31 марта 2009 г. |
Дело N А65-25324/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е., при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ООО "Межшкольный комбинат общественного питания" - директор Габдуллин Т.М., представитель Баязитов И.И., доверенность от 02 марта 2009 года N 3-ю,
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан - представитель Шигабиев Р.Р., доверенность от 12 января 2009 года N 03-07/00036,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2009 года апелляционную жалобу ООО "Межшкольный комбинат общественного питания"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 декабря 2008 года по делу N А65-25324/2008, судья Хабибуллин Р.Ф., принятое по заявлению ООО "Межшкольный комбинат общественного питания", г.Казань, к Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 24 ноября 2008 года N 82 о назначении административного наказания по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Межшкольный комбинат общественного питания" (далее - ООО "Межшкольный комбинат общественного питания", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, административный орган) от 24 ноября 2008 года N 82 о назначении административного наказания по ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции.
Решением суда 22 декабря 2008 года в удовлетворении заявления обществу отказано на том основании, что оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах полномочий, предоставленных законом, при наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ООО "Межшкольный комбинат общественного питания" просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение порядка проведения проверки, недоказанность факта правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку факт правонарушения и вина общества материалами дела доказана.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, заявление общества удовлетворить.
Представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт следует отменить в связи с неправильным применением норм материального права и недоказанностью обстоятельств, имеющих значение для дела.
Как следует из материалов дела, налоговым органом 14 ноября 2008 года налоговым органом было проверено соблюдение ООО "Межшкольный комбинат общественного питания" требований законодательства в области государственного регулирования и оборота алкогольной продукции в принадлежащей обществу закусочной "Лакомка", расположенной по адресу: г.Казань, ул.О.Кошевого, 2Б.
В ходе проверки было установлено отсутствие ценников установленной формы на следующие виды алкогольной продукции, находящейся в реализации: водка "Усадская Хлебная", емкостью 0,5 л, крепостью 40 %, дата розлива 19 июня 2008 года, производство филиала ОАО "Татспиртпром" Усадский спиртзавод", ФСМ 005 4500271147, поставщик: отдел сбыта "УСЗ"; вино столовое белое полусладкое "Шардоне", емкостью 0, 7 л, крепостью 10-12%, дата розлива 21 октября 2008 года, произведено и разлито филиалом ОАО "Татспиртпром" Винзавод Казанский, ФСМ 002 027894193, поставщик ОАО "Татспиртпром" Винзавод Казанский".
Указанными действиями общество нарушило требования Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55, (с изм. от 15 декабря 2006 года) и Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В отношении общества административным органом 17 ноября 2008 года составлен протокол N 82 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, (л.д.33) и 24 ноября 2008 года вынесено постановление N 82 (л.д.34) о назначении Обществу административного наказания по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии со ст.10.2 Федерального закона N 171-ФЗ находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации алкогольная продукция сопровождается информацией, которая доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п.3 ст.11 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать данные о наименовании алкогольной продукции, цене алкогольной продукции, наименовании производителя, стране происхождения алкогольной продукции и другие сведения.
В силу п.19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55, продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Как видно из материалов дела, алкогольная продукция, указанная в протоколе об административном правонарушении, была выставлена на продажу без ценника.
Судом первой инстанции установлено, что при составлении протокола осмотра от 14 ноября 2008 года N 006210 не принимали участие понятые, они были приглашены позже, что подтвердили сотрудники налогового органа, проводившие проверку в ходе допроса в качестве свидетелей.
В силу ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
В связи с составлением протокола осмотра в отсутствие понятых суд первой инстанции обоснованно исключил указанный протокол осмотра из числа допустимых доказательств по делу.
Суд первой инстанции в качестве доказательств факта отсутствия ценников на вино "Шардоне", водку "Усадская Хлебная" принял протокол об административном правонарушении, составленный с соблюдением требований КоАП РФ, фотографии, представленные в материалы дела, объяснения продавца общества Садыковой Ф.Т.
Вместе с тем суд первой инстанции не учёл следующие обстоятельства дела.
Закусочная "Лакомка", принадлежащая ООО "Межшкольный комбинат общественного питания", является объектом общественного питания и в своей деятельности руководствуется Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1036. В пункте 13 данных Правил указано, что информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятым при оказании таких услуг. Иных способов доведения информации до сведения потребителей в объектах общественного питания, кроме как через меню, прейскуранты, действующим законодательством не установлено.
Кроме того, статьей 141 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55, предусмотрено, что в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л.
Таким образом, действующее законодательство, регулирующее вопросы реализации алкогольной продукции в объектах общественного питания, прямо предусматривает необходимость содержания информации о ней именно в прейскурантах (меню).
Как видно из материалов арбитражного дела, наличие прейскуранта или меню налоговым органом не проверялось, однако в материалах дела имеется прейскурант закусочной "Лакомка", в котором поименованы выявленные при проверке на витрине без ценников виды алкогольной продукции, указаны объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, что свидетельствует о том, что алкогольная продукция находилась без ценника на витрине, факт отсутствие меню или прейскуранта налоговым органом в ходе производства по делу об административном правонарушении не устанавливался.
В соответствии с пунктом 3 Правил оказания услуг общественного питания услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Доказательств того, что ООО "Межшкольный комбинат общественного питания", помимо оказания услуг общественного питания, осуществляло розничную продажу алкогольной продукцию, в материалы дела не представлено. Кроме того, реализация алкогольной продукции вне оказания услуг общественного питания, отсутствие прейскуранта, его ненадлежащее оформление не вменялись обществу при составлении протокола об административном правонарушении и при вынесении оспариваемого постановления. В материалах дела об административном правонарушении, представленного арбитражному апелляционному суду, такие доказательства также отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции необоснованно вменил обществу в вину нарушение пункта 19 Правил продажи отдельных видов товаров.
Состав правонарушения по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ образует нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции.
В рассматриваемом случае налоговым органом не доказаны факт розничной продажи алкогольной продукции и нарушение правил при ее реализации, поскольку общество располагало информацией об алкогольной продукции в виде прейскуранта (меню), что соответствует п.13 Правил оказания услуг общественного питания.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не доказал обстоятельства, на основании которых общество было привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, то есть событие правонарушения.
На основании п.2 ч.1, п.2 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 22 декабря 2008 года следует отменить, заявление ООО "Межшкольный комбинат общественного питания" удовлетворить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление налогового органа.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22 декабря 2008 года по делу N А65-25324/2008 отменить.
Заявление ООО "Межшкольный комбинат общественного питания" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан от 24 ноября 2008 года N 82 о назначении административного наказания по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25324/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Межшкольный комбинат общественного питания", г.Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан,г.Казань