Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 августа 2006 г. N КА-А40/7157-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2006 г.
Решением от 08.02.06 г. Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 27.04.06 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, удовлетворены заявленные ОАО "Томскгазпром" требования: признано недействительным решение от 19.06.05 г. N 64 в части отказа в возмещении НДС в размере 5 116 868 руб. по налоговой декларации по ставке 0% за март 2005 г., вынесенное Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - Налоговой инспекции), на Налоговую инспекцию возложена обязанность возместить заявителю НДС за март 2005 г. в размере 5 116 868 руб. путем зачета.
При этом судебные инстанции исходили из признания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого решения налоговым органом, необоснованными, из того, что заявителем надлежащими доказательствами подтверждено право на применение налоговой ставки 0% и возмещение НДС в заявленной сумме.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Налоговой инспекции, в которой ставится вопрос об их отмене в связи с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование чего приводятся доводы о том, что в нарушение п.п. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО "Транснефть" выставило в адрес ОАО "Томскгазпром" счета-фактуры от 30.11.04 г. NN 04/22/14475, 04/22/14476, 04/22/15070 по оказанию услуг по транспортировке нефти на экспорт с выделением ставки по НДС в размере 18%.
В судебном заседании представитель заявителя против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и в судебных актах.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены по правилам ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей Налоговой инспекции, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, выслушав представителя ОАО "Томскгазпром", находит доводы кассационной жалобы обоснованными, а судебные акты в этой связи - подлежащими изменению.
Судом установлено, что ОАО "Томскгазпром" 28.05.05 г. представило в Налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС по ставке 0 процентов за март 2005 г., документы в обоснование получения из федерального бюджета заявленной к возмещению суммы налога.
Решением от 19.08.05 г. N 64 Налоговая инспекция отказала заявителю в возмещении из федерального бюджета 5 116 868 руб. налога на добавленную стоимость.
Суд установил обстоятельства, которые послужили основанием для вынесения оспариваемого решения налоговым органом, проверил законность выводов налогового органа и признал их необоснованными, не соответствующими положениям законодательства о налогах и сборах, регулирующим спорное правоотношение.
Между тем, отказ налогового органа в возмещении НДС в размере 941 336 руб. был мотивирован неправомерностью предъявления к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного по ставке 18 процентов ОАО "АК "Транснефть" в связи с транспортировкой нефти.
В решении Налоговая инспекция сослалась на п.п. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 названной статьи). Данное положение распространяется также на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
На основании этой нормы Налоговая инспекция сделала вывод, что перевозчик не вправе был предъявлять к оплате налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, а экспортер, соответственно, не вправе заявлять сумму такого налога к вычету.
Предъявляя в арбитражный суд требование о признании недействительным решения Налоговой инспекции в этой части, ОАО "Томскгазпром" указывало, что эта сумма налога уплачена им обществу "Транснефть" при приобретении услуг по транспортировке нефти на основании заключенного между ними договора от 22.12.03 г. N 0004045 (т. 3 л.д. 61-81).
Согласно пункту 2.1.24 названного договора при транспортировке нефти на экспорт ОАО "Томскгазпром" в соответствии с требованиями Кодекса обязывалось представлять обществу "Транснефть" пакет документов, подтверждающих факт экспорта товара, не позднее третьего числа месяца, следующего за месяцем транспортировки. Стороны также условились: если после транспортировки такие документы экспортером не будут представлены в сроки, определенные пунктом 2.1.24 договора, общество дополнительно к цене услуг будет уплачивать перевозчику налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов (абзац второй пункта 9.12 договора).
Опорные счета-фактуры от 30.11.04 г. выставлены заявителю обществом "Транснефть" с указанием налоговой ставки 18%:
- за услуги по транспортировке нефти на экспорт за пределы таможенной территории (N 04/22/14475 - т. 4 л.д. 95),
- за услуги по выполнению заказа и диспетчеризацию по транспортировке нефти на экспорт за пределы таможенной территории (04/22/14476 -т. 4 л.д. 96),
- агентское вознаграждение по обеспечению транспортировки нефти по территории стран СНГ и Балтии (04/22/15070 - т. 4 л.д. 99)
Удовлетворяя требование заявителя, судебные инстанции исходили из того, что факты оказания обществом "Транснефть" услуг по транспортировке нефти в таможенном режиме экспорта, их оплаты ОАО "Томскгаз-пром" с учетом налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов на основании выставленных перевозчиком счетов-фактур материалами дела подтверждены.
Суды со ссылкой на положение пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации указали, что НДС, исчисленный по ставке 18%, подлежит уплате в бюджет поставщиками, ошибочно выставившими счета-фактуры с выделением НДС.
Между тем, при принятии судебных актов в обсуждаемой части, судами не учтено следующее.
Операции, связанные с реализацией услуг по транспортировке, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов.
При реализации услуг по транспортировке нефти перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов (статьи 168, 169 Кодекса).
Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Следовательно, применение обществом "Транснефть" к операциям по реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству.
Предъявление к оплате экспортеру нефти налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов дополнительно к цене оказываемых услуг на основании статьи 168 Кодекса противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность произвольного применения положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно главе 21 Кодекса.
Таким образом, названное положение Кодекса исключает заявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса.
Делая вывод о том, что ОАО "Томскгазпром" вправе заявить к возмещению сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную обществу "Транснефть", суды ошибочно сослался на положение пункта 5 статьи 173 Кодекса, предусматривающего исчисление суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы этого налога.
Действие названного положения распространяется Кодексом на лиц, не являющихся налогоплательщиками, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также на налогоплательщиков при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Исчисление суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, лицами, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, Кодекс не предусматривает.
Общество "Транснефть" является плательщиком налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов, поэтому действие пункта 5 статьи 173 Кодекса на него не распространяется.
Следовательно, вывод судебных инстанций об обоснованности заявления ОАО "Томскгазпром" к вычету суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной по ставке 18 процентов и уплаченной обществу "Транснефть", не соответствует нормам налогового законодательства.
Приведенная правовая позиция подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 20.12.05 г. N 9263/05.
Судебные акты в данной части подлежат отмене как принятые с неправильным применением норм материального права.
Фактические обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанции, в том числе установлено, что на услуги, оказанные по спорным счетам-фактурам, распространяется положение п.п. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении требований ОАО "Томскгазпром" в обсуждаемой части следует отказать.
Согласно ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Иных доводов в кассационной жалобе Налоговой инспекции не приведено.
Оснований для отмены судебных актов в остальной части не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 08.02.2006 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 27.04.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-81396/05-35-665 изменить.
Названные судебные акты отменить в части удовлетворения требований ОАО "Томскгазпром" о признании недействительным решения МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 19.08.05 г. N 64 и об обязании ее произвести возмещение путем зачета НДС при экспорте товара в сумме 941 336 руб. (в части отказа в возмещении НДС по услугам транспортировки).
В удовлетворении заявленных требований в указанной части отказать.
Взыскать с ОАО "Томскгазпром" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1 000 руб. за кассационное рассмотрение.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 августа 2006 г. N КА-А40/7157-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании