28 июля 2008 г. |
Дело N А55-976/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июля 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
от заявителя - Марголина М.Л., доверенность от 20 декабря 2007 г. N 696;
от Главы городского округа Самара - Голубкина О.А., доверенность от 16 января 2008 г. N 01/04-26;
от третьих лиц:
от Министерства образования и науки Самарской области - Назмеева Г.Х., доверенность от 6 февраля 2008 г. N МО-16/546;
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Щирова И.А., доверенность от 16 апреля 2008 г. N 1760;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - не явился, извещен;
от прокурора Самарской области - Дмитриева И.И., удостоверение N 146198, действительно по 5 марта 2010 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
Главы городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2008 г.
по делу N А55-976/2008 (судья Щетинина М.Н.),
по заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
к Главе городского округа Самара, г. Самара,
третьи лица:
Министерство образования и науки Самарской области, г. Самара,
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г. Самара,
с участием прокурора Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным постановления главы городского округа Самара (далее - глава городского округа) от 14 мая 2007 г. N 262 "О реорганизации муниципального образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната N 1 основного общего образования г. Самары и муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната N 9 г. Самары".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что принятием оспариваемого постановления нарушаются права и интересы детей, нуждающихся в длительном санаторном лечении в условиях санаторной школы - интерната, а также ущемляются государственные и общественные интересы; оспариваемое постановление главы городского округа Самара принято в нарушение установленного законом порядка передачи из муниципальной собственности в собственность субъектов РФ имущества; принятое оспариваемое постановление ущемляет права и законные интересы Министерства имущественных отношений Самарской области как собственника в части владения, пользования и распоряжения имуществом образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната N 9 г. Самары; реорганизация учреждения в предусмотренной оспариваемым постановлении форме противоречит безусловной обязанности органа местного самоуправления по передаче данного имущества в государственную собственность Самарской области, а также нарушает права органов государственной власти Самарской области и интересы детей.
Не согласившись с выводами суда, глава городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что поскольку права детей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушаются, судом были допущены нарушения норм процессуального права, выразившиеся в несоблюдении правил подведомственности дел арбитражному суду; Министерство не является собственником указанного имущества; предоставление образования в рамках специализированных учреждений является обязанностью органов государственной власти Самарской области, а не органов местного самоуправления; глава городского округа Самара, обладая полномочиями собственника имущества муниципальных учреждений, был вправе принять решение об их реорганизации; согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2006 г. N 542-О положения части 11 ст. 154 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
В судебном заседании представители главы городского округа Самара и Департамента управления имуществом городского округа Самара доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители Министерства имущественных отношений Самарской области, Министерства образования и науки Самарской области, прокурора Самарской области считают решение суда законным и обоснованным.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Главой городского округа Самара 14 мая 2007 г. принято постановление N 262 "О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната N 1 основного общего образования г. Самары и муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната N 9 г. Самары" (т. 1 л.д. 52).
Указанным постановлением решено реорганизовать муниципальное образовательное учреждение общеобразовательную школу-интернат N 1 основного общего образования г. Самары в форме присоединения к нему муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната N 9 г. Самары с переходом к реорганизованному юридическому лицу прав и обязанностей присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Оба образовательных учреждения являются муниципальным образовательным учреждением РФ. Однако, из Устава МОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интернат N 9 г. Самары видно, что целью деятельности этого учреждения является оказание помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечение проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении.
В то время, как из Устава МОУ учреждения общеобразовательной школы-интернат N 1 основного общего образования г. Самары следует, что целью деятельности школы-интерната является создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, физического, эмоционального развития личности ребенка, формирования гуманистических взглядов и творческого мышления, формирования навыков самостоятельной жизни, социальная защита и всестороннее раскрытие творческих способностей (т. 1 л.д. 88, 106) .
Согласно п. 6.2. ст. 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно п. 3 ч. 8, ч. 11 ст. 85 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления до 1 января 2008 г. обеспечивают безвозмездную передачу в собственность субъектов Российской Федерации находящегося в муниципальной собственности имущества в соответствии с разграничением полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, установленным с 1 января 2006 г. указанным Федеральным законом, другими федеральными законами.
Руководствуясь вышеуказанными нормами, Министерство образования и науки Самарской области и Самарское управление Министерства образования и науки неоднократно предлагали главе городского округа Самара (письма от 30 июня 2006 г. N МО-16/3228, от 25 сентября 2006 г. N МО-16/4810, от 08 ноября 2006 г. N МО-16/5639, от 20 марта 2007 г. N 247-02) рассмотреть вопрос о передаче муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторная школа-интернат N 9 из муниципальной собственности городского округа Самара в государственную собственность Самарской области.
Несмотря на неоднократные обращения в адрес главы городского округа Самара Министерства образования и науки Самарской области и Самарского управления Министерства образования и науки надлежаще оформленное предложение о передаче вышеуказанного образовательного учреждения из муниципальной собственности в государственную собственность Самарской области ни в Министерство образования и науки Самарской области, ни в Министерство имущественных отношений Самарской области, ни в Правительство Самарской области не поступило.
