Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 августа 2006 г. N КА-А40/7425-06-П
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 июня 2005 г. N КА-А40/4689-05
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 ноября 2005 г. N КА-А40/11535-05
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 ноября 2004 г. N КГ-А40/10118-04
Постановлением Правительства города Москвы от 21 сентября 2004 г. N 650-ПП у ЗАО "Росстройсервис" для государственных нужд изъят земельный участок размером 23523 кв.м, находящийся в аренде и расположенный по адресу: г. Москва, ул. Вильгельма Пика, владение 14, с кадастровым номером 770218002001.
ЗАО "Ремсстройсервис" обжаловало указанное постановление в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2006 г. в удовлетворении требований отказано.
Постановлением от 2 мая 2006 г. Девятого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
При этом суды исходили из того, что ненормативный акт Правительства г. Москвы не противоречит ст. 49 Земельного кодекса РФ и не нарушает права и интересы заявителя.
В кассационной жалобе ЗАО "Росстройсервис" ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, суды не проверили Распоряжение Правительства г. Москвы на соответствие его ст. 95 Земельного кодекса РФ, поскольку изъятие земельного участка производится на землях, относящихся к особо охраняемым природным территориям, то всякое строительство, в том числе и строительство Китайского делового центра, в интересах которого производится изъятие земельного участка, запрещено. В нарушение закона судом не были истребованы документы, подтверждающие разрешение на использование изымаемого земельного участка. Судом не исследован вопрос о включении изымаемого земельного участка в генеральный план развития.
В жалобе указывается, что в материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие принятие Российской Федерацией международных обязательств по строительству Китайского делового центра "Парк Хуамин".
Решая этот вопрос, суды ограничились лишь имеющейся договоренностью Глав Правительств России и Китая и имеющимися на этот счет протоколами.
Однако, как считает заявитель, протоколы заседаний комиссий по подготовке регулярных встреч Глав Правительств не являются результатом достигнутых договоренностей.
Заявитель ссылается на нарушение судом ст. 63 Земельного кодекса РФ, обеспечивающей гарантии лицам при изъятии у них земельных участков.
В заседании кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Представитель Правительства г. Москвы возражал против доводов, изложенных в жалобе. В дело представлены письменные объяснения по жалобе.
Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, их доводы и соображения, проверив законность судебных актов не находит оснований для их отмены.
Как следует из обстоятельств дела, предметом спора является Постановление Правительства г. Москвы от 21 сентября 2004 г. N 650-ПП "Об изъятии земельного участка для государственных нужд" по адресу: г. Москва, ул. Вильгельма Пика, владение 14, площадью 23523 кв.м с кадастровым номером 770218002001.
Данный земельный участок находится в аренде у ЗАО "Росстройсервис" под зданиями, принадлежащими обществу на праве собственности.
Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка, в том числе путем выкупа для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в исключительных случаях.
Как установлено судом, изъятие данного участка произведено в связи с выполнением международных обязательств.
Признавая оспариваемое Постановление Правительства г. Москвы правильным, суды посчитали, что Российская Федерация взяла на себя международные обязательства по строительству именно в этом месте Китайского делового центра, сославшись при этом на протоколы заседаний комиссии по подготовке регулярных встреч Глав Правительств.
Как следует из судебных актов, при разрешении спора суды пришли к выводу о соблюдении прав пользователя земельного участка и собственника зданий.
Согласно ст. 63 Земельного кодекса РФ, предусматривающей гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных нужд, изъятие земельного участка по этому основанию производится после:
1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются земельные участки равноценных земельных участков;
2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
3) возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.
Судом установлено, что в соответствии с установленным порядком Правительством Москвы эти требования закона выполнены, в связи с чем, отсутствовали основания для признания незаконным оспариваемого ненормативного акта.
Спорный земельный участок по вышеуказанному адресу был изъят для государственных нужд на основании протоколов, имеющих силу международных договоров согласно ч. 2 ст. 1, 6 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Общество было уведомлено об изъятии спорного земельного участка, ему были предложены варианты земельных участков, а также предприняты все необходимые меры.
Указанные выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, получившим надлежащую оценку суда.
Правительством Москвы конкретизирован порядок мероприятий по изъятию спорного земельного участка и возмещение убытков ЗАО "Росстройсервис".
Право на изъятие земельных участков для государственных нужд г. Москвы предусмотрено п.п. "г" п. 2 ст. 4 Закона г. Москвы N 27 от 14.05.2003 г. "О землепользовании и застройке в г. Москве".
Изымаемый земельный участок имеет 5-й режим регулирования градостроительной деятельности, поэтому в силу ст. 4 Закона г. Москвы от 21.10.1998 г. N 26 изъятие его для государственных нужд под строительство китайского делового центра является правомерным.
Кроме того, обществу неоднократно предоставлялись варианты земельных участков взамен изымаемого, следовательно, предпринимались необходимые меры.
Правильным является вывод суда о том, что оспариваемое Постановление Правительства Москвы принято им в пределах своих полномочий, с соблюдением действующего законодательства, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284 - 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение арбитражного суда г. Москвы от 25.01.2006 г. и постановление от 2 мая 2006 года Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2380/06-АК по делу N А40-55632/04-84-498 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Росстройсервис" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2006 г. N КА-А40/7425-06-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании