31 марта 2009 г. |
Дело N А55-14247/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 30 марта 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 31 марта 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Ефанова А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Казарин И.В., доверенность от 12.12.2008 г.,
от налогового органа - Малыгина Н.Н., доверенность от 23.10.2008 г.,
от третьего лица - Спиридонова А.В., доверенность от 10.09.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2009 г. по делу N А55-14247/2008 (судья Селиваткин В.П.),
принятое по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Самарский электромеханический завод", г. Самара,
к Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Самарский электромеханический завод" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с уточнениями требований, принятыми судом в порядке статьи 49 АПК РФ о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области (далее налоговый орган), выразившихся в указании в справке N 51228 от 25 июня 2008 года о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам (по состоянию на 20 июня 2008 года) задолженности заявителя по пеням: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 414 702, 10 руб., по налогу с продаж в размере 906, 03 руб., по налогу на рекламу в размере 4 623, 67 руб. и о возложении на налоговый орган обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, путем выдачи заявителю справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без записи о наличии у заявителя задолженности по пеням: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 414 702, 10 руб., по налогу с продаж в размере 906, 03 руб., по налогу на рекламу в размере 4 623, 67 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2009 г. по делу N А55-14247/2008 требования заявителя удовлетворены.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления.
Заявитель считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Третье лицо поддержало доводы заявителя апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговый орган выдал заявителю справку N 51228 от 25 июня 2008 года о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 20 июня 2008 года в которой указана задолженности заявителя по пеням: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 414 702, 10 руб., по налогу с продаж в размере 906, 03 руб., по налогу на рекламу в размере 4 623, 67 руб.
В ходе судебного разбирательства налоговым органом представлена справка о состоянии расчетов налогам, сборам, взносам по состоянию на 07 ноября 2008 г., согласно которой задолженность заявителя по пеням по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет и в бюджеты субъекта Российской Федерации частично уменьшена налоговым органом в добровольном порядке.
Налоговый орган не оспаривает факт того, что пени по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет и в бюджет субъектов Федерации начислены на недоимку, пресекательные сроки взыскания которой истекли.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная указанной статьей Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно п. 1 ст. 72 Кодекса пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 - 48 Кодекса (п. 6 ст. 75 Кодекса).
В соответствии со ст. 46 Кодекса взыскание налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. При этом указанной статьей установлены сроки, в течение которых налоговым органом должно быть принято решение о взыскании налога и направлено в банк поручение на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2007 г. N 8241/07, а также разъяснениям Министерства финансов России о применении налогового законодательства (Письмо от 29 октября 2008 г. N 03-02-07/2-192).
Вывод налогового органа о том, что задолженность по налогу с продаж и по налогу на рекламу подтверждена данными информационных ресурсов - распечатками из "КРСБ" является ошибочным, поскольку в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 27.11.2001 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" глава 27 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог с продаж" утратила силу с 01.01.2004 г. Налог на рекламу был отменен с 01.01.2005 г. Федеральным законом от 29.07.2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах.
Из материалов дела следует, что в 2007-2008 г.г. третье лицо осуществляло меры по взысканию с заявителя в бесспорном порядке пени по налогу на прибыль организаций, налогу с продаж путем выставления требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
В указанных требованиях отсутствовали сведения об основаниях образования и размере недоимки, на которую начислены пени, указания на дату, с которой произведено начисление, установленный срок уплаты налога, тем самым заявитель был лишен возможности самостоятельно определить, за какой период образовалась недоимка, проверить размеры налога и пени за конкретный период, проверить соблюдение налоговым органом сроков, установленных п.п. 1, 2 ст. 70, п. 3 ст. 46 ст. 70 НК РФ, а также представить возражения по размеру истребуемых сумм.
Вступившими в законную силу Решениями Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2007 г. по делу N А55-12212/2007, от 24.10.2007 г. по делу N А55-12293/2007 г., от 29.10.2007 г. по делу N А55-12294/2007, от 30.05.2008 г. по делу N А55-5265/08, по делу N А55-5268/2008, от 04.06.2008 г. по делу N А55-5267/2008, от 20.06.2008 г. по делу N А55-5268/2008, от 07.06.2008 г. по делу N А55-5307/2008 требования налогового органа признаны недействительными.
В мае 2008 г. ФГУП "Самарский электромеханический завод" снят с налогового учета в Межрайонной ИФНС России по КНП по Самарской области и поставлен на налоговый учет в Межрайонную ИФНС России N 18 по Самарской области.
Уклонение налогового органа от предоставления заявителю информации о наличии оснований возникновения недоимки (числящейся по данным налогового органа) о порядке и основания исчисления пеней, лишает заявителя возможности самостоятельно определить, по какой причине и за какой период образовалась недоимка, проверить размеры налога и пени за конкретный период, а также представить возражения по размеру истребуемых сумм, проверить налоговым органом соблюдение сроков, установленных п.п. 1, 2 ст. 70, п. 3 ст. 46 ст. 70 НК РФ.
Налоговый орган нарушил права и законные интересы заявителя, а также требования п.п. 4 и 11 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ, Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, изложенным в п. 22 Постановлении от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам и санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при проверке обоснованности и размера требований по налогам судам необходимо учитывать, что представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными.
Налоговый орган доказательств наличия у заявителя недоимки по налогу на рекламу, по налогу с продаж, а также доказательств правомерности начисления пени по этим налогам не представил.
Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его деятельности, добросовестности и финансовой стабильности, поэтому включение в справку расчетов в качестве задолженности сумм незаконно начисленной пени нарушает права и законные интересы налогоплательщика, создает ему препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а поэтому суд первой инстанции правомерно возложил на налоговый орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без записи о наличии у ФГУП "Самарский электромеханический завод" задолженности по пеням: по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 414 702, 10 руб., по налогу с продаж в размере 906, 03 руб., по налогу на рекламу в размере 4 623, 67 руб.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2009 г. по делу N А55-14247/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.А. Ефанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14247/2008
Истец: Федеральное государственное унитарное предприятие "Самарский электромеханический завод"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N18 по Самарской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области