город Омск
06 августа 2009 г. |
Дело N А46-2820/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гергель М.В.
судей Гладышевой Е.В., Глухих А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кичигиной З.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4392/2009) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 01.06.2009 по делу N А46-2820/2009 (судья Храмцов К.В.), принятое по иску Министерства имущественных отношений Омской области к Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий",
третьи лица: Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области, Министерство культуры Омской области,
о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области - Чепилко Т.В. по доверенности N 59-Д от 11.01.2009,
от Министерства имущественных отношений Омской области - Бреер Е.Н. по доверенности N 03/9285 от 26.12.2008,
от ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" - Харитонкин А.В. по доверенности от 14.01.2009,
от Министерства культуры Омской области - Поконечных М.С. по доверенности N 05 от 05.12.2008,
от Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области - представитель не явился,
установил:
Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" (далее - ФГУП "ФТ-Центр") о признании недействительным зарегистрированного права хозяйственного ведения на нежилые помещения номер на поэтажном плане 3П (6, 7, 13-16), общей площадью 87,9 кв.м, находящиеся на первом этаже нежилого строения, литера А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 20.
Заявленные требования со ссылкой на статьи 209, 294, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы тем, что на спорный объект недвижимости на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.1992 N 606 "О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Омской области" возникло право государственной собственности Омской области. В соответствии с Выпиской из Единого банка данных объектов собственности Омской области нежилые помещения находятся в казне Омской области, уполномоченными органами решения о закреплении спорных помещений за федеральным унитарным предприятием не принималось.
Определением суда от 12.02.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее - УФРС по Омской области), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее - ТУ Росимущества по Омской области), Министерство культуры Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.06.2009 по делу N А46-2820/2009 исковые требования Минимущества Омской области удовлетворены. Признано недействительным зарегистрированное право хозяйственного ведения ФГУП "ФТ-Центр" на нежилые помещения номер на поэтажном плане 3П (6, 7, 13-16), общей площадью 87,9 кв.м, находящиеся на первом этаже нежилого строения, литера А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 20. С ФГУП "ФТ-Центр" в доход федерального бюджета взыскано 2000 рублей государственной пошлины.
Не соглашаясь с вынесенным судом решением, ТУ Росимущества по Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение норм материального права.
Минимущество Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ФГУП "ФТ-Центр" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, в удовлетворении иска Минимущества Омской области - отказать.
Министерство культуры Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу указало, что решением исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от 22.01.1991 N 20 "О постановке на государственную охрану местного значения памятников истории и культуры Омской области и о порядке археологического обследования земельных участков на территории Омской области" жилой дом, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, 20, отнесен к памятникам истории и культуры местного значения.
Представитель УФРС по Омской области, извещенного надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, не явился.
На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие УФРС по Омской области.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ТУ Росимущества по Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства культуры Омской области высказались согласно своим отзывам на жалобу.
Представитель ФГУП "ФТ-Центр" поддержал апелляционную жалобу и доводы отзыва на жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, выслушав явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.1992 N 606 "О передаче государственных предприятий и организаций, а также иного государственного имущества в государственную собственность Омской области" в государственную собственность Омской области переданы государственные предприятия, организации и учреждения, расположенные на ее территории, согласно приложению N 1, в том числе Омское территориальное лесотопливное производственное объединение.
Решением Малого совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 256 "О праве собственности и использовании памятников истории и культуры на территории Омской области" государственной собственностью Омской области объявлены памятники истории и культуры согласно приложению N 1. В пункте 110 приложения обозначен жилой дом (Лесотопливное ПО) начала ХХ века, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 20 (л.д. 4-13 т. 2).
Решением Малого совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.06.1993 N 114 "О культурных и исторических ценностях народов Омской области" пункты 1 и 6 Решения Малого совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 N 256 признаны утратившими силу. Здания-памятники, перечисленные в приложении к решению от 24.12.1992 N 256, признаны являющимися федеральной собственностью до проведения процедуры разграничения прав собственности (л.д. 14-16 т. 2).
