город Омск
20 августа 2009 г. |
Дело N А46-6076/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4398/2009) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее - территориальное управление), а также апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4399/2009) Главного управления лесного хозяйства Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 02.06.2009 по делу N А46-6076/2009 (судья Чулков Ю.П.), принятое
по заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области
к главе администрации Омского муниципального района Омской области,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области; открытого акционерного общества "Омский каучук" (далее - ОАО "Омский каучук"; Общество)
о признании недействительным распоряжения от 30.05.2007 N 742-р,
при участии в судебном заседании:
от территориального управления ? Тиль О.А. по доверенности от 21.04.2009, действительной до 31.12.2009 (удостоверение N 148, выданное 21.04.2009);
от Главного управления лесного хозяйства Омской области - Николаевой Е.Н. по доверенности от 11.01.2009 N 51, действительной до 31.12.2009 (удостоверение N 162, выданное 11.12.2008);
от главы администрации Омского муниципального района Омской области - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;
от ОАО "Омский каучук" - Крыжановской С.М. по доверенности от 26.01.2009 N 240 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:
Главное управление лесного хозяйства Омской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к главе администрации Омского муниципального района Омской области, в котором просило признать недействительным распоряжение от 30.05.2007 N 742-р.
Определением арбитражного суда от 01.04.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: территориальное управление и ОАО "Омский каучук".
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.06.2009 в удовлетворении заявленного требования Главного управления лесного хозяйства Омской области отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на пропуск Главным управлением лесного хозяйства Омской области срока на обжалование ненормативного правового акта.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, Главное управление лесного хозяйства Омской области и территориальное управление обратились с апелляционными жалобами в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе Главное управление лесного хозяйства Омской области просит решение Арбитражного суда Омской области от 02.06.2009 по делу N А46-6076/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о пропуске им срока, определенного в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Главное управление лесного хозяйства Омской области указывает, что факт предоставления земельного участка с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0009 площадью 14708 кв.м. на основании распоряжения главы Омского муниципального района Омской области от 30.05.2007 N 742-р в аренду ОАО "Омский каучук" стал известен заявителю только 17.12.2008 после проведения специалистами отдела Омского лесничества Главного управления натурного осмотра земельного участка на основании обращения Общества о согласовании земельного участка.
Территориальное управление в своей апелляционной жалобе также просило решение суда первой инстанции от 02.06.2009 по делу N А46-6076/2009 отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования.
ОАО "Омский каучук" письменного отзыва на апелляционные жалобы не представило, однако в устном выступлении суда апелляционной инстанции поддержало требования, изложенные в апелляционных жалобах.
Глава администрации Омского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, однако в письменном отзыве на апелляционные жалобы просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поскольку главой управления лесного хозяйства Омской области пропущен срок на обжалование ненормативного правого акта от 30.05.2007 N 742-р.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя главы администрации Омского муниципального района Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, письменный отзыв, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
17.12.2008 на основании обращения ОАО "Омский каучук" о согласовании земельного участка с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0009 площадью 14708 кв.м. для размещения и реконструкции гаража ЛОЦ "Химик" с. Красноярка под газовую котельую, отделом Омское лесничество Главного лесного хозяйства Омской области проведен натуральный осмотр земельного участка.
При натурном обследовании земельного участка установлено, что запрашиваемый участок расположен на землях лесного фонда в квартал N 17, выдел N 5 и N 7 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества.
Названный участок предоставлен ОАО "Омский каучук" в аренду, в соответствии с договором аренды земельного участка от 24.07.2007 N АЗ-20-250/2007.
Договор аренды заключен на основании распоряжения главы Омского муниципального района Омской области от 30.05.2007 N 742-р "О предоставлении земельного участка, расположенного в границах Красноярского сельского поселения ОАО "Омский каучук".
Данным распоряжением на основании заявления Общества и представленных им документов был предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок площадью 14708 кв.м. в границах Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области из состава земель особо охраняемых территорий с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0009 под объектами недвижимости (овощехранилища, прачечная, насосная станция; спальный и лечебный корпуса, столовая, бассейн) и для их обслуживания.
Главное управление лесного хозяйства Омской области, полагая, что распоряжение от 30.05.2007 N 742-р не соответствует закону, и нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании распоряжения недействительным.
02.06.2009 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В своем решении суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного Главным управлением лесного хозяйства Омской области требования, исходил из пропуска им срока, установленного в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем при заключении данного вывода судом не учтено следующего.
Действительно, согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Суд первой инстанции, отклоняя довод заявителя о неправомерном исчислении им срока на обжалование распоряжения заинтересованного лица с 17.12.2008 (день проведения натурного осмотра земельного участка), не указал на какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что Главное управление лесного хозяйства Омской области знало о наличии оспариваемого распоряжения 30.05.2007.
Оспариваемое распоряжение главы Омского муниципального района Омской области "О предоставлении земельного участка, расположенного в границах Красноярского сельского поселения ОАО "Омский каучук" было принято 30.05.2007.
Данное распоряжение не являлось ненормативным правовым актом, то есть не устанавливало правовые нормы, рассчитанные на многократные применения, не рассчитывало на многократное применение, являлось адресованным персонифицированному субъекту в целях регулирования общественных отношений.
