15 января 2009 г. |
Дело N А72-2987/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Балакиревой Е.М., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановым А.Ю.
при участии в заседании:
от заявителя апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области - представитель Минеева О.А., доверенность от 24.11.2008 N 55;
от ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области - не явились, извещены;
от третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области - представитель Фомина Е.Л., доверенность от 12.01.2009 N 06-07/12;
от третьего лица УФРС по Ульяновской области - не явились, извещены;
от третьего лица МГИиЗО Ульяновской области - не явились, извещены;
от третьего лица КУИ г. Ульяновска - не явились, извещены;
от третьего лица УОГУП БТИ - не явились, извещены;
от третьего лица ОГУП "Ульяновский лесхоз" - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 января 2009 года в зале N 3 дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 ноября 2008 г., принятое по делу NА72-2987/2008 судьей Арзамаскиной Н.П.,
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск,
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, г. Ульяновск,
с привлечением третьих лиц:
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, г. Ульяновск,
- Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
- Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, г. Ульяновск,
- Комитет по управлению имуществом г. Ульяновска, г. Ульяновск,
- Ульяновское областное государственное унитарное предприятие Бюро технической инвентаризации, г. Ульяновск,
- Областное государственное унитарное предприятие "Ульяновский лесхоз", г. Ульяновск,
об истребовании имущества из чужого незаконного владения и взыскании 981 677 руб. 59 коп.,
УСТАНОВИЛ
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации по Ульяновской области, г. Ульяновск обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, г. Ульяновск об истребовании из чужого незаконного владения федерального недвижимого имущества - помещений площадью 679,6 кв.м., расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Подлесная, д. 24 и взыскании 981 677 руб. 59 коп., составляющих: 921 491 руб. 52 коп. - сумма неосновательного обогащения за период с 01.01.2007г. по 01.05.2008г., 60 186 руб. 07 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2007г. по 05.05.2008г., а так же проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 06.05.2008г. по день фактического исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области; Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Комитет по управлению имуществом г. Ульяновска, Ульяновское областное государственное унитарное предприятие Бюро технической инвентаризации, Областное государственное унитарное предприятие "Ульяновский лесхоз".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.10.2008г. в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено ходатайство истца об уточнении и увеличении исковых требований - истребовать федеральное недвижимое имущество - помещения в здании, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Подлесная, 24, из чужого незаконного владения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области площадью 479,53 кв.м., в том числе: первый этаж 361,39 кв.м. (комнаты 1-24, 26,27 согласно выкопировке из технического паспорта по состоянию на 16.10.2008г.); пристрой 85,27 кв.м. (комнаты 29-31 согласно выкопировке из технического паспорта по состоянию на 16.10.2008г.); подвал 32,87 кв.м. (комната 12 согласно выкопировке из технического паспорта по состоянию на 16.10.2008г.); взыскать с Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области 1114 782 руб. 76 коп., составляющих: 1 027 298 руб. 45 кои. - сумма неосновательного обогащения за период с 01.01.2007г. по 01.10.2008г.; 87 484 руб. 31 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2007г. по 17.10.2008г.; а так же проценты за пользование чужими денежными средствами с 17.10.2008г. по день фактического исполнения решения.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом удовлетворено ходатайство об увеличении исковых требований в части взыскания с ответчика суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами до 1 172 991 руб. 71 коп., составляющих: 1 079 928 руб. 14 коп. - сумма неосновательного обогащения за период с 01.01.2007г. по 01.10.2008г.; 93 063 руб. 57 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.02.2007г. по 17.10.2008г.; а так же проценты за пользование чужими денежными средствами с 17.10.2008г. по день фактического исполнения решения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 10 ноября 2008 г. по делу N А72-2987/2008 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации по Ульяновской области обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить исковые требования удовлетворить.
При этом в жалобе заявитель указал, что обжалуемое решение, в нарушении статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, принято не по существу заявленных требований, а также применен закон, не подлежащий применению.
