город Омск
22 сентября 2009 г. |
Дело N А46-11099/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Лиопа А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5979/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области на решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2009 по делу N А46-11099/2009 (судья Храмцов К.В.), по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Центральному административному округу г. Омска к открытому акционерному обществу "Стрим", Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области
о признании инедействительным решения N 581 от 28.04.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
от ИФНС России N 2 по ЦАО г. Омска - Богданова В.В. (паспорт серия 5203 N 870570 выдан от 28.01.2004, доверенность N 01-01/24439 от 07.10.2008);
от ОАО "Стрим" - не явился, извещен;
от МИФНС России N 10 по Владимирской области - не явился, извещен;
установил:
Решением от 13.07.2009 по делу N А46-11099/2009 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования Инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС России N 2 по ЦАО г.Омска) частично, признал недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области (далее - МИФНС России N 10 по Владимирской области) от 28.04.2008 N 581 о государственной регистрации создания открытого акционерного общества "Стрим" (далее - ОАО "Стрим") путем реорганизации в форме слияния как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В удовлетворении требований к открытому акционерному обществу "Стрим" - отказал.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на наличие со стороны подателя документов на регистрацию ООО "Стрим" несоответствия данных документов нормам действующего законодательства.
В отзыве ИФНС России " 2 по ЦАО г.Омска с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает их необоснованными.
ООО "Стрим" отзыв на апелляционную жалобу не предстаивло.
В судебном заседании представитель Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г. Омска поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2009 по делу N А46-11099/2009 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя инспекции, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
21.04.2008 в Межрайонную ИФНС России N 10 по Владимирской области обратилось ОАО "Стрим" в лице Кузьминой Ирины Александровны с заявлением формы Р12001 о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Реорганизуемыми юридическими лицами при данном виде регистрации указаны: закрытое акционерное общество "Ультратехперспетива", открытое акционерное общество "КварцКонсалтинг", закрытое акционерное общество "НАШ КРУГ-МВ", открытое акционерное общество "Группа "Кварц", открытое акционерное общество "Мостермокварц". Местонахождением ОАО "Стрим" определен адрес: 459080, Омская область, г. Омск, пр. К. Маркса, д. 20. В листе Ж заявления формы Р12001 "Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица" указан Пасютин В.М.
На основании указанного заявления и приложенных к нему документов решением Межрайонной ИФНС России N 10 по Владимирской области от 28.04.2008 N 581 произведена государственная регистрация юридического лица при создании путем реорганизации в форме слияния, в связи с чем Межрайонная ИФНС России N 10 по Владимирской области передала регистрационное дело в ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска.
ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска, получив регистрационное дело ОАО "Стрим", произведя выход по его юридическому адресу, установила, что указанная организация по адресу: г. Омск, пр. К. Маркса, д. 20 не находится (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 09.02.2009).
Полагая, что государственная регистрация юридического лица при создании путем реорганизации в форме слияния от 28.04.2008, произведенная Межрайонной ИФНС России N 10 по Владимирской области, недействительна, поскольку государственная пошлина за ОАО "Стрим" была уплачена Кузьминой И.А., а также по причине представления заявления формы Р12001 неуполномоченным лицом и указания в представленных на государственную регистрацию документах недостоверных сведений в части места нахождения ОАО "Стрим", ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска обратилась с заявлением в арбитражный суд.
13.07.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку о нарушении прав оспариваемым решением ИФНС России N 2 по Центральному административному округу г. Омска стало известно при проведении 09.02.2009 осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, суд полагает, что установленный законом срок для подачи настоящего заявления, направленного в арбитражный суд 08.05.2009, заявителем не пропущен, что верно установлено судом первой инстаници.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым указать на то, что вывод суда первой инстанции об отсутствии полномочий у Кузьминой И.А. на обращение в регистрирующий орган с заявление о регистрации общества создаваемого путем реорганизации в форме слияния, основан на неправильном применении норм права, но это само по себе не влечет признания решения незаконным.
В соответствии со статьей 14 Закона о регистрации (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) установлено, что для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган среди прочих документов предоставляется документ об уплате государственной пошлины.
Согласно статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий (статья 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, государственная пошлина за государственную регистрацию уплачивается лицом, обратившимся за совершением юридически значимого действия (государственной регистрации), в данном случае лицом, выступающим в качестве заявителя при государственной регистрации ОАО "Ультратехперспектива" (поскольку Кузьмина И.А. является генеральным директором данного общества) в качестве юридического лица при создании путем реорганизации в форме слияния.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Судом установлено, что в представленном на государственную регистрацию заявлении формы Р12001 в листе Ж "Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица", указан Пасютин В.М.
В представленной, в качестве доказательства об уплате государственной пошлины, квитанции видно, что оплата произведена Кузьминой И.А.
При указанных обстоятельствах данная квитанция не может быть признана регистрирующим органом документом, подтверждающим уплату государственной пошлины за регистрацию вновь создаваемого Общества, поскольку свидетельствует об уплате денежных средств именно Кузьминой И.А. как самостоятельного физического лица.
Кроме того, из материалов не следует, что Кузьмина И.А. является учредителем вновь регистрируемого общества.
Документов, свидетельствующих о принадлежности денежных средств, материалы регистрационного дела не содержат.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22.01.2004 N 41-О положения пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет на то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.
При таких обстоятельствах, представленная Кузьминой И.А. в регистрирующий орган банковская квитанция N 8611/0077 от 21.04.2008 не является документом, подтверждающим уплату государственной пошлины надлежащим лицом.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Поскольку представленная к заявлению о регистрации ОАО "Стрим" банковская квитанция N 8611/0077 от 21.04.2008, свидетельствует об уплате государственной пошлины ненадлежащим лицом, то в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Межрайонная ИФНС России N 10 по Владимирской области обязана была отказать в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме слияния.
При этом, судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что оспариваемое решение является незаконным, поскольку представлены недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица при государственной регистрации.
Поскольку, указанный документ, составленный через значительное время после принятия оспариваемого решения, не может являться бесспорным свидетельством того, что постоянно действующий орган либо лица, имеющие право действовать от имени юридического лица не находятся и не находились на момент государственной регистрации ОАО "Стрим" по вышеуказанному адресу.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2009 по делу N А46-11099/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11099/2009
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Центральному административному округу г. Омска
Ответчик: Открытое акционерное общество "Стрим", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области