26 декабря 2008 г. |
Дело N А55-7649/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2008 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой И.С.,
с участием:
от заявителя - Величкина Ю.О. доверенность от 21 января 2008 г. N б/н;
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Петряйкин С.А. доверенность от 01 октября 2008 г. N Д05-01/2900;
от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 сентября 2008 г. по делу N А55-7649/2008 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению ООО "Глобал", г. Самара,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Глобал" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (далее - Департамент), выразившихся в издании заключения о невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельного участка для размещения банно-оздоровительных комплексов, обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обеспечить оформление акта о выборе земельного участка и подготовить проект постановления Главы городского округа Самара об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения банно-оздоровительного комплекса на земельном участке площадью 23 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и Шоссейная в аренду под строительство банно-оздоровительного комплекса; обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обеспечить оформление акта о выборе земельного участка и подготовить проект постановления Главы городского округа Самара об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения банно-оздоровительного комплекса на земельном участке площадью 56 500 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и озера Банное в аренду под строительство банно-оздоровительного комплекса; обязании Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара обеспечить оформление акта о выборе земельного участка и подготовить проект постановления Главы городского округа Самара об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения банно-оздоровительного комплекса на земельном участке площадью 31 800 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская, Шоссейная и озера Банное в аренду под строительство банно-оздоровительного комплекса.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 сентября 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что при отсутствии проекта планировки территории и, соответственно, проектов межевания земельного участка, испрашиваемого не для жилищного строительства, в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями; действия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившиеся в издании заключений исх. N СП-8/166-0-1-2179, N СП-8/165-0-1-2180, N СП-8/169-0-1-2179 от 18.02.2008 г. о невозможности подготовки акта выбора и проекта границ земельного участка для размещения банно-оздоровительных комплексов, расположенных по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и Шоссейная; г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и озера Банное; г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская, Шоссейная и озера Банноев в аренду под строительство банно-оздоровительных комплексов, являются не соответствующими требованиям земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, и нарушающими права заявителя в сфере экономической деятельности.
Не согласившись с выводами суда, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что проект планировки территории является первым этапом в разработке планировки территории; Департамент отказал в подготовке акта выбора и проекта границ земельного участка для размещения банно-оздоровительных комплексов в связи с тем что, в настоящее время нет утвержденного проекта планировки территории, и в соответствии с действующим законодательством данные земельные участки не могут быть сформированы; земельные участки, испрашиваемые заявителем, находится около озера Банное, и не предназначены для строительства в соответствии с земельным и водным кодексами, так как относятся к природоохранной зоне; в соответствии со статьей 31 Земельного Кодекса РФ Департамент по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обязан обеспечить выбор земельного участка только на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, но не обязан обеспечивать оформление акта о выборе земельного участка и подготавливать проект постановления Главы городского округа Самара об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта.
В судебном заседании представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в своем отзыве удовлетворение требований, указанных в апелляционной жалобе, оставляет на усмотрение суда, однако указывает, что согласно карте правового зонирования, земельный участок расположен в зоне Ж-2, которая допускает строительство обозначенного ООО "Глобал" объекта; испрашиваемый участок не отнесен к природоохранной зоне.
В заседании арбитражного апелляционного суда Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области.
Указанное ходатайство отклонено арбитражным апелляционным судом, поскольку в соответствии со ст.ст. 50 и 51 АПК РФ, вступление в дело или привлечение к участию в дело третьих лиц допускается только до вынесения судом судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде первой инстанции, а в апелляционной инстанции совершение такого процессуального действия законом не предусмотрено.
Кроме того, Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что решение по настоящему делу может повлиять на права и обязанности Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области по отношению к одной из сторон.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 17 декабря 2008 г. до 16 час. 25 мин. 23 декабря 2008 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "Глобал" обратилось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области с заявлениями N 2180, N 2179, N 2178 от 22.01.2008 г. о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объекта для предоставлении в аренду земельных участков для размещения под строительство банно-оздоровительных комплексов, расположенных по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и Шоссейная; г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская и озера Банное; г. Самара, Куйбышевский район, в границах улиц Ростовская, Шоссейная и озера Банное (л.д.13-18).