Главой городского округа Самара принято постановление от 14 мая 2007 г. N 262 "О реорганизации муниципального образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната N 1 основного общего образования г. Самары и муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната N 9 г. Самара". Указанный акт делает невозможным передачу вышеуказанного муниципального учреждения в собственность Самарской области.
Согласно приказу Департамента управления имуществом городского округа Самара от 13 июня 2007 г. N 883 "О реорганизации муниципального образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната N 1 основного общего образования г. Самары в форме присоединения к нему муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната N 9 г. Самары", принятого во исполнение указанного постановления главы городского округа Самара, муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторная школа-интернат N 9 г. Самары должно быть присоединено к муниципальному образовательному учреждению общеобразовательной школе-интернату N 1 основного общего образования г. Самары. В результате реорганизации двух образовательных учреждений разных типов останется только одно -муниципальное образовательное учреждение - общеобразовательная школа-интернат N 1 основного общего образования г. Самары, которое по своему статусу не может выполнять те функции и задачи, которые должны реализовываться оздоровительным учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторная школа-интернат N 9 является единственным оздоровительным образовательным учреждением санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, на территории городского округа Самара. В случае реорганизации (ликвидации) указанного учреждения дети фактически лишаются своего права на получение бесплатного образования, гарантированного ст. 43 Конституции Российской Федерации.
При действии постановления главы городского округа Самара от 14 мая 2007 г. N 262 "О реорганизации муниципального образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната N 1 основного общего образования г. Самары и муниципального оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната N 9 г. Самары" будут ущемлены государственные и общественные интересы и права детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях санаторной школы-интерната N 9 г. Самары, поскольку она является единственным в городе Самаре общеобразовательным учреждением, предназначенным для детей, инфицированных микробактериями туберкулеза и детей с локальными формами туберкулеза 3 и 4 клинической группы.
Таким образом, дети, нуждающиеся в длительном лечении, в нарушение ст. 43 Конституции Российской Федерации будут лишены своего права на получение бесплатного образования.
В соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации "Об образовании" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в оздоровительных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, относится к компетенции субъектов Российской Федерации в области образования.
Оспариваемый акт делает невозможным предоставление образования соответствующим органом в пределах наделенной законодательством компетенции.
Кроме того, оспариваемый ненормативный акт главы городского округа Самара является незаконным как несоответствующий требованиям, направленным на предусмотренное законодательством обеспечение выполнения требований законодательства о передаче имущества в результате разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.
Суд правильно указал в решении, что оспариваемое постановление главы городского округа Самара ущемляет права и законные интересы Министерства имущественных отношений Самарской области как собственника в части владения, пользования и распоряжения имуществом образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы-интерната N 9 г. Самары, которое в силу законодательства Российской Федерации должно являться собственностью субъекта Российской Федерации.
Министерство образования и науки Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим на территории Самарской области государственную политику в сфере образования и науки и обеспечивающим реализацию конституционного права граждан на образование, и в соответствии со своими полномочиями осуществляет финансирование в пределах предусмотренных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальных и текущих расходов на образование и науку.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятым и введенным в действие с 01 января 2003 г. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06 ноября 2001 г. N 454-ст, деятельность Министерства имущественных отношений Самарской области в качестве деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации по управлению вопросами общего, а также социально-экономического характера, в том числе, и исполнение бюджета, в рамках реализации возложенных на него постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 г. N 79 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области" полномочий по реализации политики Самарской области в сфере управления и распоряжения собственностью Самарской области, а также увеличению доходов областного бюджета на основе эффективного распоряжения имуществом Самарской области, является одним из видов экономической деятельности.
Финансирование оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, предусмотрено Законом Самарской области от 29 ноября 2007 г. N 134-ГД "Об областном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов".
В подтверждение своих доводов заявитель апелляционной жалобы ссылается на положения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2006 г. N 542-О и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 8-П.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 07 декабря 2006 г. N 542-О исходит из того, что положения Федерального закона от 24 августа 2004 г. N 122-ФЗ предполагают согласованность действия органов публичной власти и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу.
Однако решение о передаче спорного объекта из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке не принималось. Кроме того, предметом настоящего разбирательства является не процедура передачи имущества, а принятие главой городского округа Самара ненормативного правового акта, противоречащего действующему законодательству Российской Федерации.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление главы городского округа Самара принято в нарушение установленного законом порядка передачи из муниципальной собственности в собственность субъектов РФ имущества; принятое оспариваемое постановление ущемляет права и законные интересы Министерства имущественных отношений Самарской области как собственника в части владения, пользования и распоряжения имуществом образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении - санаторной школы - интерната N 9 г. Самары, являющееся в силу упомянутых законов собственностью Самарской области; реорганизация учреждения в предусмотренной оспариваемым постановлении форме противоречит безусловной обязанности органа местного самоуправления по передаче данного имущества в государственную собственность Самарской области, а также нарушает права органов государственной власти Самарской области и интересы детей.
Другие доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 апреля 2008 г. по делу N А55-976/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-976/2008
Истец: Министерство имущественных отношений Самарской области
Ответчик: Глава городского округа Самары
Кредитор: Прокурор Самарской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области , Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, Прокурор Самарской области, Министерство образования и науки Самарской области, Департамент имущественных отношений г. о. Самара
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3695/2008