18 мая 2009 г. |
Дело N А65-25503/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2009 г. по делу N А65-25503/2008 (судья Нафиев И.Ф.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань", г. Казань,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление ФРС по РТ) о признании незаконными действий по оформлению свидетельства о государственной регистрации права собственности и обязании внести в свидетельство о государственной регистрации права собственности на "Единый производственно-технологический комплекс Советского района г. Казани" в качестве документа-основания регистрации права дополнительно постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 20 декабря 1999 г. N 844 "О передаче газопроводов ООО "Таттрансгаз".
Представитель заявителя в предварительном судебном заседании, наделенный соответствующей доверенностью, изменил предмет заявленных требований - просил признать незаконными действия ответчика по оформлению свидетельств о государственной регистрации права собственности: от 9 ноября 2001 г. серия 16-АА N 002765, от 3 сентября 2008 г. серия 16-АА N 844296, от 3 декабря 2008 г. серия 16-АА N 977374, и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем внесения в свидетельства о государственной регистрации права собственности на "Единый производственно-технологический комплекс Советского района г. Казани", кадастровый номер 16 : 50 : 07 : 02815 : 001, в качестве документа-основания регистрации права дополнительно Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 20 декабря 1999 г. N 844 "О передаче газопроводов ООО "Таттрансгаз".
Изменение предмета заявленных требований принято судом в порядке ст.49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждаются доводы заявителя о представлении на государственную регистрацию постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 20 декабря 1999 г. N 844 "О передаче газопроводов ООО "Таттрансгаз"; заявителем представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате оспариваемых действий ответчика, которые создают препятствия для осуществления такой деятельности.
Не согласившись с выводами суда, Управление ФРС по РТ подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что действия Управления ФРС по РТ по проведению государственной регистрации за заявителем и тем самым признание и подтверждение государством возникновения за ООО "Газпром трансгаз Казань" права собственности не могли привести к нарушению его прав и законных интересов; суд, выходя за пределы заявленных требований, обязал УФРС по РТ внести изменения и в ЕГРП, что является незаконным; в связи с тем, что государственная регистрация была проведена на основании решения учредителя от 20 июня 1999 г., акта приёма-передачи имущества в уставный капитал от 29 июня 1999 г. и постановления главы администрации г. Казани от 03 августа 2000 г. N 1606, то и в свидетельстве в графе "документы-основания" также указаны данные документы и отсутствует постановление Кабинета Министров РТ от 20 декабря 1999 г. N844 "О передаче газопроводов ООО "Таттрансгаз", заявителем пропущен трехмесячный срок на обращение в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В сентябре 2001 г. ООО "Таттрансгаз" (правопредшественник заявителя) обратилось к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на "Единый производственно-технологический комплекс Советского района г. Казани".
9 ноября 2001 г. ответчиком было выдано заявителю свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 16АА N 002765 на "Единый производственно-технический комплекс Советского района г. Казани", в котором в качестве документов-оснований, были указаны следующие правоустанавливающие документы: решение учредителя о создании общества с ограниченной ответственностью "Таттрансгаз" от 26 июня 1999 г. и акт приемки-передачи имущества в уставный капитал от 26 сентября 1999 г., утвержденный решением учредителя о создании ООО "Таттрансгаз" 29 июня 1999 г.
После обнаружения заявителем отсутствия печати Управления ФРС по РТ на свидетельстве от 9 ноября 2001 г. серия 16 АА N 002765, заявителем было получено повторное свидетельство о государственной регистрации на тот же объект недвижимости от 3 сентября 2008 г. серия 16 АА N 844296. В повторном свидетельстве заявителем также были обнаружены ошибки регистрирующего органа, то есть, ответчиком вновь неправильно были указаны наименование регистрирующего органа, серия, номер и дата выдачи предыдущего свидетельства.
Кроме того, 19 ноября 2008 г. в рамках судебного разбирательства по другому арбитражному делу (N А65-15842/2008-СГ3-15) заявителю стало известно, что в этих свидетельствах о государственной регистрации в качестве правоустанавливающих документов-оснований отсутствует указание на постановление Кабинета министров Республики Татарстан N 844 от 20 декабря 1999 г. "О передаче газопроводов ООО "Таттрансгаз", несмотря на представление данного правового акта на государственную регистрацию.
Затем, 3 декабря 2008 г. заявителю выдано ответчиком повторно свидетельство о государственной регистрации права серия 16 АА N 977374 на объект права "Единый производственно-технологический комплекс Советского района", зарегистрированного в ЕГРП под условным N 16-50.3-23.2001-1058.1. Однако, в нем также в графе "документы-основания" отсутствует указание на постановление Кабинета министров РТ N 844, и не соответствуют серия, номер и дата выдачи предыдущего свидетельства, взамен которого выдано последнее свидетельство.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований заявителя о признании незаконными указанных действий Управления ФРС по Республике Татарстан по оформлению свидетельств о государственной регистрации права собственности: от 9 ноября 2001 г. серия 16-АА N 002765, от 3 сентября 2008 г. серия 16-АА N844296, от 3 декабря 2008 г. серия 16-АА N 977374, а также обязании Управления ФРС по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Газпром трансгаз Казань" путем внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и в свидетельства о государственной регистрации права собственности на "Единый производственно-технологический комплекс Советского района г. Казани", кадастровый номер 16 : 50 : 07 : 02815 : 001, в качестве документа-основания регистрации права дополнительно постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 20 декабря 1999 г. N 844 "О передаче газопроводов ООО "Таттрансгаз", суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрен перечень документов, являющихся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К таким документам относятся:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно расписке от 29 января 2001 г. N 16-50.3-23.2001-1058 ответчиком были приняты правоустанавливающие документы от ООО "Таттрансгаз" для государственной регистрации права собственности на "Единый производственно-технологический комплекс Советского района г. Казани", в т.ч. под порядковым N 72 указано названное постановление Кабинета министров РТ от 20 декабря 1999 г. N 844 "О передаче газопроводов ООО "Таттрансгаз".
