город Омск
15 июля 2009 г. |
Дело N А70-7465/2005 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.П.,
судей Гладышевой Е.В., Зориной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карпущенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3597/2009) Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда Тюменской области об удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов от 16.04.2009 по делу N А70-7465/2005 (суд в составе: председательствующего судьи Багатурия Л.Е., судей Трубициной Н.Г., Опольской И.А.) о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Сибдорсервис",
при участии в судебном заседании представителей:
от ФНС России - не явился, извещен;
от арбитражного управляющего Кругловой О.В.- не явился, извещен
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью "Сибдорсервис" (далее - ООО "Сибдорсервис", должник).
Определением суда от 16.08.2005 по делу N А70-7465/2005 требования уполномоченного органа признаны обоснованными, в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Круглова Оксана Владимировна.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.12.2005 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим утверждена Круглова Оксана Владимировна.
Определением от 14.12.2006 по делу N А70-7465/2005 конкурсное производство в отношении ООО "Сибдорсервис" завершено.
25 января 2007 года в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) внесена запись о ликвидации ООО "Сибдорсервис" (т. 5, л.д. 89).
Арбитражный управляющий Круглова О. В. 20.03.2009 обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о выплате ей вознаграждения за проведение процедуры наблюдения в размере 40000 руб. и за проведение процедуры конкурсного производства в размере 120000 руб..
Определением от 16.04.2009 по делу N А70-7465/2005 заявление Кругловой О.В. удовлетворено, с УФНС России по Тюменской области в пользу арбитражного управляющего взыскано вознаграждение за период проведения процедуры наблюдения и конкурсного производства в размере 160000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФНС России обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит вышеуказанное определение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления арбитражного управляющего.
В обоснование жалобы уполномоченный орган ссылается на то, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о разумности, обоснованности и необходимости произведенных расходов, а также их документальном подтверждении. По мнению подателя жалобы, вознаграждение арбитражного управляющего и расходы, связанные с проведением процедуры наблюдения и конкурсного производства, могут быть взысканы только в рамках дела о банкротстве; в связи с исключением должника из ЕГРЮЛ арбитражный управляющий утратил возможность обращения в суд с заявлением о взыскании вознаграждения.
Круглова О.В. согласно представленному в суд письменному отзыву считает необходимым оставить определение от 16.04.2009 по делу N А70-7465/2005 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание арбитражный управляющий Круглова О.В. и представитель ФНС России, извещенные о судебном заседании в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом, не явились.
От арбитражного управляющего поступило ходатайство о рассмотрения жалобы в ее отсутствие.
Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность определения от 16.04.2009 по делу N А70-7465/2005, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим изменению.
Право арбитражного управляющего на получение вознаграждения за период осуществления им своих полномочий закреплено статьей 24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ (далее - Закон о банкротстве).
Все расходы на выплату вознаграждения арбитражного управляющего представляют собой специфические процессуальные расходы в деле о банкротстве, приравненные к судебным расходам, вопросы о распределении и взыскании которых урегулированы специальным процессуальным законодательством. Порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим по делу о банкротстве определен статьей 59 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Закона о банкротстве все расходы по делу о банкротстве, в том числе расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что в случае отсутствия у должника средств, достаточных для оплаты судебных расходов, а также вознаграждения арбитражного управляющего, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника (пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 22 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве").
ФНС России является лицом, по заявлению которого было инициировано возбуждение дела о банкротстве ООО "Сибдорсервис".
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона о банкротстве вознаграждение арбитражному управляющему может не выплачиваться только в случае его отстранения от исполнения обязанностей.
Как следует из материалов дела, указанные основания для отказа в выплате арбитражному управляющему вознаграждения в настоящем деле отсутствуют.
Факт наличия у должника имущества, за счет которого можно было бы возместить расходы, материалами дела не подтверждается (т. 5, л.д. 3-9, 17-82). Отсутствие у должника имущества установлено судом первой инстанции при рассмотрении отчета конкурсного управляющего и разрешении вопроса о возможности завершения процедуры конкурсного производства в отношении должника.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что выплату вознаграждения арбитражному управляющему по делу о банкротстве в случае отсутствия у должника достаточных средств следует возложить на уполномоченный орган.
Однако суд апелляционной инстанции считает, что сумма вознаграждения, подлежащая взысканию в пользу арбитражного управляющего, рассчитана без учета периода исполнения Кругловой О.В. полномочий временного управляющего ООО "Сибдорсервис".
Согласно статье 26 Закона о банкротстве вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов), и утверждаемом арбитражным судом, если иное не установлено настоящим Законом, и должно составлять не менее чем 10000 руб.
В силу статей 65, 127 Закона о банкротстве размер вознаграждения временного и конкурсного управляющего устанавливаются в судебных актах арбитражного суда о введении наблюдения и открытии конкурсного производства, то есть утверждается судом.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 16.08.2005 по делу N А70-7465/2005 вознаграждение временному управляющему Кругловой О.В. должника утверждено в размере 10000 рублей за каждый месяц исполнения им своих обязанностей.
