24 января 2008 г. |
Дело N А55-17041/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
индивидуального предпринимателя Тураева Ф.С., св. серия 63 N 002834576,
от индивидуального предпринимателя Тураева Ф.С. - представитель Николаева Л.А., дов. от 15 ноября 2007 г.,
от Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области - представитель Акимов Д.В., дов. от 20 ноября 2007 г. N 15-94,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 января 2008 г. апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тураева Ф.С., Самарская область, г.Отрадный,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2007 г. по делу N А55-17041/2007, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Тураева Ф.С., Самарская область, г.Отрадный, к Управлению Федеральной миграционной службы России по Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным постановления от 12 ноября 2007 г. о назначении административного наказания по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Тураев Фарход Сафарович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области (далее - УФМС по Самарской области, административный орган) от 12 ноября 2007 г. о назначении административного наказания по ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 400 000 рублей за неуведомление УФМС по Самарской области в установленные сроки о приеме на работу граждан Республики Узбекистан в количестве пяти человек.
Решением суда от 07 декабря 2007 г. в удовлетворении заявления отказано на том основании, что факт совершения предпринимателем административного правонарушения подтвержден протоколом от 08 ноября 2007 г. N 0054104 и доказан материалами дела.
В апелляционной жалобе предприниматель Тураев Ф.С. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что достаточные доказательства, подтверждающие наличие вины Тураева Ф.С. в совершении административного правонарушения УФМС по Самарской области, не представлены.
Отзыв на апелляционную жалобу УФМС по Самарской области не представило, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, заявление предпринимателя удовлетворить, признать недействительным оспариваемое постановление УФМС по Самарской области.
Представитель УФМС по Самарской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, 08 ноября 2007 г. должностным лицом УФМС России по Самарской области в отношении предпринимателя Тураева Ф.С. в его присутствии составлен протокол N 0054104 об административном правонарушении по ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, согласно которому по состоянию на 08 ноября 2007 г. предприниматель Тураев Ф.С. не уведомил УФМС по Самарской области в установленные сроки о приеме на работу граждан республики Узбекистан в количестве пяти человек (л.д.18-19).
Административным органом 12 ноября 2007 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении индивидуальному предпринимателю Тураеву Ф.С. административного штрафа в размере 400 000 руб. (л.д.16).
Согласно части 3 статьи 18.15 КоАП РФ неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к статье 18.1 КоАП РФ указано, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (в редакции от 06.01.2007г.) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 г. N 798 утверждены Правила подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязаны в срок, не превышающий 10 дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
В протоколе от 08 ноября 2007 г. N 0054104 об административном правонарушении вменяемое предпринимателю правонарушение описано следующим образом: "по состоянию на 08.11.2007 г. ИМ Тураев Фарход Сафарович не уведомил УФМС России по Самарской области, расположенное по адресу: г.Самара, ул.Фрунзе, 112, в установленные сроки о приеме на работу иностранных граждан Республики Узбекистан в количестве 5 человек". Аналогичным образом событие правонарушения отражено в оспариваемом постановлении УФМС по Самарской области.
В пункте 2 примечания к статье 18.15 КоАП РФ указано, что в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Из данного положения закона следует, что привлечение к трудовой деятельности каждого иностранного гражданина или лица без гражданства является самостоятельным правонарушением, следовательно, в материалах привлечения к административной ответственности должны содержаться полные сведения конкретно о каждом привлеченном к трудовой деятельности иностранном гражданине и лице без гражданства, и ответственность должна быть назначена за привлечение каждого такого лица в отдельности с учетом положений статьи 4.4 КоАП РФ.
Как в протоколе об административном правонарушении, так и в постановлении о привлечении к административной ответственности по настоящему делу сведения о привлеченных к трудовой деятельности иностранных гражданах (о каждом в отдельности) отсутствуют, имеется лишь указание на то, что предприниматель не уведомил о приеме на работу иностранных граждан Республики Узбекистан в количестве 5 человек.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2007 г. по делу N А12-9220/07-С45.
Кроме того, вопреки требованиям ч.2 ст.28.2 и п.4 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о привлечении к административной ответственности не указано время совершения предпринимателем правонарушения, поскольку не конкретизирована дата, до наступления которой предприниматель был обязан уведомить УФМС России по Самарской области о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных гражданин.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что предприниматель привлечен к административной ответственности с существенными нарушениями установленного законодательством порядка привлечения к административной ответственности, что влечет признание незаконным постановления УФМС по Самарской области о назначении предпринимателю административного наказания по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает незаконными и необоснованными.
На основании п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 07 декабря 2007 г. следует отменить, заявление предпринимателя Тураева Ф.С. удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление УФМС по Самарской области от 12 ноября 2007 г. о назначении предпринимателю административного наказания по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
Судебные расходы по данному делу взысканию не подлежат, поскольку исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации надлежит возвратить индивидуальному предпринимателю Тураеву Фарходу Сафаровичу из федерального бюджета госпошлину в размере 50 рублей, ошибочно уплаченную по квитанции от 17 декабря 2007 г.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 декабря 2007 г. по делу N А55-17041/2007 отменить.
Заявление индивидуального предпринимателя Тураева Ф.С. удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной миграционной службы России по Самарской области от 12 ноября 2007 г. о назначении индивидуальному предпринимателю Тураеву Ф.С. административного наказания по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Тураеву Фарходу Сафаровичу из федерального бюджета госпошлину в размере 50 (Пятьдесят) рублей, ошибочно уплаченную по квитанции от 17 декабря 2007 г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17041/2007
Истец: ИП Тураев Ф.С.
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы России по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8743/2007