17 марта 2009 г. |
Дело N А65-17667/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е., при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ООО "Нур" - представитель не явился, извещено,
от административного органа - представитель не явился, извещен,
от третьего лица - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 марта 2009 года апелляционную жалобу ООО "Нур"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2008 года по делу N А65-17667/2008, судья Кириллов А.Е., принятое по заявлению ООО "Нур", Республика Татарстан, г. Альметьевск, к Межрайонной ИФНС России N 16 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Альметьевск, третье лицо: Управление ФНС России по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 11 июня 2008 года N 000324/А о назначении административного наказания по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нур" (далее - ООО "Нур", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции ФНС России N 16 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, административный орган) от 11 июня 2008 года N 000324/А о назначении административного наказания по ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции.
Решением суда от 20 октября 2008 года в удовлетворении заявления Обществу отказано на том основании, что оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах полномочий, предоставленных законом, при наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ООО "Нур" просит решение суда отменить, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на то, что у Общества имелись все необходимые документы на алкогольную продукцию, но Обществу не было предоставлено достаточно времени, чтобы найти документы. Общество следовало привлечь к административной ответственности по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, так как имело место несвоевременное предоставление сведений для осуществления налогового контроля.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения, поскольку в действиях Общества имеется состав правонарушения; проверка проведена с соблюдением всех процессуальных норм законодательства. Ссылка заявителя на недостаток времени, который был отведен для представления документов, не может быть принята во внимание, поскольку согласно протоколу осмотра проверка проводилась на протяжении 2 часов 25 минут.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 06 июня 2008 года налоговым органом было проверено соблюдение ООО "Нур" требований законодательства в области государственного регулирования и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что в магазине "Нур", принадлежащем ООО "Нур", расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Альметьевск, ул.Ленина, д.4, в реализации находилась алкогольная продукция: водка "Старая Казань люкс", емкостью 0,5л, дата розлива 29 мая 2008 года, производитель "КЛВЗ", федеральная специальная марка 005 395234088 УКП 229400, в остатке 3 бутылки, на которую в момент проведения проверки отсутствовали товаросопроводительные документы.
По результатам проверки 06 июня 2008 года был составлен протокол осмотра N 005335 (л.д.25) и 07 июня 2008 года - протокол N 000324 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ (л.д.28). На основании указанного протокола об административном правонарушении 11 июня 2008 года было вынесено постановление N 000324/А (л.д.20-22) о привлечении ООО "Нур" к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.
Постановление от 11 июня 2008 года N 000324/А ООО "Нур" было обжаловано в вышестоящем органе - Управлении ФНС России по Республике Татарстан, которое вынесло решение от 31 июля 2008 года N 490 об оставлении жалобы без удовлетворения, а постановления налогового органа оставило без изменения.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 (с изменениями от 08 февраля 2006 г.), а также постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 23 декабря 2005 г. N 616 "О мерах по обеспечению государственного контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Татарстан".
Согласно ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии с п.1 ст.10.2 и п.1 ст.26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, к категории которых относится и справка к товарно-транспортной накладной.
Факт правонарушения, совершенного Обществом, непринятия им всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства в указанной сфере подтвержден соответствующими доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 07 июня 2008 года N 000324, протоколом осмотра от 06 июня 2008 года N 005335.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что Общество имело возможность (при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств) не нарушать требования законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, однако оно не приняло всех зависящих от него мер для его соблюдения.
Действия Общества правомерно квалифицированы налоговым органом по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Доводы апелляционной жалобы о неправильной квалификации действий Общества и необходимости привлечения Общества к административной ответственности по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ не принимаются, поскольку в ч.1 ст.15.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В данном случае налоговым органом не проводились мероприятия по осуществлению налогового контроля.
В ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ предусмотрено право органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 статьи 14.16, ч.2 ст.14.17, ст.ст.14.19, 15.13 КоАП РФ.
Из пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506, следует, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору не только за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, но и за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено с участием законного представителя Общества - директора Мустафиной М.Н.
Обществу с учетом всех обстоятельств дела, материального положения назначен минимальный размер штрафа, предусмотренный ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Оборот алкогольной, спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем и совершенное предпринимателем правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной и спиртосодержащей продукции, гарантирующий охрану жизни и здоровья потребителей, и, следовательно, создает существенную угрозу охраняемым общественным интересам, а именно: жизни и здоровью потребителей алкогольной продукции.
Кроме того, состав административного правонарушения, указанный ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, не предусматривает наступления негативных последствий в качестве признака состава правонарушения, предполагается возможность их наступления в случае несоблюдения правил, установленных для розничной продажи алкогольной продукции.
С учётом изложенного оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности по малозначительности совершенного правонарушения не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у Общества имелись все необходимые документы на алкогольную продукцию, но Обществу не было предоставлено достаточно времени, чтобы найти документы, опровергаются материалами дела. Как следует из протокола осмотра от 06 июня 2008 года N 005335, осмотр начат в 12 час 45 мин, окончен 15 час 10 мин, что свидетельствует о достаточном времени для представления имеющихся документов на реализуемую алкогольную продукцию.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 20 октября 2008 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2008 года по делу N А65-17667/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нур" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17667/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "НУР", г.Альметьевск
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Республике Татарстан,г.Альметьевск
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8418/2008