14 мая 2008 г. |
Дело N А65-2499/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Копункиным В.А.,
с участием:
от заявителя - представителей Смирновой Т.В. (доверенность от 12.05.2008г.), Миллера В.А. (решение от 15.03.2007г. N 1),
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Альметьевск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 марта 2008 года по делу N А65-2499/2008 (судья Воробьев Р.М.), рассмотренному по заявлению ООО "Фуд-Сервис", Республика Татарстан, г. Альметьевск,
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Альметьевск,
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фуд-Сервис" (далее - ООО "Фуд-Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан (далее - МИФНС РФ N 16 по РТ, налоговый орган) от 31.01.2008г. N 000027/А о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.03.2008г. заявленные ООО "Фуд-Сервис" требования удовлетворены. Постановление МИФНС РФ N 16 по РТ от 31.01.2008г. N 000027/А признано незаконным и полностью отменено.
МИФНС РФ N 16 по РТ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 25.03.2008г. отменить, апелляционную жалобу налогового органа удовлетворить.
ООО "Фуд-Сервис" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 25.03.2008г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МИФНС РФ N 16 по РТ без удовлетворения.
В судебное заседание представитель налогового органа не явился, извещен надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя налогового органа, участвующего в деле, который был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, МИФНС РФ N 16 по РТ 22.01.2008г. в ходе проверки ресторана быстрого питания "Бонна Пицца", принадлежащего ООО "Фуд-Сервис", расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул. Ленина, 100, на предмет соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации в области регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выявлено нарушение в виде реализации алкогольной продукции: "Шампанское российское" полусладкое, емк. 0,75 л., производство Дагестан, дата розлива 29.11.2007г.; вино "Мария Дель Map" красное, емк. 0,75 л., производство Испания, дата розлива 29.10.2007г.; вино "Пети Роял" красное, емк. 0,75 л., производство Франция, дата розлива 02.04.2007г., без надлежаще оформленных товарно-транспортных накладных (ТТН) и грузовых таможенных деклараций (ГТД), а именно, в разделе "Б" справок к ТТН и ГТД отсутствовали печать и подпись собственника товара, что является нарушением п. 139 "Правил продажи отельных видов товара" утв. Постановлением правительства РФ N 55 от 19.01.1998 г.
По факту выявленного нарушения налоговым органом составлен протокол об административном правонарушении от 22.01.2008г. N 000027 и вынесено постановление от 31.01.2008г. N 000027/А о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, ООО "Фуд-Сервис" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные ООО "Фуд-Сервис" требования суд первой инстанции исходил из того, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Часть 3 статьи 14.16. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции (не охваченных диспозициями частей 1 и 2 данной статьи).
Согласно статьям 16 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" запрещается оборот (в том числе розничная купля-продажа) алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность такой продукции и без сертификатов соответствия.
К документам, удостоверяющим легальность алкогольной и спиртосодержащей продукции, в силу статьи 10.2 данного Закона относятся в том числе товарно-транспортная накладная, справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
В пункте 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации" установлено, что при реализации в розницу импортированной алкогольной продукции собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. N 864 установлены требования к заполнению справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, в соответствии с п.п. 4, 5 которого организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель, заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью.
В качестве объективной стороны административного правонарушения обществу вменено ненадлежащее оформление правой части раздела "Б" справок к ТТН и к ГТД.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 10.2 и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается розничная продажа алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, к категории которых относится и справка к товарно-транспортной накладной, справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Пунктом 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, предусмотрено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь сопроводительные документы, в том числе копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации.
Судом установлено наличие у Общества справок к ТТН и справок к ГТД при розничной продаже алкогольной продукции.
Один лишь факт ненадлежащего оформления Обществом правой части раздела "Б" справок к ТТН и к ГТД не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции и в связи с этим не образует состава правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Указанное нарушение не образует состава правонарушения и по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку административная ответственность по названной статье наступает за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, кроме перечисленных в части 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Инспекцией не доказано и судом не установлено, что Обществом вышеуказанными действиями допущено нарушение иных правил продажи алкогольной продукции.
Таким образом, ненадлежащее оформление обществом правой части раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной, справки к ГТД не образует объективной стороны составов правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2008 г. N 13646/07.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Вопрос о взыскании государственной пошлины не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 марта 2008 года по делу N А65-2499/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2499/2008
Истец: ООО "Фуд-Сервис"
Ответчик: МИ ФНС России N16 по РТ