Распоряжением Росимущества по Омской области от 22.01.2007 N 35-р "О закреплении имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, за Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" на праве хозяйственного ведения", с учетом изменений, внесенных Распоряжением от 25.05.2007. N 371-р, за ФГУП "ФТ-Центр" на праве хозяйственного ведения закреплен объект государственной собственности Российской Федерации нежилые помещения, номер на поэтажном плане 3П (6, 7, 13-16), общей площадью 87,9 кв.м, находящиеся на первом этаже нежилого строения, литера А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 20 (л.д. 77-79 т. 2).
О передаче помещения в хозяйственное ведение ФГУП "ФТ-Центр" составлен акт приема-передачи от 15.08.2007 (л.д. 80 т. 2).
На основании Постановления Правительства РФ от 21.08.1992 N 606, УФРС по Омской области 21.08.2007 зарегистрировало право собственности субъекта Российской Федерации - Омской области на нежилые помещения, номер на поэтажном плане 3П (6, 7, 13-16), общей площадью 87,9 кв.м, находящиеся на первом этаже нежилого строения, литера А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 20 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 522530 на л.д. 16 т. 1).
На основании Распоряжений Росимущества по Омской области от 22.01.2007 N 35-р и от 25.05.2007. N 371-р, УФРС по Омской области 27.12.2007 зарегистрировало право хозяйственного ведения на вышеуказанные нежилые помещения за ФГУП "ФТ-Центр" (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АВ N 568932 на л.д. 87 т. 1).
Согласно Выписке из реестра государственной собственности Омской области по состоянию на 12.09.2003, административное здание (лит. А, А1), расположенное по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, 20 относится к казенному имуществу (л.д. 26 т. 2). В соответствии с Выпиской из реестра федерального имущества на 25.05.2007 помещение 3 П в административном здании, площадью 87,9 кв.м, расположенные по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 20, литера А, А1 числится в государственной казне Российской Федерации (л.д. 96 т. 1).
Как следует из справки Росимущества по Омской области N ТУ-3138 от 24.03.2009 объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 20 значился в реестре федерального имущества с 12.03.2001 и был исключен из реестра 18.09.2007 в связи с передачей в хозяйственное ведение ФГУП "ФТ-Центр" (л.д. 33 т. 2).
Согласно выписке из Единого банка данных объектов собственности Омской области на 10.04.2009 спорный объект недвижимости числится в казне Омской области (л.д. 25 т. 2).
В соответствии с пунктом 5 статьи 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
При этом судом первой инстанции правильно установлено, что в отношении спорного объекта недвижимости соответствующий собственник - субъект Российской Федерации Омская область определен Постановлением Правительства РФ N 606 от 21.08.1992 с учетом Распоряжения Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области N 185-РК от 17.02.1993 (л.д. 28-29 т. 1), в связи с чем право собственности Омской области на спорные нежилые помещения возникло на основании Постановления Правительства РФ N 606 от 21.08.1992.
Согласно пункту 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, передача объектов, указанных в пункте 3 настоящего Постановления, в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации. Правительство обязано принять окончательное решение в 3-месячный срок со дня регистрации предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований в Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Если по истечении сроков, установленных в пунктах 6 и 7 настоящего Постановления, решения соответствующими органами не были приняты, предложения Верховных Советов, Советов народных депутатов считаются удовлетворенными. В этом случае принятие объектов в собственность оформляется решением Верховного Совета, Совета народных депутатов, внесшего предложения (пункт 8 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1).
Поскольку решение о передаче недвижимого имущества в собственность Омской области принято уполномоченным органом - Правительством РФ, довод апелляционной жалобы о том, что передача спорного имущества в собственность Омской области осуществлена с нарушением порядка, предусмотренного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, отклоняется как необоснованный.