По мнению заявителя жалобы, Федеральный закон N 122-ФЗ от 22 августа 2004 не подлежал применению, поскольку данным законом регламентируется порядок безвозмездной передачи имущества с уровня на уровень в связи с разграничением полномочий.
Поскольку, как на момент рассмотрения настоящего спора в суде первой инстанции, так и на настоящий момент, отношения по безвозмездной передаче помещений, незаконно занимаемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей Ульяновской области - между сторонами отсутствуют.
Кроме того, вопрос о наделении ответчика имуществом для обеспечения выполнения им установленных законодательством РФ задач и функций в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории Ульяновской области решен четыре года назад, когда было реорганизовано Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей МПР России по Ульяновской области (далее ГУПР по Ульяновской области) и поделено все имущество между вновь образованными юридическим лицами, структурными подразделениями и правопреемником, что подтверждается актами приема-передачи имущества 2004 г.
В то же время вопрос о наделении федеральным недвижимым имуществом (частью спорного здания) вновь созданную федеральную структуру Агентство лесного хозяйства по Ульяновской области - не ставился, в связи, с чем было принято решение передать административное здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Подлесная, 24 на баланс правопреемника ГУПР по Ульяновской области - Росприроднадзора по Ульяновской области.
Для надлежащего использования возложенных функций вновь созданным Агентством лесного хозяйства по Ульяновской области была предоставлена часть упомянутого административного здания (которую ныне без правовых оснований занимает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области) на праве безвозмездного пользования по договору от 21.02.2006 г. N 302-595, срок действия которого на сегодняшний день истек.
Также заявитель жалобы считает ошибочным вывод, сделанный судом, относительно отсутствий у Территориального управления полномочий на истребования федерального имущества.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации по Ульяновской области апелляционную жалобу поддержал, решение Арбитражного суда Ульяновской области считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле не явились о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в деле имеются уведомления.
Ходатайства Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и Министерства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области об отложении судебного заседания, подлежит отклонению как необоснованные в силу ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителей Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Подлесная, 24, закреплено на праве оперативного управления за Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области.
Согласно актам проверки, проведенной указанным Управлением, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации по Ульяновской области с участием ответчика, установлено, что помещения общей площадью 479,53 кв.м., в том числе: первый этаж 361,39 кв.м. (комнаты 1-24, 26,27 согласно выкопировке их технического паспорта по состоянию на 16.10.2008г.); пристрой 85,27 кв.м. (комнаты 29-31 согласно выкопировке из технического паспорта по состоянию на 16.10.2008г.); подвал 32,87 кв.м. (комната 12 согласно выкопировке из технического паспорта по состоянию на 16.10.2008г.), находящиеся в вышеуказанном здании, используются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды по Ульяновской области (для обеспечения выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории Ульяновской области).
Факт использования указанных помещений без законных на то оснований, оформления соответствующих прав, послужил основанием для обращения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации по Ульяновской области с настоящим исковым заявлением об истребовании указанного имущества из чужого незаконного владения ответчика, взыскании с последнего неосновательного обогащения за пользование имуществом и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении иска по следующим основаниям.
С учетом оценки представленных в дело доказательств, в соответствии с нормами Положения о Федеральной службе лесного хозяйства России ( л.д.2, т.2), и Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" суд первой инстанции правильно указал, что спорное административное здание, расположенное по вышеуказанному адресу, из федеральной собственности в процессе многочисленных реорганизаций органов (учреждений) контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов не выбывало.
Из материалов дела следует, что первоначально спорное административное здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Подлесная, 24, было внесено в реестр федерального имущества в 1999 г. на основании представленных Комитетом по лесу Ульяновской области (приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 03.08.2000г. N 263 Комитет по лесу Ульяновской области реорганизован в форме присоединения к Комитету природных ресурсов по Ульяновской области; приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.05.2002 г. N 659-к Комитет природных ресурсов по Ульяновской области реорганизован в форме его преобразования в Главное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Ульяновской области; приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 20.08.2004г. N3 Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Ульяновской области реорганизовано в Управление Федеральной службы по надзору в сферы природопользования по Ульяновской области) документов: заявления от 01.10.1999г. N55; карты учета федерального имущества; Положения о Комитете по лесу Ульяновской области; информационного письма комитета государственной статистики; информационного письма государственной налоговой инспекции.
