18 декабря 2008 г. |
Дело N А65-11154/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Копункиным В.А.,
с участием:
от заявителя - представителя Бакинской Ю.И. (доверенность от 09.01.2008г. N 3),
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
после перерыва:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2008 года по делу N А65-11154/2008 (судья Сальманова Р.Р.), рассмотренному по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
к Департаменту казначейства Министерства финансов РТ в лице Территориального отделения по г. Набережные Челны, Республика Татарстан, г. Казань,
третье лицо: ИП Султанова С.Н., Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными действий, выраженных в принятии к исполнению исполнительного листа,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными действий Департамента казначейства Министерства финансов РТ в лице Территориального отделения по г. Набережные Челны, выраженных в принятии к исполнению исполнительного листа N 142355 (дубликата) от 02.07.2002г.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.09.2008г. Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны отказано в удовлетворении заявленных требований.
Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права при вынесении оспариваемого судебного акта, просит отменить решение суда от 30.09.2008г.
Департамент казначейства Министерства финансов РТ в лице Территориального отделения по г. Набережные Челны представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать истцу в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и отправить дело на новое рассмотрение.
Представитель Департамента казначейства Министерства финансов РТ в лице Территориального отделения по г. Набережные Челны и ИП Султанова С.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 15.12.2008г. до 17.12.2008г. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представители лиц, участвующих в деле, были извещены о времени и месте рассмотрения дела после перерыва под роспись.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и исходит при этом из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, 01.04.08 Территориальным отделом по г. Набережные Челны Департамента казначейства Министерства финансов РТ направлено уведомление N 4 о поступлении исполнительного листа N 142355 (дубликат) от 02.07.02, выданного на основании решения Арбитражного суда РТ от 21.05.02 по делу А65-11366/2001 СГ2-4 о взыскании с Администрации г. Набережные Челны в пользу ООО "Дорожно-эксплутационное управление" (далее - ООО "ДЭУ") процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 628007,02 рублей. Заявитель, считает, что должником в данном случае является Муниципальное образование г. Набережные Челны, а не Исполком МО г. Набережные Челны и исполнение должно производиться в порядке п.4 ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ финансовым управлением Исполкома.
Заявитель, считая действия Территориального отделения по г. Набережные Челны Департамента казначейства МФ РТ неправомерными по принятию к исполнению исполнительного листа, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - орган).
Орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
В силу абзаца 1 пункта 3 этой же статьи должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с письмом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов,
отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании Решения Арбитражного суда РТ от 21.05.2002 по делу N А65-11366/2001 СГ2-4 с Администрации г. Набережные Челны в пользу ООО "Дорожно-эксплутационное управление" взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 628 007,02 рублей. Взыскателю 02.07.2002 выдан исполнительный лист N 0642317. Определением от 05.03.2005 на основании заявления ООО "ДЭУ" Арбитражным судом РТ выдан дубликат исполнительного листа за N 142355 (л.д.71).
Определениями Арбитражного суда РТ от 26.02.2007, 18.04.2007 по делу N А65-11366/2001 СГ2-4 произведены замены в порядке процессуального правопреемства первоначального взыскателя ООО "ДЭУ" на его правопреемника, предпринимателя Султанову Светлану Николаевну, первоначального должника с Администрации г. Набережные Челны на его правопреемника -Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны (л.д.63,65).
Письмом предпринимателя без образования юридического лица, Султановой С.Н. от 26.03.08 в порядке п. ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ в ТОДК Министерства финансов РТ по г. Набережные Челны направлены на исполнение дубликат исполнительного листа N 142355 от 02.07.02, решение Арбитражного суда РТ по делу N А65-11366/2001 СГ2-4, Определения Арбитражного суда РТ о замене взыскателя, должника и выдаче дубликата исполнительного листа (л.д.67).
Органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципального бюджетного учреждения по месту открытия должнику (заявителю) лицевых счетов как получателю средств местного бюджета является Территориальное отделение Департамента казначейства Министерства финансов РТ г. Набережные Челны, что подтверждается заявлением Исполкома МО г. Набережные Челны на открытие лицевого бюджетного счета (л.д.37), справкой ТОДК МФ РТ г. Набережные Челны от 11.06.2008 N 21-62/7-83/281 о наличии лицевого счета ЛБ 308000001-Исп., сведениями ИФНС по г. Набережные Челны об открытых счетах в кредитных организациях (л.д.39).
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что Территориальным отделением правомерно в соответствии со ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ принят исполнительный лист N 142355 (дубликат) от 02.07.02 для исполнения.
01.04.2008 Территориальное отделение Департамента казначейства Министерства Финансов РТ направил заявителю Уведомление N 4 N 21-62/7-83/151 о поступлении.2008 исполнительного документа N142355 от 02.07.02 с указанием о дате приема -26.03.2008 и о необходимости предоставления документов в течение 10 дневного срока в порядке п.3 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ, в случае нарушения условий указанной статьи сообщил о возможности приостановления осуществления операций по расходованию средств на его лицевом счете (л.д.14).
Заявитель письмом от 14.04.2008 N 351 сообщил руководителю Территориального отделения по г. Набережные Челны ДК МФ РТ, что в утвержденном решении Городского Совета от 20.11.2007 N 27/5 "О бюджете муниципального образования город Набережные Челны на 2008" средства на исполнение судебных решений не были предусмотрены (л.д.54) и что с целью исполнения исполнительного листа в Городской Совет направлено письмо от 11.04.08 N 251 (л.д.53).