Ссылка ТУ Росимущества Омской области на Решения Малого Совета народных депутатов г. Омска N 256 от 24.12.1992 и N 114 от 24.06.1993 как на доказательства отнесения спорного имущества к федеральной собственности отклоняется, поскольку указанные решения приняты после издания уполномоченным органом - Правительством РФ Постановления N 606 от 21.08.1992.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Довод апелляционной жалобы о том, что в указанной норме речь идет о признании действительным права федеральной собственности, возникшее ранее, а право собственности Омской области на спорный объект недвижимости возникло лишь с момента его регистрации - с 21.08.2007, основан на неправильном - ограничительном толковании закона.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Омской области от 03.11.2005 по делу 26-318/04 по иску ОАО "Лесопромышленная компания "Омсклес" к ОАО "Омсклестопром", Минимуществу Омской области, предпринимателю Манину В.В., ТУ Росимущества по Омской области о признании права собственности установлено, что при приватизации Территориального лесотопливного производственного объединения (ТПО "Омсклеспром") спорный объект недвижимости в уставный капитал создаваемого акционерного общества не вошел, а с 11.09.2003 находился в казне Омской области (л.д. 27-29 т. 2).
Необоснован и довод апелляционной жалобы о том, что Постановление Правительства РФ от 21.08.1992 N 606 носит общий характер и не содержит данных об отнесении спорного объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, д. 20, к собственности субъекта Российской Федерации.
В приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ от 21.08.1992 N 606 указано, что в государственную собственность Омской области передается Омское территориальное лесотопливное производственное объединение.
Адрес и иные индивидуализирующие признаки объекта конкретизированы в свидетельстве о государственной регистрации права серии 55 АВ N 522530 от 21.08.2007.
Ошибочным является и довод апелляционной жалобы о том, что спорный объект недвижимости является памятником истории и культуры на законодательном уровне отнесенным к федеральной форме собственности.
В силу пункта 3 раздела I приложения 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", исключительно к федеральной собственности относятся объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству исключительно к федеральной собственности относятся:
- в соответствии с пунктом 6 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30.11.1992 N 1487, все объекты, внесенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
- памятники истории и культуры общероссийского значения, включенные в Перечень, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176.
Памятники истории и культуры местного значения могут принадлежать другим субъектам права, в том числе находиться в собственности иных публично - правовых образований.
Спорный объект недвижимости не включен в Перечень, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176.
Сведений о том, что указанный объект недвижимости включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, материалы дела также не содержат.
Кроме того, решением исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов от 22.01.1991 N 20 "О постановке на государственную охрану местного значения памятников истории и культуры Омской области и о порядке археологического обследования земельных участков на территории Омской области" жилой дом, расположенный по адресу: г. Омск, ул. Красных Зорь, 20, отнесен к памятникам истории и культуры местного значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации" памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В силу статей 48, 113, 209, 214, 295, 299 ГК РФ, статей 2, 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право на закрепление имущества за государственным предприятием во владение, пользование и распоряжение принадлежит соответствующему собственнику.
При таких обстоятельствах у Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области как органа, осуществляющего полномочия собственника в отношении федерального имущества, не имелось оснований для издания Распоряжения от 22.01.2007 N 35-р "О закреплении имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, за Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" на праве хозяйственного ведения".
Следовательно, Распоряжение от 22.01.2007 N 35-р (с учетом изменений, внесенных Распоряжением от 25.05.2007 N 371-р) в силу статьи 12 ГК РФ обоснованно не применено судом при рассмотрении настоящего дела как противоречащее Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Поскольку право хозяйственного ведения не могло быть зарегистрировано на основании противоречащего закону Распоряжения Росимущества по Омской области от 22.01.2007 N 35-р, зарегистрированное право хозяйственного ведения ФГУП "ФТ-Центр" подлежит признанию недействительным.
Удовлетворив исковые требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, которое отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба ТУ Росимущества по Омской области оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 01.06.2009 по делу N А46-2820/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Гергель |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-2820/2009
Истец: Министерство имущественных отношений Омской области
Ответчик: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный компьюторный центр фондовых и товарных информационных технологий"
Кредитор: Управление Федеральной Налоговой службы по Омской области
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области, Министерство культуры Омской области