Данные основания внесения спорного имущества в реестр федеральной собственности были определены в соответствии с Положением об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 г. N 696, Комитету природных ресурсов по Ульяновской области выдано свидетельство от 17.11.1999г. с присвоением реестрового номера 07300086.
Впоследствии новые правообладатели спорного имущества (балансодержатели), которым вышеуказанное здание передавалось по передаточным актам в связи с очередной реорганизацией того или иного юридического лица, обновляло карту учета федерального имущества, представляя ее с необходимым пакетом документов в орган по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области.
Согласно п.1 Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 24.05.2002 г. N 659-к Комитет природных ресурсов по Ульяновской области реорганизован в форме преобразования в Главное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Ульяновской области.
Комитет природных ресурсов по Ульяновской области письмом за исх. N 1616 от 18.07.2002г. просил внести изменения в "Свидетельство о внесении в реестр федерального имущества" N 07300086 от 17.11.1999г. в связи с реорганизацией в форме преобразования в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России (последнему выдано соответствующее свидетельство - л.д. 141, т.2).
Согласно пункта 4 Положения о Главном управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Ульяновской области (утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов России от 17.05.2002 г. N 267) Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Ульяновской области является правопреемником Комитета природных ресурсов по Ульяновской области.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов России от 07.09.2004г. N 51 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области.
Пункт 4 данного Положения устанавливает, что Управление является правопреемником Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Ульяновской области в отношении его обязательств по контролю и надзору, а также имущества согласно передаточного акта.
Из передаточного акта, утвержденного 18.10.2004 года Заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, усматривается, что объект недвижимости - административное здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Подлесная, 24, передан Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области.
В настоящее время спорное административное здание, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Подлесная, 24, находящееся на балансе и в оперативном управлении Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Российской Федерации по Ульяновской области от 29.02.2008 г. N 57-р учтено в реестре федерального имущества.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации РФ N 8 от 25.02.2008г. "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является выписка из соответствующего реестра федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Таким образом, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что доказательств нахождения спорного имущества в реестрах муниципальной либо областной собственности в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997г. как правильно указано судом первой инстанции право собственности на спорное имущество, возникшее у истца, может перейти к иному лицу лишь путем регистрации перехода права собственности.
В соответствии с Положением о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004г. N 283, приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 9 от 02.08.2004г. созданы территориальные органы Федерального агентства лесного хозяйства, в том числе и Агентство лесного хозяйства по Ульяновской области, пользовавшееся помещениями в здании, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. Подлесная, 24 на основании договора безвозмездного пользования N 302-595 от 21.02.2006г.
Из приказа Федерального агентства лесного хозяйства N 202 от 30.10.2006г. следует, что в целях выполнения Федерального закона от 31.12.2005г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" в части передачи отдельных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальные органы лесного хозяйства Федерального Агентства лесного хозяйства с 01.01.2007г. ликвидируются.
На территории Ульяновской области был образован Комитет по лесным ресурсам, иедро- и водопользованию Ульяновской области (правопредшественник Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области), согласно п. 1.1. Положения о котором, последний является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области и создан в целях обеспечения выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций в сфере природопользования на территории Ульяновской области; место его нахождения: г. Ульяновск, ул. Подлесная, 24 ( п. 1.7. Положения - л.д. 136, т. 1).
Согласно Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области (п.1.2.), последнее является правопреемником Комитета по лесным ресурсам, недро- и водопользованию Ульяновской области.