Согласно материалам дела процедура наблюдения в отношении ООО "Сибдорсервис" длилась с 16.08.2005 по 13.12.2005. Исходя из того, сумма вознаграждения за три месяца и 27 дней должна составлять 38999 руб. 99 коп.
Кроме этого, судом первой инстанции ошибочно указано, что "фактически арбитражному управляющему выплачено вознаграждение в размере 5000 руб., что отражено в отчете о завершении конкурсного производства".
Из отчета о завершении конкурсного производства следует, что денежные средства в размере 5000 руб., полученные от продажи кассового аппарата должника, были направлены на покрытие расходов конкурсного управляющего на публикацию сообщения о признании должника банкротом, почтовые и транспортные расходы (т.5, л.д.8, 68-73). Указанные расходы не являются вознаграждением арбитражного управляющего за проведение им процедуры банкротства должника.
Несостоятельным является довод подателя жалобы о том, что вознаграждение арбитражного управляющего подлежит взысканию только в рамках дела о банкротстве.
Неразрешенность вопроса о выплате вознаграждения арбитражному управляющему в судебном акте, принимаемом по результатам рассмотрения дела о банкротстве, не лишает арбитражного управляющего права на судебную защиту.
На основании статьи 112 АПК РФ вопрос о выплате вознаграждения арбитражному управляющему может быть решен в рамках дела о банкротстве в самостоятельном определении арбитражного суда, если этот вопрос не был урегулирован в решении, принятом по результатам рассмотрения дела о банкротстве.
Заявление арбитражного управляющего о взыскании с ФНС России вознаграждения за проведение процедуры наблюдения и конкурсного производства в отношении должника подлежит рассмотрению арбитражным судом независимо от того обстоятельства, что должник на момент подачи такового ликвидирован и исключен из ЕГРЮЛ (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2007 N 4952/07 и от 14.03.2008 N 3397/07).
Суд апелляционной инстанции также считает необходимым внести изменения в резолютивную часть обжалуемого определения в связи со следующим.
Судебные расходы на основании статьи 59 Закона о банкротстве, главы 9 АПК РФ могут быть возложены исключительно на лицо, участвующее в деле.
К лицам, участвующим в деле о несостоятельности (банкротстве) относятся уполномоченные органы (статья 34 Закона о банкротстве).
Согласно статье 2 Закона о банкротстве уполномоченными органами в деле о банкротстве и процедурах банкротства являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктами 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства" функции уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований возложены на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам до преобразования названного Министерство в Федеральную налоговую службу, а с момента образования Федеральной налоговой службы - на Федеральную налоговую службу.
В настоящее время уполномоченным органом на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.
В соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", Приказом Федеральной налоговой службы от 18.10.2004 N САЭ-3-19/2@ "Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России" ФНС России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через территориальные налоговые органы. Территориальные налоговые органы осуществляют функции уполномоченного органа на основании доверенностей, выданных в установленном порядке.
Заявление в суд о признании должника банкротом было подано Федеральной налоговой службой, адрес Управления ФНС России по Тюменской области указан с пометкой "для корреспонденции" в соответствии с вышеназванным приказом.
Следовательно, лицом, по заявлению которого было возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) ООО "Сибдорсервис", является Федеральная налоговая служба, поэтому в соответствии с пунктом 3 статьи 59 Закона о банкротстве именно на указанное лицо может возлагаться обязанность по возмещению расходов, связанных с проведением процедур банкротства.
Поэтому в резолютивной части вместо указанного судом первой инстанции ошибочно Управления ФНС России по Тюменской области следует указать ФНС России, с которой и подлежат взысканию расходы на выплату вознаграждения в размере, измененном судом апелляционной инстанции.
Учитывая, что на основании обжалуемого определения суда первой инстанции был выдан исполнительный лист N 129313 от 24.04.2009 и отсутствуют сведения об его исполнении либо неисполнении, то в резолютивной части необходимо указать о том, что выдача исполнительного листа на основании настоящего постановления суда апелляционной инстанции будет осуществлена после возвращения в суд апелляционной инстанции исполнительного листа N 129313 от 24.04.2009.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 271, пунктом 3 части 4 статьи 272, пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы удовлетворить частично.
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 16.04.2009 по делу N А70-7465/2005 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с Федеральной налоговой службы в пользу индивидуального предпринимателя Кругловой Оксаны Владимировны, 08.09.1969 года рождения, уроженки с. Шестовое Вагайского района Тюменской области, вознаграждение временного управляющего в сумме 38 999 рублей 99 копеек, вознаграждение конкурсного управляющего в сумме 120 000 рублей.
В удовлетворении заявления арбитражного управляющего в остальной части отказать.
Исполнительный лист выдать после возвращения в Восьмой арбитражный апелляционный суд исполнительного листа N 129313 от 24.04.2009, выданного Арбитражным судом Тюменской области на основании определения Арбитражного суда Тюменской области от 16.04.2009 по делу N А70-7465/2005.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7465/2005
Истец: управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Сибдорсервис"
Кредитор: арбитражный управляющий Круглова О.В.