05 марта 2009 г. |
Дело N А65-21149/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Каплина С.Ю., Лукьяновой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания Аникиной Е.Н.,
с участием:
от истца - Зиязитдинова З.Р., доверенность N НЮ-46/286 от 17.10.2007 г.,
от ответчика - Пирогова Т.А., доверенность от 25.09.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, апелляционную жалобу ОАО "СОЛЛЕРС - Набережные Челны", Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2008 года по делу
N А65-21149/2008 (судья Горинов А.С.)
по иску ОАО "Российские железные дороги" в лице представительства Куйбышевской железной дороги в Республике Татарстан - структурного подразделения КБШ ж.д. - филиала ОАО "РЖД", Республика Татарстан, Тукаевский район, ст. Круглое Поле,
к ОАО "СОЛЛЕРС - Набережные Челны", Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
о взыскании 292 684 руб. 90 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") в лице представительства Куйбышевской железной дороги Республике Татарстан - структурного подразделения КБШ ж.д. - филиала ОАО "РЖД", Республика Татарстан, Тукаевский район, ст. Круглое Поле, (с учетом уточнения) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к открытому акционерному обществу (ООО) "СОЛЛЕРС - Набережные Челны", Республика Татарстан, г. Набережные Челны, о взыскании 292.684 руб. 90 коп. - плату за пользование вагонами на основании п.2 ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, рассчитанную в соответствии с Тарифным руководством N 2, утвержденным 19.06.2002 года постановлением N 35/12 федеральной службы по тарифам, установившим размер ставок платы за пользование вагонами и контейнерами Федерального железнодорожного транспорта при задержке приема грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожных подъездных путей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2008 года исковые требования удовлетворены в заявленном объеме.
ОАО "СОЛЛЕРС - Набережные Челны", Республика Татарстан, г. Набережные Челны, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2008 года.
Представитель ОАО "СОЛЛЕРС - Набережные Челны" (заявитель апелляционной жалобы) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, полагает решение суда первой инстанции не обоснованным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель ОАО "РЖД" в лице представительства Куйбышевской железной дороги Республике Татарстан - структурного подразделения КБШ ж.д. - филиала ОАО "РЖД", с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, полагает, что оснований для его отмены не имеется. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2008 года по делу N А65-21149/2008 по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между сторонами заключен договор N 7д/93 от 19.02.2007 года об организации перевозок грузов, регулирующий взаимоотношения сторон по организации перевозок грузов со станций, входящих в компетенцию Куйбышевской железной дороги, порядку расчетов и оказанию дополнительных услуг в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правилами перевозок грузов, нормативными актами, действующими на железных дорогах Российской Федерации и настоящим договором.
С 01.03.2008 года по 29.03.2008 года в адрес ответчика прибыло 748 контейнеров на станцию назначения Круглое Поле Куйбышевский ж.д., что подтверждается железнодорожными накладными. Указанные контейнеры находились на 11-м ж.д. пути, который является одновременно зоной таможенного контроля. Истцом на основании актов общей формы рассчитана плата за пользование вагонами на основании п.2 ст.39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в размере 292.684 руб.
Суд первой инстанции, изучив представленные документы, сделал обоснованный вывод о том, что требования подлежат удовлетворения.
В силу статьи 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации по прибытии грузов на станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю.
Таможенное законодательство и иные правовые акты по вопросам таможенного дела содержат специальные нормы, регламентирующие вопросы перевозки груза, находящегося под таможенным контролем. Данные нормы, в частности, устанавливают права и обязанности перевозчика, грузополучателя, определяют место доставки, порядок выдачи и хранения груза. Однако из этих норм не следует, что обязанность перевозчика по доставке и выдаче груза считается исполненной с момента завершения таможенного оформления.
На основании статьи 34 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на железнодорожную станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем.
В силу статьи 35 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузы выдаются на железнодорожной станции грузополучателю. Порядок оформления выдачи груза устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Пункт 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 N 29 (далее - Правила N 29), устанавливает, что о прибытии на станцию назначения грузов, находящихся под таможенным контролем, перевозчик обязан уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, в порядке, согласованном перевозчиком с таможенным органом.
В соответствии с Временной технологией взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом (в редакции приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.06.02 N 675), по прибытии груза на станцию назначения работники станции обязаны уведомить об этом таможенный орган назначения и грузополучателя. Должностное лицо таможенного органа после получения уведомления о прибытии груза регистрирует уведомление, проставляет на перевозочных документах и на листе контроля за доставкой товара штамп "Товар поступил" и принимает решение о возможной выгрузке груза для освобождения перевозочных средств (пункт 3.11).
Пунктом 10 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 N27, предусмотрено, что дата уведомления получателя и таможенных органов о прибытии груза, находящегося под таможенным контролем, на железнодорожную станцию назначения является датой фактического срока доставки груза.
Из анализа приведенных норм следует, что доставка груза считается завершенной после уведомления таможни о прибытии груза на станцию назначения.
Факт уведомления истцом таможни о прибытии груза подтверждается соответствующими отметками таможенного органа в ж.д. накладных, а также подписями в соответствующем журнале учета (Том1).
Время нахождения контейнеров, прибывших в адрес истца в ожидании разгрузки, зафиксировано в актах общей формы, составленных истцом в каждом конкретном случае.
Согласно п.3.1. "Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", акт общей формы составляется на станциях для удостоверения задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно п. 3.2.4. "Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись", перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом, ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
В случае отказа, или уклонения грузополучателя от подписания акта общей формы и изложения своего мнения, перевозчиком в строке акта общей формы "подпись" делается отметка "От подписи отказался". При этом на оборотной стороне акта общей формы перевозчиком делается запись: "Настоящий акт был предъявлен на подпись" грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования, другим юридическим и физическим лицам с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченного представителя этих лиц "в присутствии перевозчика" с указанием фамилий, имени, отчества и должности уполномоченных представителей перевозчика. Данная запись заверяется подписью указанных в записи уполномоченных представителей перевозчика. В данном случае, грузополучатель также должен направить перевозчику свои разногласия или возражения не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Анализ представленных истцом актов общей формы показывает, что они соответствуют положениям "Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом", утвержденных приказом МПС России N 45 от 18.06.2003 года, составлены с соблюдением установленного порядка и содержат все необходимые отметки.
Кроме того, материалами дела установлено, что контейнеры, в которых прибывал груз в адрес ответчика, были предоставлены ответчику ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" на основании договора N 50-085-152/06 от 07.08.2006 года, т.е. подтверждается, что истец не является собственником контейнеров.
Вместе с тем, согласно п. 12 "Правил применения ставок за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Тарифное руководство N 2), утвержденное постановлением ФЭК РФ N 35/12 от 19.06.2002 года (с изменениями от 07.10.2003 года), при задержке приема грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожных подъездных путей вагонов, контейнеров, принадлежащих им или арендованных у организаций федерального железнодорожного транспорта, плата за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования взимается в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Из изложенного следует, что истцом правомерно применено при расчете платы за пользование контейнерами, на основании ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Тарифное руководство N 2, а доводы ответчика в указанной части являются необоснованными.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением требований материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04 декабря 2008 года по делу N А65-21149/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Серова |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21149/2008
Истец: Открытое акционерное общество " Российские железные дороги" в лице Представительства Куйбышевской железной дороги в Республике Татарстан - структурного подразделения КБШ ж.д. - филиал ОАО "РЖД", Тукаевский район, ст.Круглое Поле
Ответчик: Открытое акционерное общество "СОЛЛЕРС-Набережные Челны", г.Набережные Челны, ОАО "Соллерс-Набережные Челны"
Кредитор: ИФНС