22 июня 2009 г. |
Дело N А55-2083/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Селиверстовой Н.А.,
судей Радушевой О.Н., Лукьяновой Т.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стрюковой Г.А.
с участием:
от истца ОАО "Российские железные дороги", г. Москва в лице Самарского отделения - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", г. Самара, - представитель Есина Т.Ю., доверенность от 12 декабря 2006 г. N НЮ-46/556,
от ответчика открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", Самарская область, г. Тольятти, - представитель Хрулева Ю.В., доверенность от 25 октября 2007 г. N 00010/448-Д,
от третьего лица открытого акционерного общества "РейлТрансАвто", г. Москва, - представитель не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 июня 2009 г., в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги", г. Москва в лице Самарского отделения - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2009 г.
по делу N А55-2083/2009 (судья Бунеев Д.М.)
по иску ОАО "Российские железные дороги", г. Москва, в лице Самарского отделения - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", г. Самара, к открытому акционерному обществу "АвтоВАЗ", Самарская область, г. Тольятти, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика открытого акционерного общества "РейлТрансАвто", г. Москва, о взыскании платы за пользование вагонами в размере 41 039 руб. 28 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги", г. Москва, в лице Самарского отделения - структурного подразделения Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", г. Самара (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "АвтоВАЗ", Самарская область, г. Тольятти (далее - ответчик), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика открытого акционерного общества "РейлТрансАвто", г. Москва, о взыскании платы за пользование вагонами в размере 41 039 руб. 28 коп., на основании дорожных ведомостей N 32973691 и N ЭМ497669.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2009 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд отменить решение суда первой инстанции.
В качестве доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на нарушение судом норм материального права, а также неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, и просил оставить обжалуемое решение без изменения.
От третьего лица открытого акционерного общества "РейлТрансАвто" представитель не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, своевременно и надлежащим образом извещенного о дате и месте судебного заседания.
Выслушав представителей сторон, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2009 г. по делу N А55-2083/2009 подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Книги прибытия грузов за март 2008 г., Книги N 2 уведомления о прибытии груза и Книги N 2 уведомлений о подаче вагонов на основании дорожной ведомости в адрес ОАО "АвтоВАЗ" прибыли порожние вагоны после выгрузки автомобилей.
Указанные вагоны в установленном порядке не были приняты его получателем - ОАО "АвтоВАЗ", в связи с чем, вагон N 58622127-20 простаивал на путях не общего пользования станции Тольятти с 03 ч. 00 мин. 07 марта 2008 г. по 23 ч. 00 мин. 17 марта 2008 г. (акт общей формы 1/160 от 07 марта 2008 г. - Т. 1 л.д.7), а вагон N 58625401-20 - с 5 час. 40 мин. 07 марта 2008 г. по 15 ч. 00 мин. 24 марта 2008 г. (акт общей N 2/160а от 07 марта 2008 г. - Т. 1 л.д. 8).
05 декабря 2008 г. истец обратился к ответчику с претензией N 2077/НОДЮ-3, в которой просил произвести оплату за пользование вагонами в размере 41 039 руб. 28 коп., начисленную за простой вагонов на путях не общего пользования в порядке, предусмотренном статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (Т. 1 л.д.20).
Отказ в добровольном удовлетворении указанной претензии послужил основанием для предъявления настоящего иска.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам в местах необщего пользования.
Частью 6 статьи 62 Устава железных дорог Российской Федерации предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрен штраф за каждый час простоя вагонов в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что вагоны, плату за пользование которыми просит взыскать истец, принадлежат не ему, а третьему лицу - открытому акционерному обществу "РейлТрансАвто".
Между тем, при вынесении решения Арбитражного суда Самарской области не учел следующего.
Пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, установлено, что время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Таким образом, ответственность за задержку вагонов наступает в случае задержки вагонов сверх сроков, установленных договором на подачу и уборку вагонов или договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования, либо по истечении обусловленного времени с момента подачи вагонов локомотивом перевозчика.
Факт наличия вины ответчика, в результате которой истец понес убытки, подтвержден материалами дела.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата и повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что вагоны не принадлежат истцу, а принадлежат третьему лицу - ОАО "РитейлТранАвто", в связи с чем плата за пользование вагонами начислена необоснованно, несостоятелен, так как предъявленная ко взысканию сумма является не штрафом, а убытками, причиненными истцу по вине ответчика.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчиком в нарушение вышеуказанной нормы не представлены доказательства отсутствия вины за задержку вагонов, равно как и доказательства возмещения понесенных истцом убытков.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 декабря 2008 г. по делу N А55-8426 и от 02 июня 2009 г. по делу N А55-14499/2008.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда апелляционной инстанции считает заявленные исковые требования ОАО "Российские железные дороги" о взыскании с ответчика платы за пользование вагонами в размере 41 039 руб. 28 коп., правомерными и подлежащими удовлетворению, а решение Арбитражного суда Самарской области суда Самарской области от 23 апреля 2009 г. подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующим в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
На основании изложенного с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 1641 руб. 57 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине за подачу иска и 1000 руб. - за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2009 г. по делу N А55-2083/2009 отменить.
Принять новый судебный акт.
Исковые требования ОАО "Российские железные дороги", г. Москва, удовлетворить.
Взыскать с открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", Самарская область, г. Тольятти, в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва, плату за пользование вагонами в размере 41 039 руб. 28 коп., а также 1641 руб. 57 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине за подачу иска и 1000 руб. - за подачу апелляционной жалобы.
Возвратить ОАО "Российские железные дороги", г. Москва из федерального бюджета излишне перечисленную государственную пошлину в сумме 194 руб. 59 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.А. Селиверстова |
Судьи |
О.Н. Радушева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-2083/2009
Истец: Открытое акционерное общество "РЖД" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога"
Ответчик: Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ"
Третье лицо: ОАО "РейлТрансАвто"