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области направлено заявление в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для обеспечения выбора земельного участка.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 18.02.2008 г. были подготовлено направлено в министерство заключение от 18.02.2008 г. N СП-8/166-0-1, N СП-8/165-0-1, N СП-8/169-0-1 (в одном письме) "О невозможности осуществления работ по формированию земельных участков для размещения под строительство банно-оздоровительных комплексов на указанных земельных участках, так как принятие решения по данному вопросу возможно после разработки проекта планировки территории и его утверждения", в соответствии с которым принятие решения по выбору земельного участка для строительства банно-оздоровительных комплексов возможно только после разработки проекта планировки территории и его утверждения (л.д.6).
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в адрес ООО "Глобал" был направлен ответ о результате рассмотрения заявления N Ж-21/224 от 27.02.2008 г. о невозможности подготовки акта выбора и плана границ земельного участка для строительства банно-оздоровительных комплексов на испрашиваемом земельном участке (л.д. 7-8).
При принятии решения об удовлетворении требований заявителя о признании указанных действий Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара незаконными, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с п.5 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка (содержащий проект его границ), в соответствии с п. 8 ст.31 Земельного кодекса РФ действует в течение трех лет и является основанием для последующего принятия органом местного самоуправления в этот срок решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения объекта в случаях, если земельный участок испрашивается в собственность (пункт 2 статьи 30 Земельного кодекса РФ) для жилищного строительства и комплексного освоения (п.1 ст.ст. 30.1, 30.2 Земельного кодекса РФ), при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (пункт 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ).
Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 29 октября 2002 г. N 150 утверждена Инструкция о порядке разработки, согласовании, экспертизы и утверждения градостроительной документации, которая включена в Систему нормативных документов в строительстве (СНиП 11-04-2003) (Постановление Госстроя РФ от 27.02.2003 г. N 27).
Часть 2.3 указанной инструкции предусматривает, что градостроительная документация о застройке территорий поселений включает в себя:
- проекты планировки частей территорий поселений (далее - проект планировки);
- проекты межевания территорий;
- проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений (далее - проект застройки).
Часть 1 пункта 3.2.1 указанной инструкции предусматривает, что проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений.
На территории городского округа Самара в настоящее время действуют:
- Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61;
- Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. N 539.
Вместе с тем, проекты планировки и межевания ряда территорий до настоящего времени уполномоченными органами не разработаны.
Согласно ст.42 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В соответствии со ст.43 Градостроительного Кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий.
Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.
Суд правильно указал в решении, что установление границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков не является основанием, перечисленным в п.4 ст.28 ЗК РФ, для отказа в предоставлении земельного участка под строительство.
Испрашиваемые ООО "Глобал" земельные участки, согласно Постановлению от 26.04.2001 г. N 61 "Об утверждении правил застройки и землепользования в городе Самаре", расположены в зоне Ж-2 (зона малоэтажной и смешанной застройки), что соответствует разрешенному строительству банно-оздоровительных комплексов, на данных земельных участках.
Доказательств наличия оснований для отказа в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара суду не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при отсутствии проекта планировки территории и соответственно проектов межевания земельного участка, испрашиваемого не для жилищного строительства, в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Ссылка подателя жалобы на то, что земельный участок, испрашиваемый заявителем, относится к природоохранной зоне, не может быть принята во внимание, так как доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, Департаментом в суд не представлено.
Напротив, как следует из отзыва Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и приложенной к нему выдержки из карты правового зонирования, являющейся приложением к правилам застройки и землепользования в городе Самара, утвержденным Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, земельный участок расположен в зоне Ж-2, которая допускает строительство обозначенного ООО "Глобал" объекта, испрашиваемый участок не отнесен к природоохранной территории.
Ссылка подателя жалобы на заявление Министерства транспорта связи и автомобильных дорог Самарской области от 23 июня 2008 г. N ЛИС-2828/884 является неосновательной, так как это обстоятельство не было указано в качестве причины оспариваемых действий, выразившихся в издании заключения о невозможности подготовки акта выбора проекта границ земельного участка для размещения банно-оздоровительных комплексов.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 сентября 2008 г. по делу N А55-7649/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7649/2008
Истец: ООО "Глобал", Общество с ограниченной ответственностью "Глобал"
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11623/11
14.09.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9517/11
10.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7928/2008
19.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-7649/2008
26.12.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7928/2008