Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 16 августа 2006 г. N KA-A40/7355-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 9 августа 2006 г.
Открытое акционерное общество "Фирма "Рубин" (далее - ОАО "Фирма "Рубин") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Московской области (далее - МИ ФНС N 8 по МО) и об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога за период 2002-2004 года в размере 1903458 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2006 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 мая 2006 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
При этом арбитражные суды исходили из несоответствия оспариваемого бездействия положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, МИ ФНС N 8 по МО подала кассационную жалобу, в которой поставлен вопрос об их отмене и принятии нового судебного акта. По мнению лица, подавшего кассационную жалобу, обжалуемые судебные акты приняты при неправильном толковании положений Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" и Закона Московской области 16.06.95 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области", и без учета правовой позиции, изложенной в решении Московского областного суда от 04.11.04 и определении Верховного суда Российской Федерации от 16.02.05, арбитражными судами применены не подлежащие применению статья 11 НК РФ и Закон Российской Федерации от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно оздоровительных местностях и курортах".
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Фирма "Рубин" возражало против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность, состоявшихся по делу судебных актов и просило оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель МИ ФНС N 8 по МО поддержал доводы кассационной жалобы по мотивам изложенным в ней.
Представитель ОАО "Фирма "Рубин" с доводами кассационной жалобы не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Как следует из установленных арбитражным судом фактических обстоятельств и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, ОАО "Фирма "Рубин" обратилась в МИ ФНС N 8 по МО с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного налога и одновременно подало уточненные налоговые декларации за 2002-2004 годы. Письмом от 29.11.05 N 03-12/10467/281/6625 налоговый орган проинформировал налогоплательщика о невозможности рассмотреть по существу заявление о возврате сумм излишне уплаченного земельного налога.
Полагая, что налоговым органом допущено бездействие выразившееся в неисполнении обязанности по возврату сумм излишне уплаченного земельного налога, ОАО "Фирма "Рубин" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из незаконности бездействия налогового органа, поскольку излишняя уплата земельного налога возникла вследствие применения налогоплательщиком неустановленных федеральным законом повышающих коэффициентов.
Выводы арбитражных судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно пункту 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом.
Законом Российской Федерации "О плате за землю" устанавливается средняя ставка земельного налога; органам местного самоуправления предоставлено право дифференцировать средние ставки; установлен исчерпывающий перечень полномочий органов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, определяя средние ставки, Федеральный закон установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления должны устанавливать конкретные ставки.
Согласно статьи 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области" средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону Российской Федерации "О плате за землю": за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (приложение N 1).
В названной выше норме установлено, что повышающий коэффициент применяется не для всех земель, а лишь для тех категорий, в отношении которых таблицей 2 Приложения 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" предусмотрено применение таких повышающих коэффициентов.
В частности, в указанной таблице установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха.
В Законе Российской Федерации "О плате за землю" не содержится определение понятий "курортная зона и зона отдыха". Поэтому, как правильно указали арбитражные суды, в силу статьи 11 НК РФ они подлежат применению в том значении, в каком используются в других отраслях права.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, зданиями и сооружениями, включая объекты курортологических, необходимых для эксплуатации инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании специальных гидрологических и других исследований.
Акт компетентного органа об отнесении занимаемой ОАО "Фирма "Рубин" земли к числу курорта отсутствует.
Понятие зоны отдыха тождественно понятию земли рекреационного назначения.
Согласно статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, объекты физической культуры и спорта, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты.
На основании изложенного арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к законному и обоснованному выводу о том, что налоговый орган не доказал принадлежность земельного участка, занимаемого ОАО "Фирма "Рубин" к курортным землям, зоне отдыха и рекреационным землям, в связи с чем применение при расчете земельного налога повышающих коэффициентов неправомерно.
Арбитражный суд кассационной инстанции отклоняет как несостоятельную ссылку в кассационной жалобе на определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2005 года N 4-Г04-57.
Как правильно указали арбитражные суды, данным определением подтверждена законность статьи 2 Закона Московской области "О плате за землю в Московской области", установившей правомерность применения повышающего коэффициента для категорий земель, на которые распространяется действие таблицы 2 Приложения 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю" (курортные зоны и зоны отдыха). В этом определении не указано, что занимаемый ОАО "Фирма "Рубин" участок относится к таким землям.
Таким образом, арбитражными судами при разрешении настоящего спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан правильный вывод о том, что при расчете земельного налога повышающие коэффициенты не подлежали применению.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, сводятся к другой оценке установленных судом обстоятельств и иной трактовке норм материального права, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176 и 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2006 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 мая 2006 г. N 09АП-3474/06-АК по делу N А40-80251/05-14-636 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 16 августа 2006 г. N KA-A40/7355-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании