка, в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года N 174-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36", составляет 293 056 218 руб.
Поскольку обществом авансовые платежи по земельному налогу были исчислены с кадастровой стоимости в сумме 122 367 399 руб., не соответствующей кадастровой стоимости, установленной в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 года N 174-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска и границах кадастрового района 55:36", инспекция пришла к выводу о необходимости доначисления налогоплательщику земельного налога в сумме 640 083 руб., а так же начислить пени за несвоевременную уплату названного налога в сумме 17 836 руб. 98 коп., что нашло отражение в акте камеральной налоговой проверки от 16.09.2008 N10476.
Рассмотрев материалы налоговой проверки уполномоченное должностное лицо налогового органа вынесло решение N 2061 от 15.10.2008 об отказе в привлечении ОАО "Мельница" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислении земельного налога в сумме 640 083 руб., а так же начисления пени за несвоевременную уплату названного налога в сумме 17 836 руб. 98 коп.
Не согласившись с означенным решением, ОАО "Мельница" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 26.12.2008 по делу N А46-22072/2008 суд первой инстанции удовлетворил требования налогоплательщика.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению, исходя из следующего.
Обосновывая свою позицию, суд первой инстанции указал, что: в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; Постановление N 174-П в части утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель относится к актам законодательства о налогах и сборах и представляет собой нормативный правовой акт по вопросу, связанному с налогообложением; кадастровая стоимость земельных участков, являющихся объектом налогообложения земельным налогом, определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу того, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год, и на 01.01.2008 Постановление N 174-П не вступило в силу, так как не истек месячный срок со дня его официального опубликования, то суд первой инстанции пришел к выводу о том, что названное Постановление не могло применяться налогоплательщиком при исчислении налога за 2008 год.
Суд апелляционной инстанции пришел к убеждению об ошибочности данных выводов суда первой инстанции, на основании следующего:
Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, определены в статье 2 Налогового кодекса Российской Федерации. К таким отношениям относятся властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В состав законодательства о налогах и сборах включаются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Кодексом (статья 1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, статьей 4 Налогового кодекса Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях предоставлено право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.
Таким образом, субъект Российской Федерации наделен правом издавать нормативные правовые акты о налогах и сборах, основными признаками которых является регулирование властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов.
Между тем, Постановление N 174-П, которым утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска, принято во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области".
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Приказом Минэкономразвития РФ от 04.07.2005 N 145 "Об утверждении методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения" определено, что кадастровая стоимость - капитализированный расчетный рентный доход.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с указанными Правилами государственную кадастровую оценку земель проводит Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его территориальные органы, а также находящиеся в их ведении предприятия и организации; в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории; государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров; результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Таким образом, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, изданные во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, регулируют земельные отношения и в силу пункта 3 стать 2 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к актам, содержащим нормы земельного права.
Кроме того, пунктом 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (пункт 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость используется при расчете налога на землю как стоимостная характеристика объекта налогообложения.
На этом основании суд апелляционной инстанции полагает, что, поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах и, следовательно, на них не распространяются нормы статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Данная позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 18-Г02-12.
На основании Закона Омской Области от 21.11.2002. N 409-03, а так же Указа Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 74, определяется порядок вступления в силу нормативно правовых актов Правительства Омской области, а именно данные акты вступают в силу со дня первого официального опубликования полного текста.
Согласно пункту 3 Указа Губернатора официальным опубликованием правовых актов является публикация их полного текста в газете "Омский вестник".
Источник публикации постановления Правительства от 19.12.2007г. N 174-П является "Омский вестник" N 127 от 25.12.2007.
Таким образом, с 25.12.2007 вступает в силу вышеназванный правовой акт, где утверждена кадастровая стоимость земельных участков, подлежащих применению налогоплательщиками с 01.01.2008.
Следовательно, в силу закона, налоговый орган правомерно доначислил сумму авансовых платежей по земельному налогу за 2 квартал 2008, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Постановлением Правительства Омской области N 174-П от 19.12.2007.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправильном применении судом первой инстанции материальных норм права, что привело к принятию неправомерного решения.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на общество и подлежат взысканию в пользу налогового органа.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 26.12.2008 по делу N А46-22072/2008 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать открытому акционерному обществу "Мельница" в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска от 15.10.2008 N 2061.
Взыскать с открытого акционерного общества "Мельница", расположенного по адресу: 644082, г. Омск, ул. Сибирская. 47, в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска, расположенной по адресу: 644015. г. Омск, ул. Суворова, 1а, государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-22072/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Мельница"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-901/2009