город Омск
24 марта 2009 г. |
Дело N А75-4813/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильницкой Д.В.,
судей Рожкова Д.Г., Рябухиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Мазик И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-213/2009) открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2008 года, принятое по делу N А75-4813/2008 (судья Загоруйко Н.Б.) по иску Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры к открытому акционерному обществу "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" о взыскании 91 074 руб. 39 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" - не явился, извещено;
от Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - не явился, извещено,
установил:
Департамент лесного хозяйства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент лесного хозяйства, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об обязании открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" (далее - ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология", ответчик, податель жалобы) перечислить сумму 91 074 руб. 39 коп. неустойки за лесонарушение на счёт Управления Федерального казначейства по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (Югралесхоз) N 40101810900000010001 УФК ХМАО - Югре в РКЦ г. Ханты - Мансийска, ИНН-86-1030798, БИК 047162000, ОКАТО-71119000000, КБК - 05311690010010000140, КПП - 860101001.
Заявленные требования мотивированы нарушением ответчиком Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил исковые требования, заявив о взыскании с ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" 91 074 руб. 39 коп. неустойки за лесонарушения в доход федерального бюджета.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2008 года по делу N А75-4813/2008 требования истца удовлетворены. С открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" в доход федерального бюджета взыскано 91 074 руб. 39 коп. неустойки за лесонарушения, а также 3 232 руб. 24 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что суд первой инстанции не применил подлежащие применению статьи 50, 54 Конституции Российской Федерации, неправильно применил пункты 63 и 64 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551. Податель жалобы считает, что судом первой инстанции необоснованно повторно взыскана неустойка за одно и то же лесонарушение. Кроме того, на момент проведения заявителем повторного освидетельствования Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, утратили силу, следовательно, не могли быть применены при разрешении настоящего спора.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен.
В заседание суда апелляционной инстанции представители сторон не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
На основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30.05.2007 Нижневартовским лесхозом Охтеурского лесничества ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" выдан лесорубочный билет N 96 на рубки растущей и сухостойной древесины в квартале N 267 с площадью 17,6303.
Согласно указанному лесорубочному билету срок окончания вывозки и заготовки древесины установлен 31.12.2007.
В связи с окончанием срока действия лесорубочного билета ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" 20.05.2008 комиссией территориального управления "Нижневартовское лесничество" в составе старшего инспектора Охтеурского участкового лесничества Козионова Н.В. и начальника отдела Охтеурского участкового лесничества Черкашина О.В. в присутствии представителя ответчика Прудникова В.В., действующего по доверенности N ЮС-3262 от 20.12.2007, проведено освидетельствование мест рубок.
По результатам проверки составлен акт освидетельствования мест рубок от 20.05.2008 с указанием допущенных лесопользователем нарушений, выразившихся в неудовлетворительной очистке лесосек на площади 2,58 га.
Данным актом установлен срок для производства доочистки мест рубок - до 03.06.2008.
На основании акта от 20.05.2008 Департамент лесного хозяйства направил ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" претензию от 16.06.2008 N 756, в которой предложил ответчику добровольно уплатить сумму неустойки в размере 91 074 руб. 39 коп.
Неустойка в указанном размере оплачена ответчиком платёжным поручением от 16.07.2008 N 926.
30.05.2008 ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" вручено извещение N 49 о проведении освидетельствования мест рубок по лесорубочному билету от 30.05.2007 N 96, которым Департамент лесного хозяйства просил направить представителя ответчика для участия в проведении освидетельствования мест рубок 04.06.2008 в 09 час. 00 мин. (л.д.11).
04.06.2008 комиссией территориального управления "Нижневартовское лесничество" в составе старшего инспектора Охтеурского участкового лесничества Козионова Н.В. и инспектора леса Охтеурского участкового лесничества Каргопольцева В.П. в присутствии представителя ответчика Хабибуллина Т.Р., действующего по доверенности N ЮС-3266 от 20.12.2007, проведено повторное освидетельствование мест рубок.
По результатам повторного освидетельствования составлен акт с указанием допущенных лесопользователем нарушений, выразившихся в неудовлетворительной очистке лесосек на площади 2,58 га, и срока доочистки мест рубок (до 04.07.2008).
На основании данного акта и руководствуясь пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, истец направил ответчику претензионное требование 16.06.2008 N 759 с предложением добровольной уплаты суммы неустойки в размере 91 074 руб. 39 коп.
Неуплата неустойки в указанном размере послужила основанием для обращения Департамента лесного хозяйства в арбитражный суд.
В связи с удовлетворением заявленных требований в полном объеме ответчик обратился с апелляционной жалобой.
При принятии оспариваемого решения суд первой инстанции руководствовался Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 28 Правил лесопользователи при заготовке древесины и живицы обязаны выполнять требования лесного законодательства Российской Федерации; приступать к осуществлению лесопользования только после получения лесорубочного билета или ордера и приемки лесосеки в натуре в порядке, устанавливаемом Министерством природных ресурсов Российской Федерации; производить очистку лесосек, не допуская в белоснежный период разрыва более 15 дней между рубкой деревьев и очисткой площади от порубочных остатков, а также доочистку зимних лесосек до наступления пожароопасного периода; не допускать захламления земель лесного фонда при рубке леса и расчистке участков лесного фонда для прокладки трасс дорог, устройства лесных складов, строительства сооружений и для иных целей, а также оставления срубленных зависших деревьев и завалов.
