26 февраля 2008 г. |
дело N А65-28899/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 февраля 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голяковой Е.С., с участием:
от заявителя - не явился (извещен надлежаще),
от ответчика - не явился (извещен надлежаще),
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 февраля 2008 г., в помещении суда, в зале N 1, апелляционную жалобу ООО "ВМ-компани", Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 декабря 2007 г. по делу N А65-28899/2007, (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению ООО "ВМ - компани", Республика Татарстан, г. Набережные Челны, к Инспекции ФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан,
о признании незаконным и отмене постановления от 09.10.2007 г. N 0121 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ВМ - компани" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - налоговый орган) от 09.10.2007 г. N 0121 о назначении административного наказания, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2007г. в удовлетворении заявления отказано.
ООО "ВМ - компани" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 17.12.2007 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представители ООО "ВМ-компани" и Инспекции ФНС России по г. Набережные Челны Республики Татарстан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были надлежаще извещёны, что подтверждается материалами дела и, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 17.12.2007 года законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, налоговым органом 03.09.2007г. была проведена проверка деятельности заявителя в закусочной "Брависсимо" (расположенной по адресу: г. Набережные Челны, пр. Х.Туфана, д.34 (43/10А) по вопросам соблюдения требований законодательства в области государственного регулирования и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В ходе проверки установлено, что реализация алкогольной продукции - ликера "Кэроланс" емк. 0,7л., осуществлялась без указания цены в прейскуранте цен на алкогольную продукцию, чем нарушены требования Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. N 55 (с изменениями и дополнениями), Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О "государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
По результатам проверки налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении N 002223 от 26.09.2007г., вынесено постановление N 0121 от 9.10.2007г. о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д.14).
Заявитель, не согласившись с постановлением налогового органа от 09.10.07 года N 0121, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иных, не охваченных 1 и 2 частями указанной статьи, правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный государством порядок продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, регулируемый Федеральным законом от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и установленными Правилами продажи алкогольной продукции.
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать данные о наименовании алкогольной продукции, цене алкогольной продукции, наименование производителя, стране происхождения алкогольной продукции и другие сведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещено нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. N 55 "О правилах продажи отдельных видов товаров" в редакции от 08.02.2006г. N 80 (пункт 140) установлено, что перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Алкогольная продукция размещается в торговом зале по видам (водка, вино, шампанское, коньяк и др.).
В соответствии с пунктом 141 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. N 55, при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники, на которых указаны наименование продукции и цена. В то же время обязанность продавца вывешивать ценники на реализуемую алкогольную продукцию установлена и пунктом 1 статьи 10 Федерального Закона от 07.02.1992г. N 2300-ФЗ "О защите прав потребителей".
В организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л.
По требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общественного питания алкогольной продукции.
Однако, материалами дела подтверждается, что в ходе проверки реализация ликера "Кэроланс" емк. 0,7л., осуществлялась без указания цены в прейскуранте цен за весь объем продукции в потребительской таре.
В соответствии с п.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Противоречий в представленных доказательствах судом не установлено. Действия налогового органа, как органа осуществляющего государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по привлечению к ответственности в виде наложении штрафа на организацию за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, правомерны.
Апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что предусмотренное статьей 2.9 КоАП РФ основание для освобождения Общества от административной ответственности (ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела) отсутствует. Нарушение норм "Правил продажи алкогольной продукции" посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и наносит ущерб государственным интересам, вследствие чего данное правонарушение не может быть признанно судом малозначительным.
Освобождение судом заявителя от ответственности при вышеизложенных обстоятельствах означает нарушение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и не обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004г. установленное при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает с учётом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьёй 28.2 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, в ходе производства по делу об административном правонарушении налоговым органом не ущемлены соответствующие процессуальные права заявителя.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно указал в решении, что составление протокола об административном правонарушении спустя 23 дня с даты его обнаружения, не может быть отнесено к числу нарушений процессуальных требований, носящих существенный характер, ни с точки зрения необходимости обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, ни с точки зрения необходимости всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.
Таким образом, учитывая, что указанное несоответствие не относится в данном случае к числу существенных нарушений, данное обстоятельство не может повлечь незаконность решения налогового органа о привлечении заявителя к административной ответственности.
Учитывая, что оспариваемым постановлением налогового органа штраф наложен в пределах санкции, установленной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, совершение данного правонарушения подтверждается материалами дела, процедура привлечения Общества налоговым органом соблюдена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 17.12.2007г. принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы, приведенные ООО "ВМ - компани" в апелляционной жалобе являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 101,110,268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.12.2007 года по делу N А65-28899/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ВМ- компани", Республика Татарстан, г. Набережные Челны, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28899/2007
Истец: ООО "ВМ-компани"
Ответчик: ИФНС России по г. Набережные Челны
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-605/2008