В силу раздела 2 указанного Положения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области в пределах своей компетенции осуществляет ряд полномочий в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства; водопользования, использования и охраны фонда недр; охраны окружающей среды; экологической экспертизы; безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно Закону СССР от 6 марта 1990 года "О собственности в СССР" и Закону РСФСР от 24 декабря 1990 года "О собственности в РСФСР" имущество, находившееся в государственной собственности РСФСР, было отнесено соответственно к федеральной собственности, собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев и областей, исходя прежде всего из того, в ведении какого уровня органов государственной власти и управления находилось то или иное имущество.
В дальнейшем разграничение единой государственной собственности и передача различных объектов (видов) имущества в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации производились на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также распоряжения Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
В приложениях 1 и 2 к названному Постановлению Верховною Совета Российской Федерации содержались перечни объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, и объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что осуществляя в соответствии с Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и в связи с этим - разграничение государственной собственности, федеральный законодатель непосредственно в федеральном законе прежде всего указывает, какое имущество может находиться в публичной собственности того или иного уровня, объектный состав имущества, закрепляемого за соответствующим публичным собственником, а также устанавливает порядок (процедуру) передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и из собственности субъектов Российской Федерации в собственность Российской Федерации.
Так, в Федеральном законе от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" было определено, какое имущество может находиться в собственности субъекта Российской Федерации, и при этом подчеркивалось, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права собственности субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (пункты 1, 2 и 4 статьи 26.11).
Федеральным законом от 4 июля 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" были перераспределены полномочия по осуществлению ряда государственных функций между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а затем Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрен, порядок, безвозмездной передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, а также из собственности субъектов Российской Федерации - в федеральную собственность.
В соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, находящееся в федеральной собственности имущество, которое в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в их собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, а также если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в собственности субъекта Российской Федерации может находится имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами; имущество, необходимое для материально-технического обеспечения органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая нежилые помещения для размещения указанных органов и учреждений; имущество, необходимое для содержания и обеспечения охраны государственных природных заповедников и памятников природы регионального значения; имущество, необходимое для осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что к спорным отношениям нормы гражданского законодательства (ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации) не применимы, поскольку спор возник в отношении имущества, подлежащего разграничению и отношения по передаче последнего в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются посредством специальных норм, содержащихся в федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними в рамках данного предмета совместного ведения законах и иных нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п. 2.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П "По делу о проверке конституционности ряда положений ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обуславливаемые разграничением публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся оснований и порядка передачи имущества, в том числе формы и содержания акта, оформляющего такую передачу, также представляют собой систему публично-правовых властных отношений, одновременно субординационных и координационных по своему характеру.
С учетом изложенного правомерен вывод суда первой инстанции о том, что в силу положений Гражданского кодекса РФ, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ,ст. 2); отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214).
Таким образом, в соответствии с абз. 33 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с данной статьей, нормы Гражданского кодекса РФ как правильно указано судом первой инстанции применяются в части, не противоречащей ее положениям. Федеральным законом, разграничивающим государственную собственность и устанавливающим порядок передачи имущества в результате разграничения публично-властных полномочий, должен быть обеспечен баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов.
Кроме того, в силу ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" суд первой инстанции обоснованно указал, что собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно отказал в иске и правильно указал, что доказательства того, что спорное имущество истцом в установленном законом порядке было изъято у Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, правомерен вывод суд и о том, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области может требовать взыскания с ответчика платы за пользование спорными нежилыми помещениями, а не истец.
Проверенные в полном объеме доводы заявителя апелляционной жалобы, являющиеся предметом рассмотрения и получившие надлежащую оценку в суде первой инстанции, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд считает необоснованными и не усматривает нарушение норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 10 ноября 2008 г. по делу N А72-2987/2008, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10 ноября 2008 г. по делу N А72-2987/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ульяновской области, г. Ульяновск, - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.М. Балакирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-2987/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области
Третье лицо: УФРС по Ульяновской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, Ульяновское областное государственное унитарное предприятие Бюро технической инвентаризации, ОГУП "Ульяновский лесхоз", Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Комитет по управлению имуществом г.Ульяновска