30 июля 2008 г. |
Дело N А55-7591/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Копункиным В.А.,
с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представителя Исаева И.М. (доверенность от 09.01.2008г. N 03-16),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Красноглинскому району г. Самары, Самарская область, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июня 2008 г. по делу N А55-7591/2008 (судья Холодкова Ю.Е.), рассмотренному по заявлению ООО "Самаратехника-Сервис", Самарская область, г. Самара,
к Инспекции ФНС России по Красноглинскому району г. Самары, Самарская область, г. Самара
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самаратехника-Сервис" (далее - ООО "Самаратехника-Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г. Самары (далее - ИФНС РФ по Красноглинскому району г. Самары, налоговый орган) от 12.05.2008г. N 13-05АЛК о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.06.2008г. заявленные ООО "Самаратехника-Сервис" требования удовлетворены в полном объеме. Постановление ИФНС РФ по Красноглинскому району г. Самары от 12.05.2008г. N 13-05АЛК признано незаконным и отменено.
ИФНС РФ по Красноглинскому району г. Самары обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на отсутствие нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности и принятие всех исчерпывающих мер по его извещению о составлении протокола и о рассмотрении дела об административном правонарушении, просит отменить решение суда от 09.06.2008г.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, апелляционную жалобу удовлетворить, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на апелляционную жалобу.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Общества, участвующего в деле, который был надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 12 марта 2008 года налоговым органом была проведена проверка на предмет соблюдения Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в принадлежащем заявителю "Мини- Магазине", расположенном по адресу: г. Самара, п. Управленческий, 3-й участок, ул. Сосновая.
По результатам проверки выявлено, что обществом была осуществлена реализация покупателю одной бутылки водки "Стихия" 0,5 литра по цене 90 рублей в отсутствие лицензии на право розничной торговли алкогольной продукцией.
Данные обстоятельства зафиксированы в Акте проверки от 12.03.2008 года (л.д. 39-40), справке от 12.03.2008 года (л.д.47).
По результатам данной проверки в отношении общества в отсутствие законного представителя юридического лица составлен протокол N 5-АЛК от 08 мая 2008 года об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ (л.д.55-56).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, налоговый орган в отсутствие законного представителя юридического лица вынес постановление N 13-05 АЛК от 12.05.2008 года, которым заявитель привлечен к ответственности по части 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 40 000 рублей за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (л.д. 62).
Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом нарушен порядок привлечения Общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Согласно части 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Материалами дела установлено, что протокол об административном правонарушении в отношении Общества составлен административным органом 08.05.2008 года, в отсутствие законного представителя Общества.
На основе представленных в дело документов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель ООО "Самаратехника-Сервис" не был надлежащим образом уведомлен и на момент составления протокола об административном правонарушении административный орган не располагал сведениями о надлежащем извещении законного представителя общества о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.
Довод заинтересованного лица о направлении приглашения на составление протокола телеграммой (л.д.51) и обстоятельство невручения данной телеграммы (отраженное в служебном извещении о невручении телеграммы - л.д.50) правомерно оценены судом критически, поскольку в уведомлении стоит отметка о дате его получения налоговым органом - 09.05.2008 года, то есть после составления протокола об административном правонарушении.
Довод налогового органа, что надлежащее извещение подтверждается письмом сотрудника милиции от 16.04.2008г. N 30/3297 (л.д.52) не принимается судом, поскольку доказательств в подтверждение изложенных в письме обстоятельств, налоговым органом не представлено и кроме того обязанность по обеспечению гарантий прав лица (в том числе его надлежащее извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении), привлекаемого к административной ответственности, возложена на государственный орган, осуществляющий производство по делу.
В рассмотрении дела законный представитель общества также не участвовал, документов о надлежащем извещении законного представителя о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в судебное заседание не представлено.
В качестве документа, подтверждающего надлежащее извещение ООО "Самаратехника-Сервис" о времени и месте рассмотрения дела, административным органом представлена та же телеграмма что и о вызове для составления протокола об административном правонарушении, без указания даты отправления и составления.
Представленное налоговым органом уведомление о невручении телеграммы, его содержание не позволяет суду однозначно сделать вывод о содержании и тексте неврученной телеграммы.
Документов, свидетельствующих, что именно приглашение для составления протокола и на рассмотрение дела направлялись и факт невручения данной телеграммы зафиксирован служебным извещением от 09 мая 2008 года, налоговым органом не представлено.
Также не представлено налоговым органом иных документов, свидетельствующих о надлежащем извещении законного представителя общества о времени месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный орган на дату вынесения оспариваемого постановления не обладал сведениями о надлежащем извещении общества о времени и месте рассмотрения дела, но несмотря на данное обстоятельство рассмотрел дело в отсутствие законного представителя Общества.
Согласно пункту 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Вышеуказанные процессуальные нарушения (составление протокола об административном правонарушение в отсутствие законного представителя юридического лица и при отсутствии его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола, рассмотрение дела в отсутствии законного представителя юридического лица и при не извещении юридического лица о времени и месте рассмотрения дела) имеют существенное значение, так как не позволило заинтересованному лицу рассмотреть дело всесторонне, полно и с учетом возможных возражений и дополнений заявителя и являются неустранимыми.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу части 2 ст. 211 АПК РФ, пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ N 2 от 27.01.03 и пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 года подобные нарушения порядка привлечения к ответственности являются основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления.
При таких обстоятельствах, Постановление Инспекции ФНС РФ по Красноглинскому району г. Самары N 13-о5АЛК от 12.05.2008 года о привлечении ООО "Самаратехника-Сервис" к ответственности по части 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей обоснованно признано судом незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены судебных актов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились при рассмотрении дела в суде первой инстанции и этим доводам дана правильная правовая оценка.
Вопрос о судебных расходах судом не рассматривается, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Ошибочно уплаченная налоговым органом по платежному поручению от 04.07.2008г. N 52 государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возвращению.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 июня 2008 г. по делу N А55-7591/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Инспекции ФНС России по Красноглинскому району г. Самары из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, ошибочно уплаченную по платежному поручению от 04.07.2008г. N 52.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7591/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Самаратехника-Сервис"
Ответчик: Инспекция ФНС России по Красноглинскому району г.Самары