05 июня 2008 г. |
Дело N А72-143/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
от заявителя - Матвейкина Е.В., доверенность от 15 февраля 2008 г. N 18;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области - Будреева О.И., доверенность от 10 января 2008 г. N 11;
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 марта 2008 г.
по делу N А72-143/2008 (судья Семенова М.А.)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третье лицо: ОАО "Российские железные дороги", г. Москва,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Ульяновской области (далее - заявитель, ТУ ФАУФИ) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором (с учетом уточнения предмета требований) просило признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области от 20 сентября 2007 г. N 01/230/2007-201 (далее - УФРС) осуществить государственную регистрацию права собственности, а также обязать УФРС зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 20334 кв.м., кадастровый номер 73:24:0:41, расположенный по адресу: г. Ульяновск, р-н Железнодорожный, от ст. Ульяновск - Центральный до пр. Нефтяников, 3.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 марта 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что, учитывая положения Федерального закона N 29-ФЗ, а также отсутствие доказательств отмены постановления главы г. Ульяновска от 14 июля 2005 г. N 1365, наличие кадастрового плана спорного земельного участка, представленного в УФРС (л.д. 59-76), из которого, в том числе, следует назначение участка - под железнодорожным подъездным путем, в данном конкретном случае ТУ ФАУФИ представило в регистрирующий орган все документы, необходимые для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что суд неправильно применил нормы материального права: статьи 8, 66, 131 ГК РФ, статьи 3, 17, 18, 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; не указал, какой из представленных на регистрацию документов является правоустанавливающим; избрав в качестве основания для регистрации права Закон о железнодорожном транспорте и нахождение на земельном участке объектов недвижимого имущества - магистральных железнодорожных путей, Территориальное управление должно было представить правоустанавливающие документы на данные объекты.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица в заседание суда не явился, в связи с надлежащим извещением его о месте и времени судебного разбирательства дело по апелляционной жалобе согласно ст. 156 АПК РФ рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
14 июля 2005 г. постановлением главы г. Ульяновска N 1365 был утвержден проект границ земельного участка площадью 20.335 кв.м. от ст. Ульяновск - Центральный до пр. Нефтяников, 3 (к ООО "Ульяновск-Терминал") в Железнодорожном районе (земли поселений) (п. 1), ОАО "РЖД" данный участок (под железнодорожным подъездным путем) был передан в аренду до 30 сентября 2053 г. (п. 2), ОАО "РЖД" следовало оформить право аренды земельного участка в соответствии с действующим законодательством (п. 3).
13 января 2006 г. постановлением главы г. Ульяновска N 70 "О внесении изменений и дополнений в постановление главы города от 14.07.2005 г. N 1365" было установлено сформировать единое землепользование, состоящее из трех условных земельных участков общей площадью 20.335 кв.м.
29 августа 2006 г. постановлением главы г. Ульяновска N 3552 "О внесении изменений и дополнений в постановление Главы города от 14.07.2005 г. N 1365" было установлено:
- пунктом 1.2 - перераспределить площади 3-х земельных участков и образовать, в том числе, земельный участок площадью 20.334 кв.м., являющийся единым землепользованием, сформированным из двух условных земельных участков, расположенный от ст. Ульяновск - Центральный до пр. Нефтяников, 3 (к ООО "Ульяновск-Терминал") в Железнодорожном районе (земли поселений) под железнодорожным подъездным путем;
- пунктом 1.4 - в пунктах 2 и 3 постановления N 1365 вместо площади 20.335 кв.м. следует читать 20.334 кв.м. и вместо слов "земельный участок" следует читать "единое землепользование" в надлежащем падеже.
27 июля 2007 г. ТУ ФАУФИ обратилось в УФРС с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 20.334 кв.м., кадастровый номер 73:24:0:41, расположенный по адресу: г. Ульяновск, р-н Железнодорожный, от ст. Ульяновск - Центральный до пр. Нефтяников, 3.
При этом на государственную регистрацию были представлены заявление, платежное поручение, доверенность представителя, ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", кадастровый план земельного участка от 24 мая 2007 г. N 48/07-7231, постановления главы г. Ульяновска от 14 июля 2005 г. N 1365, от 29 августа 2006 г. N 3552, от 13 января 2006 г. N 70.
21 августа 2007 г. в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) УФРС вынесло уведомление о приостановлении до 20 сентября 2007 г. государственной регистрации (л.д. 55-56), из которого следует, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 на государственную регистрацию права собственности должны быть представлены правоустанавливающие документы на:
- земельный участок, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления; либо правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В уведомлении также указано, что для возобновления государственной регистрации права собственности "города Ульяновска Ульяновской области" на вышеуказанный земельный участок (г. Ульяновск, от ст. Ульяновск - Центральный до пр. Нефтяников, д. 3) необходимо ликвидировать спорный земельный участок, представить в отдел приема документов УФРС документы согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 июня 2006 г. N 404.
06 сентября 2007 г. ТУ ФАУФИ обратилось в УФРС с заявлением о принятии дополнительных документов к делу, а именно: Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ).
20 сентября 2007 г. УФРС вынесло отказ N 01/230/2007-201 в государственной регистрации права на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ (л.д. 78-79). Основанием для отказа явилось неустранение ТУ ФАУФИ причин, послуживших основанием для приостановления регистрации, отсутствие информации о регистрации договора аренды спорного земельного участка.
При принятии решения об удовлетворении требований заявителя о признании указанного отказа в государственной регистрации незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих оснований.
Согласно ст. 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Такой Перечень утвержден 30 июня 2006 г. постановлением Правительства Российской Федерации N 404:
1. Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
2. Правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
4. Иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 29-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта.
Ст. 2 Федерального закона N 29-ФЗ содержит основные понятия, используемые для целей настоящего Федерального закона, в том числе: единый хозяйствующий субъект - открытое акционерное общество "Российские железные дороги", создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона N 29-ФЗ в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона N 29-ФЗ учредителем единого хозяйствующего субъекта является Российская Федерация.
Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 29-ФЗ единый хозяйствующий субъект не вправе передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог следующее имущество, внесенное в его уставный капитал, в том числе:
магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте. Указанное имущество может находиться только в собственности единого хозяйствующего субъекта или федеральной собственности.
Учитывая положения Федерального закона N 29-ФЗ, а также отсутствие доказательств отмены постановления главы г. Ульяновска от 14 июля 2005 г. N 1365, наличие кадастрового плана спорного земельного участка, представленного в УФРС (л.д. 59-76), из которого, в том числе, следует назначение участка - под железнодорожным подъездным путем, третий лист кадастрового плана земельного участка 73:24:0:41 содержит его характеристику, в том числе: ограничение правом аренды в пользу ОАО "РЖД" до 30 сентября 2053 г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном конкретном случае ТУ ФАУФИ представило в регистрирующий орган все документы, необходимые для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, предусмотренные вышеназванным Перечнем.
В связи с этим неосновательна ссылка подателя жалобы на то, что суд не указал, какие из представленных документов являются правоустанавливающими.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 марта 2008 г. по делу N А72-143/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-143/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области
Ответчик: УФРС по Ульяновской области
Третье лицо: ОАО "РЖД" в лице Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", ОАО "РЖД"
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3015/2008