Однако, решением Городского Совета МО г. Набережные Челны от 14.05.2008, от 16.07.2008 N 33/12 должнику лишь рекомендовано предусмотреть при составлении проекта бюджета муниципального образования г. Набережные Челны на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования на исполнение судебных актов по искам к муниципальному образованию г. Набережные Челны согласно Реестру исполнительных листов по денежным обязательствам муниципального образования г. Набережные Челны.
Между тем, пунктом 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ при неисполнении должником в течении трех месяцев со дня поступления исполнительных документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных
учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделен, открытие в данном органе, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу пункта 5 статьи 242.5 главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности приостановления ТОДК МФ РТ г. Набережные Челны расходования средств на лицевых счетах должника ввиду непредставления заявителем доказательств выполнения условий, предусмотренных п.5 ст.242.5 Бюджетного кодекса РФ,
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что фактически должником является публично-правовое образование- муниципальное образование города Набережные Челны в лице Исполнительного комитета МО г. Набережные Челны ввиду заключения Администрацией г. Набережные Челны (в настоящее время - Исполком) договора на выполнение подрядных работ с прежним взыскателем (ООО Дорожно-эксплутационное управление) в интересах муниципального образования и в данном случае применимы положения ст.242.2 Бюджетного кодекса РФ.
Исполнительный лист N 142355 от 02.07.2002 выдан на взыскание с должника Администрации г. Набережные Челны, правопреемником которого является Исполнительный комитет г. Набережные Челны, следовательно, к данным правоотношениям применяется статья 242.5 Бюджетного кодекса РФ, регулирующая вопросы исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение - муниципальное учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию муниципальных услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Согласно Уставу муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан, утвержденного Решением Представительного органа муниципального образования "город Набережные Челны" от 8.12.2005 N 6/5 (ст.25) Исполнительный Комитет является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, являющимся бюджетным учреждением, финансируемым из бюджета муниципального образования.
Решение Арбитражного суда РТ от 21.05.02 по делу N А65-11366/2001СГ2-4 вступило в законную силу, в силу ст.16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Исполнительный лист выдан на основании указанного решения, которое подлежит безусловному исполнению.
Таким образом, действия Территориального отделения по г. Набережные Челны Департамента казначейства Министерства финансов РТ, выраженные в принятии к исполнению исполнительного листа N 142355 от 02.07.02 являются законными и соответствующими статье 242.5 Бюджетного кодекса РФ.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований ввиду привлечения ненадлежащего ответчика и отсутствия согласия заявителя о замене ненадлежащего ответчика надлежащим.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции обоснованно отказано Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны в удовлетворении заявленных требований.
При вынесении обжалуемого решения, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны, не оспаривая выводов суда по существу рассматриваемого спора, указывает на допущенные судом при вынесении оспариваемого судебного акта нарушения норм процессуального права. Податель жалобы указывает, что согласно определению арбитражного суда от 28.08.2008г. дело назначено к рассмотрению на 25.09.2008г., однако из решения арбитражного суда Республики Татарстан по делу А65-11154/2008 следует, что резолютивная часть решения объявлена 23.09.2008г., в протоколе судебного заседания также стоит дата 23.09.2008г. С учетом изложенного Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны делает вывод о наличии оснований для отмены судебного акта в соответствии с ч.4 ст.270 АПК РФ ввиду рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Данные доводы не принимаются судом апелляционной инстанции.
Определением суда от 28.08.2008г. дело назначено к рассмотрению на 25.09.2008г. на 15час.30мин. Факт получения данного определения подтвержден материалами дела (уведомление N 010775 -л.д.86) и не оспаривается заявителем (стр. 2 апелляционной жалобы). Определением суда от 11.11.2008г. (л.д.99) ввиду допущенной опечатки в дате объявления резолютивной части решения, печатный текст решения исправлен и дата объявления резолютивной части решения указана как "25 сентября 2008 г.". Согласно информации о судебных делах, имеющейся на официальном сайте Арбитражного суда Республики Татарстан в сети Интернет по веб-адресу: www.tatarstan.arbitr.ru дело А65-11154/2008 было назначено к судебному разбирательству именно на 25.09.2008г. Таким образом, дело было рассмотрено именно 25.09.2008г. Данное обстоятельство подтверждено и представителем ответчика по делу Кожевниковой Е.В. в отзыве на апелляционную жалобу. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что 25.09.2008г. дело рассматривалось с участием указанного представителя, что отражено в протоколе судебного заседания от 25.09.2008г. (л.д.88). При этом представителем Исполкома не представлено какого-либо документального подтверждения тому, что дело рассмотрено 23.09.2008г. Ссылки заявителя на то, что в протоколе судебного заседания также стоит дата 23.09.2008г., не принимаются арбитражным апелляционным судом, поскольку согласно ст. 155 АПК РФ в протоколе судебного заседания указываются как год, месяц, число и место проведения судебного заседания, так и дата составления протокола. В протоколе судебного заседания (л.д.88) год, месяц, число и место проведения судебного заседания указаны как "25 сентября 2008 г. г.Казань". Указание даты составления протокола как 23.09.2008г., с учетом вышеизложенных обстоятельств, расценивается судом апелляционной инстанции как ошибочное.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 сентября 2008 года по делу N А65-11154/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11154/2008
Истец: Исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны, г.Набережные Челны
Ответчик: Департамент казначейства Министерства финансов РТ в лице Территориального отделения по г.Набережные Челны, Департамент казначейства Министерства финансов РТ в лице Территориального отделения по г.Набережные Челны, г.Казань
Третье лицо: Индивидуальный предприниматель Султанова С.Н., г.Казань