В пункте 3 этого правового акта предписано Фонду газификации Республики Татарстан до 1 января 2000 г. осуществить прием-передачу всех объектов газопроводов для дальнейшей передачи их ОАО "Газпром" в счет погашения задолженности (т.1 л.д. 31).
Передача заявителю газопроводов, в том числе и входящих в "Единый производственно-технологический комплекс Советского района г. Казани" производилась по акту приемки-передачи от 24 декабря 1999 г. N 159, оформленному в соответствии и во исполнение вышеуказанного постановления Кабинета министров РТ, и поэтому постановление является документом, на основании которого заявителем было приобретено бесспорное право на указанный объект недвижимого имущества, в том числе и газопроводы, позволившее зарегистрировать право собственности заявителя.
Таким образом, постановление Кабинета министров РТ N 844 от 20 декабря 1999 г. является правоустанавливающим документом, необходимым для государственной регистрации права собственности заявителя на указанный объект недвижимости.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о том, что отсутствие в названных свидетельствах о праве собственности ссылки на этот правоустанавливающий документ не нарушает прав и законных интересов заявителя. Судебное разбирательство арбитражным судом по иску фирмы "ТАКПО" о признании недействительным зарегистрированного за заявителем права собственности на газопровод среднего давления к котельной базе ТАКПО, является доказательством нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной деятельности в результате незаконных действий регистрационной службы. Фирма "ТАКПО" оспаривает передачу заявителю спорного участка газопровода Фондом газификации РТ, поскольку в свидетельстве о государственной регистрации права собственности от 9 ноября 2001 г. в качестве основания не указано постановление КМ РТ от 20 декабря 1999 г. N 844 " О передаче газопроводов ООО "Таттрансгаз". Таким образом, ненадлежащее выполнение регистрирующим органом своих полномочий по государственной регистрации права, привело к возникновению спорной ситуации в отношении объекта недвижимости, принадлежащего в настоящее время заявителю.
Довод регистрационной службы о пропуске заявителем трехмесячного срока, установленного п. 4. статьи 198 АПК РФ для подачи заявления в арбитражный суд, также является необоснованным, так как во время получения в 2001 году свидетельства о государственной регистрации права собственности заявителю не было известно о нарушении его прав и законных интересов. О нарушении регистрационной службой закона при государственной регистрации права заявителю стало известно только 19 ноября 2008 г. в рамках предварительного судебного заседания по делу N А65-15842/2008-сгз-15 (истец фирма "ТАКПО"), в связи с чем судом правомерно не установлен пропуск заявителем трехмесячного срока на обращение в суд, указанного в ч.4 ст.198 АПК РФ.
С учетом изложенного, а также п.1 ст.31 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г., согласно которой органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с настоящим Федеральным законом несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в настоящем Федеральном законе, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, суд пришел к правильному выводу о том, что материалами дела подтверждаются доводы заявителя об имевших место нарушениях действиями ответчика Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г., инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельства о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденной приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. N 226.
Поскольку изложенное свидетельствует о незаконности обжалуемых действий регистрирующего органа и нарушении ими прав и интересов заявителя в сфере экономической деятельности, судом правомерно, в соответствии с требованиями ст. 201 АПК РФ, удовлетворены заявленные требования, оснований для отмены решения суда не имеется.
В обоснование своей жалобы регистрационная служба указывает, что суд при вынесении решения об удовлетворении заявления вышел за рамки заявленных требований, потому что обязал ее устранить допущенные нарушения путем внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и в свидетельство о государственной регистрации права собственности в качестве документа-основания регистрации права дополнительно постановления Кабинета Министров РТ от 20 декабря 1999 г. N 844 "О передаче газопроводов ООО "Таттрансгаз". Данный довод регистрационной службы является неправомерным, поскольку согласно действующим нормативным актам, в частности, правилам ведения ЕГРП от 18 февраля 1998 г. N 219 и инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельства о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах, утвержденной приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. N 226, свидетельство о праве должно повторять структуру записи о праве и содержать сведения, определенные в пункте 74 правил ведения ЕГРП. Одним из обязательных условий при регистрации права является указание сведений о реквизитах документов, на основании которых зарегистрировано право на недвижимое имущество. Регистрационная служба в соответствии с требованиями законодательства о регистрации должна была внести постановление КМ РТ N 844 как документ-основание в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и, соответственно, указать его в свидетельстве, выданном правообладателю, что и установлено решением суда, в связи с чем указание на это в решении суда в качестве устранения допущенных нарушений является правомерным.
Доводы, приведенные Управлением ФРС по РТ в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2009 г. по делу N А65-25503/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25503/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань", г.Казань
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2931/2009