11 июня 2009 г. |
дело N А65-143/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июня 2009 года, в помещении суда, в зале N 3, апелляционную жалобу ОАО "Татарстанагропромснаб"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 апреля 2009 года по делу N А65-143/2009 (судья Мартынов В.Е.), принятое по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, г. Казань, к ОАО "Татарстанагропромснаб", Республика Татарстан, Высокогорский район, с. Киндери,
о взыскании 1 839 699, 94 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан (далее - заявитель, Управление Ростехнадзора по Республике Татарстан, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Татарстанагропромснаб" (далее - ответчик, ОАО "Татарстанагропромснаб", общество) 1 839 699, 94 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2004 год, 2005 год, 2-4 кварталы 2006 года, 2007 год, 1, 2 кварталы 2008 года.
В суде первой инстанции заявитель просил взыскать плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2005 года, 2, 3,4 кварталы 2006 года, за 2007 год, 1,2 кварталы 2008 года в сумме 986 856,11 руб., без учета 3 и 4 кварталов 2005 года - называл сумму 817 255,56 руб. Ходатайство об отказе от остальных требований управлением не заявлено. Ответчик по расчетам с суммой заявителя согласился, указав, что по 3 и 4 кварталам 2005 года истек срок исковой давности, сумма платежей до 3 квартала 2005 года включена в реестр требований кредиторов, начиная со 2 квартала 2006 года платежи в общей сумме 817 255,56 руб. не являются текущими, поскольку 21 апреля 2006 года в отношении ответчика судом введена процедура банкротства - конкурсное производство. Возражая против довода ответчика о пропуске срока исковой давности, заявитель сослался на приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N 557, от 27 января 2006 года N 49, приказ Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан от 10 февраля 2006 года N 20/П, которым установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам 4 квартала 2005 года - 20 января 2006 года и п.2 ст.160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Ответчик, ссылаясь на аналогию права (налоговое законодательство), считает датой возникновения обязательств по плате за 4 квартал 2005 года - 01 января 2006 года (следующий день за отчетным кварталом), а поскольку иск предъявлен 11 января 2008 года, считает срок исковой давности по 4 кварталу 2005 года пропущенным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 апреля 2009 года заявление Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан удовлетворено частично, с ОАО "Татарстанагропромснаб" в доход бюджета взыскана плата за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2, 3,4 кварталы 2006 года, за 2007 год, 1,2 кварталы 2008 года (код бюджетной классификации 49811201000010000120) в сумме 817 255, 56 руб. В части требования о взыскании с общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2004 год, 1,2 кварталы 2005 года в сумме 852 843, 83 руб. заявление оставлено без рассмотрения. В части требований о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2005 года в удовлетворении заявления отказано.
ОАО "Татарстанагропромснаб", не согласившись с решением суда от 02 апреля 2009 года, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в части взыскания 817 255, 56 руб. отменить, заявление Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан в указанной части оставить без рассмотрения.
Представители ОАО "Татарстанагропромснаб" и Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были надлежаще извещены, что подтверждается материалами дела, и в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 02 апреля 2009 года законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации: постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 284-O постановление N 632 принято Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера. Данное постановление сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами, как не противоречащие Конституции Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), а также ее территориальные органы являются администраторами платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляющими контроль правильности ее исчисления, полноты и своевременности уплаты. Органы Ростехнадзора вправе производить начисление, учет, взыскание платы за негативное воздействие на природную среду, принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
На территории Республики Татарстан территориальным органом Ростехнадзора является Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2004 года N 222.
Как усматривается из материалов дела, в рамках действующего законодательства РФ, устанавливающего порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, обществом были представлены декларации платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2004 год, 2005 год, 2-4 кварталы 2006 года, 2007 год, 1, 2 кварталы 2008 года.
В соответствии с указанными расчетами ОАО "Татарстанагропромснаб" самостоятельно определило размер платы, подлежащей внесению в бюджет.
Судом первой инстанции установлено, что определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 сентября 2005 года по делу N А65-25039/2005-СГ4-26 до подачи заявления в суд принято к производству заявление о признании ОАО "Татарстанагропромснаб" несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура банкротства - наблюдение.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 апреля 2006 года ОАО "Татарстанагропромснаб" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии со статьей 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", с момента введения конкурсного производства, денежные требования могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве.
Как указано в пунктах 3,4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.
Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 раздела 3 Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденного министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 03 марта 1993 года N 04-15/61-638, министерством финансов Российской Федерации от 03 марта 1993 года N 19, государственной налоговой службой Российской Федерации от 03 марта 1993 года N ВГ-6-02/10 (далее - Порядок) по истечении квартала природопользователи определяют и согласовывают с территориальными органами министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации фактические размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя расчет по форме согласно приложению N 2.
Уплата фактических платежей, в соответствии с пунктом 6 Порядка производятся не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Учитывая изложенные положения, принимая во внимание, что заявление о признании ОАО "Татарстанагропромснаб" несостоятельным (банкротом) принято к производству 13 сентября 2005 года обязательные платежи по плате за негативное воздействие за 3 квартал 2005 года и последующие заявленные в иске периоды возникли и подлежат уплате после принятия указанного заявления (13 сентября 2005 года), то есть указанные платежи являются текущими, соответственно требование об их взыскании подлежит рассмотрению в рамках настоящего дела. Платежи по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2004 года, 1,2 кварталы 2005 года не являются текущими, в связи с чем требование о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2004 год, 1,2 кварталы 2005 года в силу п. 4 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без рассмотрения.
В соответствии со ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
Исковая давность по искам о взыскании сумм недоимки по плате, выявленной в результате контрольных мероприятий, составляет три года. (Аналогичная позиция судебных инстанций определена в рамках дела N А65-13053/2008 - постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 февраля 2009 года).
Обязательные платежи по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2005 года возникли по окончании 3 квартала 2005 года, а срок исполнения в силу п.6 вышеуказанного Порядка - 20 октября 2005 года. Исковое заявление Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан по настоящему делу предъявлено в Арбитражный суд Республики Татарстан 11 января 2009 года, то есть по истечении 3 годичного срока исковой давности.
Относительно требований по плате за 4 квартал 2005 года, суд первой инстанции правомерно пришёл к следующим выводам.
Приказом МПР РФ и Минфина РФ от 22 ноября 2005 года N 313/143н признан утратившим силу Порядок, которым установлен срок уплаты платы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В силу п.12 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" указанный Приказ МПР РФ и Минфина РФ вступил в законную силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Таким образом, на дату окончания 4 квартала 2005 года обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2005 года у ОАО "Татарстанагропромснаб" возникла.
Вместе с тем, учитывая, что Порядок признан тратившим силу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что срок исполнения этой обязанности по 4 кварталу 2005 года не определен. При этом, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельной ссылку заявителя на приказы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N 557, от 27 января 2006 года N 49, приказ Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан от 10 февраля 2006 года N 20/П, которыми установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам 4 квартала 2005 года - 20 января 2006 года, поскольку приказ N 49 не был опубликован, приказ N 20/П - опубликован в газете "Республика Татарстан" 21 февраля 2006 года - по истечении установленного этим приказом срока уплаты платы за 4 квартал 2005 года (20 января 2006 года), а приказ N 557, принятый 08 июня 2006 года, также в силу изложенного не применим к правоотношениям по 4 кварталу 2005 года.
Таким образом, трехгодичный срок исковой давности на момент предъявления настоящего заявления (11 января 2009 года) по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал, обязанность по уплате которой возникла на дату окончания 4 квартала 2005 года - 31 декабря 2005 года (абз.5 п. 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 25), истек.
В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу, что заявленные требования Управления Ростехнадзра по Республике Татарстан о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 кварталы 2005 года удовлетворению не подлежат ввиду пропуска истцом срока исковой давности.
В части взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3,4 кварталы 2006 года, за 2007 год, 1,2 кварталы 2008 года в сумме 817 255,56 руб. суд приходит к следующим выводам: указанные платежи являются текущими, поскольку возникли после принятия заявления о признании ОАО "Татарстанагропромснаб" несостоятельным (банкротом); претензия, направленная заявителем ответчику, оставлена без удовлетворения; указанные платежи да настоящего времени в бюджет не перечислены; требование об их взыскании заявлено в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что требование Управления Ростехнадзра по Республике Татарстан о взыскании 817 255,56 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2, 3,4 кварталы 2006 года, за 2007 год, 1, 2 кварталы 2008 года подлежит удовлетворению.
Доводы общества о неприменимости изменений, внесенных в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" законом от 30 декабря 2008 года N 296-ФЗ, к рассматриваемым правоотношениям признаются судом правомерными.
Доводы, приведенные ОАО "Татарстанагропромснаб" в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 02 апреля 2009 года принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на ОАО "Татарстанагропромснаб".
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 апреля 2009 года по делу А65-143/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Татарстанагропромснаб" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-143/2009
Истец: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РТ, г. Казань
Ответчик: Открытое акционерное общество "Татарстанагропромснаб", Высокогорский район, с.Киндери
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан,г.Казань, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Конкурсный управляющий ОАО"Татарстанагропромснаб" Староверов В.А., Конкурсный управляющий ОАО "Татарстанагропромснаб " Староверов В.А.