В средствах массовой информации оспариваемое распоряжение не публиковалось, в связи с чем, сведения, содержащиеся в названном акте не были общеизвестными.
Таким образом, факт предоставления земельного участка с кадастровым номером 55:20:09 05 01:0009 площадью 14708 кв.м. на основании обжалуемого распоряжения стал известен Главному управлению лесного хозяйства Омской области 17.12.2008, после проведения специалистами отдела Омское лесничество Главного управления натурного осмотра земельного участка на основании обращения ОАО "Омский каучук" о согласовании земельного участка.
При данных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене.
Рассмотрев заявление по существу, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Подпункты 2 и 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации выделяют по целевому назначению такие категории земель как земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
К землям лесного фонда в силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Пунктом 6 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Таким образом, в силу прямого указания закона земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью.
К полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится владение, пользование и распоряжение лесным фондом.
Пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 N 143 "О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области" с 1 января 2008 года уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений является Главное управление лесного хозяйства Омской области.
Таким образом, в силу изложенных норм действующего законодательства, органом, уполномоченным по распоряжению, в том числе предоставлению в аренду земельных участков лесного фонда, является Главное управление лесного хозяйства Омской области.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В материалах настоящего дела имеется повторное свидетельство от 11.01.2009 серия 55АВ N 850409, из которого следует, что зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 4295 га, местоположение: Омская область, Омский район, Красноярское участковое лесничество Омского лесничества, кварталы NN15-16, 2, 50, 28, 3-6, 14, 17-25, 35-40, 44-46, 41, 7-13, 26-27, 29-34, 42-43, 47-49.
Таким образом, в отношении земельных участков лесного фонда, находящихся в указанных кварталах, которые и так в силу закона являются федеральной собственностью, государственная собственность разграничена, собственником является Российской Федерации, а органом, уполномоченным от имени Российской Федерации распоряжаться - Главное управление лесного хозяйства.
Орган местного самоуправления, в данном случае - Глава администрации Омского муниципального района не имеет полномочий по распоряжению земельными участками, входящими в указанные кварталы.
При принятии оспариваемого распоряжения заинтересованное лицо исходило из того, что земельный участок, предоставленный ОАО "Омский каучук", относится к землям особо охраняемых территорий, то есть не может быть отнесен к землям лесного фонда.
Вместе с тем материала настоящего дела не содержат доказательств, свидетельствующих о данном обстоятельстве.
Положения действующего законодательства не наделяет полномочиями местную администрацию по предоставлению лицам, обратившимся к ней, в пользование земель особо охраняемых территорий.
Заинтересованное лицо, доказательств, опровергающих данный вывод суда апелляционной инстанции, не представил.
Кроме того, имеющийся в материалах дела кадастровый план спорного земельного участка от 18.07.2007 N 4552 не может являться доказательством, позволяющим установить, что предоставленный ОАО "Омский каучук" земельный участок площадью 14708 кв.м. предоставлен из состава земель особо охраняемых территорий, поскольку в строке 16 "Особые отметки" указано, что площадь ориентировочная; сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке; сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
Таким образом, из изложенного следует вывод о том, что конкретное местоположение земельного участка не определено, сведения о границах участка подлежат уточнению при межевании.
Из копии с плана лесонасаждений квартал N 17 выдел N 5, 7 также невозможно определить местоположение спорного земельного участка на местности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего в период составления кадастрового плана земельного участка, кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.
Установление же на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описание их местоположения осуществляется в силу статьи 17 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", действовавшей в период составления кадастрового плана земельного участка и издания оспариваемого распоряжения, в процессе межевание объектов землеустройства.
Как предусмотрено данной статьей межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.
Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
Таким образом, установление на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описание их местоположения осуществляется при межевании. Именно межевание позволило бы определить местоположение спорного земельного участка относительно земель особо охраняемых территорий и земель лесного фонда. Кадастровые план земельного участка не позволяет выяснить эти вопросы. Однако доказательств проведения межевания материалы дела не содержат.
При данных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для заключения вывода о том, что предоставленный оспариваемым распоряжением ОАО "Омский каучук" земельный участок относятся к землям особо охраняемых территорий.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, распоряжение Главы администрации Омского муниципального района подлежит признанию недействительным, как принятое за рамками полномочий, и с нарушением изложенных выше норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и за подачу апелляционной жалобы, поскольку заявитель (Главное управление лесного хозяйства Омской области) и податели апелляционных жалоб (Главное управление лесного хозяйства Омской области и территориальное управление) при обращении в арбитражный суд не платили государственную пошлину в силу их освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1части 1 статьи 270,статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 02.06.2009 по делу N А46-6076/2008 отменить.
Заявленное Главным управлением лесного хозяйства Омской области требование удовлетворить.
Признать недействительным распоряжение главы Администрации Омского муниципального района Омской области от 30.05.2007 N 742-р "О предоставлении земельного участка, расположенного в границах Красноярского сельского поселения ОАО "Омский каучук" как несоответствующее нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6076/2009
Истец: Главное управление лесного хозяйства Омской области
Ответчик: Глава администрации Омского муниципального района Омской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области, Открытое акционерное общество "Омский каучук"