При этом, как предусмотрено пунктом 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины.
Систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований Правил осуществляется лесхозами.
После окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев в порядке, установленном Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Освидетельствованию подлежат места рубок при рубках главного, промежуточного пользования и прочих рубках, все находящиеся в подсочке древостои, а также участки лесного фонда, переданные лесопользователям для осуществления иных работ (пункт 62 Правил).
В случае выявления нарушения требований Правил лесопользователями даются предписания по устранению этих нарушений и предъявляются требования об уплате неустойки. При этом требования об уплате неустойки могут предъявляться в течение всего срока действия лесорубочного билета независимо от времени проведения проверки (пункт 63 Правил).
По результатам освидетельствования мест рубок и подсочки древостоев составляется акт, который подписывается лесопользователем и лесхозом, в случае выявления нарушений служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований настоящих Правил (пункт 65 Правил).
За неудовлетворительную очистку мест рубок от порубочных остатков подпунктом "н" пункта 72 Правил предусмотрена ответственность лесопользователей, лесхозов и других организаций, ведущих лесное хозяйство в лесном фонде, в виде взыскания неустойки в размере 5-кратной стоимости работ по очистке мест рубок, рассчитанной по действующим в лесхозе расчетно-технологическим картам и другим нормативам затрат, утвержденным в установленном порядке.
Согласно пункту 77 названных Правил уплата неустойки, указанной, в том числе в подпункте "н" пункта 72 Правил, не освобождает лесопользователей от устранения перечисленных в этом подпункте нарушений в установленный лесхозом срок. При невыполнении этих требований в установленный срок неустойка взимается повторно вплоть до полного устранения нарушений.
Актом освидетельствования мест рубок от 04.06.2008 подтверждается, что на момент проведения освидетельствования очистка мест рубок проведена не была.
Поэтому суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований истца.
При оценке доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии со статьёй 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие нормативных актов во времени продолжается от момента вступления их в силу до момента утраты этой силы.
В период осуществления ответчиком лесопользования по лесорубочному билету правоотношения сторон регулировались Лесным кодексом Российской Федерации 1997 года, в соответствии со статьей 42 которого, действующей до 01.01.2009, осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда.
Новая редакция Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ не предусматривает правоотношения, связанные с выдачей лесорубочного билета, поэтому, не имея обратной силы, не распространяется на те отношения, которые возникли до введения ее в действие.
В рассматриваемом случае лесорубочный билет N 96 выдан обществу 30.05.2007 с указанием в нём срока окончания вывозки и заготовки древесины 31.12.2007.
Факт лесонарушения подтверждается актом освидетельствования мест рубок, ведомостью перечёта деревьев; ведомостью материально - денежной оценки освидетельствования мест рубок, претензией, и ответчиком не оспаривается.
Нарушения лесохозяйственных требований допущены ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" в период действия Правил.
В соответствии с пунктами 62, 63 Правил лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований названного нормативного акта при заготовке древесины, производят освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев после окончания срока действия лесорубочного билета, а также выдают предписания по устранению выявленных нарушений и предъявляют требования о добровольной уплате неустойки в месячный срок.
Основанием для начисления неустоек в соответствии с пунктом 65 Правил является акт, составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок.
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ) при осуществлении пользования лесным фондом лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации; не оставлять заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; соблюдать условия лесорубочного билета; выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации. Статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривалась обязанность граждан и юридических лиц возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Аналогичное правило закреплено в статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 200-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ статья 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.01.1997 N 22-ФЗ) действует до 1 января 2009 года в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу Российской Федерации 2006 года.
В переходный период порядок и основания применения к лесопользователям, допустившим нарушения лесохозяйственных требований, такой меры ответственности, как неустойка, и ее размеры устанавливались Правилами, которые утратили силу только 31.03.2008.
Составленный по результатам освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушения требований Правил.
Таким образом, при осуществлении лесопользования на основании лесорубочных билетов, выданных в соответствии с Лесным кодексом (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997), лесопрользователь не освобождается от исполнения обязанностей, возложенных правилами отпуска древесины на корню.
Как усматривается из материалов дела, истец провел освидетельствование мест рубок в соответствии с установленной Правилами процедурой, лесопользователь был надлежащим образом извещен о проведении проверки. Факт совершения перечисленных в актах освидетельствования нарушений лесохозяйственных требований и размер начисленной неустойки ответчик не оспаривает.
Суд апелляционной инстанции проверил расчет размера предъявленной к взысканию неустойки и установил, что он соответствует положениям пункта 72 Правил.
Таким образом, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции, что заявленные Департаментом лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требования законны, обоснованны и документально подтверждены, а потому неустойка в размере 91 074 руб. 39 коп. правильно взыскана с ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" в судебном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2008 года по делу N А75-4813/2008 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" оставлена без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2008 года по делу N А75-4813/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.В. Ильницкая |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4813/2008
Истец: Департамент Лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Ответчик: Открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегазгеология"