23 июня 2009 г. |
Дело N А65-8072/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Анисимовой О.Ю., с участием:
от ООО "У Татьяны" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2009 года апелляционную жалобу ООО "У Татьяны"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 мая 2009 года по делу N А65-8072/2009, судья Бредихина Н.Ю., принятое по заявлению ООО "У Татьяны", Республика Татарстан, Мензелинский район, с.Новое Мазино, к Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Набережные Челны,
о признании незаконным и отмене постановления от 31 марта 2009 года N 0053 о назначении административного наказания по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "У Татьяны" (далее - ООО "У Татьяны", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, административный орган) от 31 марта 2008 года N 0053 о назначении административного наказания по ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции.
Решением суда 14 мая 2009 года в удовлетворении заявления ООО "У Татьяны" отказано на том основании, что оспариваемое постановление вынесено административным органом при наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ООО "У Татьяны" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, а также нарушение процедуры проведения проверки, отсутствие у налогового органа полномочий на осуществления контроля за оборотом алкогольной продукции.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, ссылаясь на то, что на момент проверки в торговой точке отсутствовали документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, факт совершения обществом административного правонарушения доказан.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом 24 марта 2009 года было проверено соблюдение ООО "У Татьяны" законодательства о государственном регулировании оборота алкогольной продукции в принадлежащем обществу магазине "Продукты", расположенном по адресу: Республика Татарстан, Мензелинский район, с.Новое Мазино, ул.Октября, 15.
На момент проверки в магазине "Продукты" реализовывалась алкогольная продукция: водка "Мега Люкс", емкостью 0,5 л, крепостью 40%, специальная марка РФ 007 458109043, в количестве 1 бутылка, на которую не были представлены товарно- транспортная накладная, справка, прилагаемая к ТТН разделы "А" и "Б". Кроме того, в момент проверки в магазине отсутствовали Правила продажи алкогольной продукции.
Указанными действиями общество нарушило требования Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) и Правил продажи отдельных видов товаров (далее - Правила продажи), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55, (с изменениями от 15 декабря 2006 года).
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе осмотра от 24 марта 2009 года N 014457, составленном сотрудниками налогового органа в присутствии представителей общества и понятых, о чем свидетельствуют их подписи в протоколе (л.д.38-39).
В отношении ООО "У Татьяны" налоговым органом 25 марта 2009 года составлен протокол N 046 об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, (л.д.8) и 31 марта 2009 года вынесено постановление N 0053 (л.д.7) о назначении ООО "У Татьяны" административного наказания по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной, спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии со ст.10.2 Федерального закона N 171-ФЗ находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации алкогольная продукция сопровождается информацией, которая доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.9 Правил продажи указанные Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей. Действие указанного пункта распространяется на правила продажи всех видов товаров, предусмотренных Правилами продажи, в том числе и на реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Исходя из требований п.139 Правил продажи на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно- транспортная накладная; копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Действия общества правильно квалифицированы налоговым органом по ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Факт правонарушения и вина общества в его совершении подтверждаются протоколом осмотра, протоколом об административном правонарушении, объяснениями.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Непринятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства подтверждено материалами дела. Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что общество имело возможность (при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств) не нарушать требования законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, однако не приняло всех зависящих от него мер для его соблюдения.
В соответствии ч.3 ст.4.1 КоАП РФ налоговым органом ООО "У Татьяны" назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной нормы, - 30 000 руб.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен с участием директора общества, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя и защитника общества при наличии сведений об извещении общества о времени и месте совершения данного процессуального действий (л.д.37).
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оборот алкогольной, спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем и совершенное предприятием правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, гарантирующий охрану жизни и здоровья потребителей, и, следовательно, создает существенную угрозу охраняемым общественным интересам.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в применении ст.2.9 КоАП РФ и освобождении общества от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения, поскольку допущенные обществом нарушения представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере розничной продажи алкогольной продукции, в том числе правам потребителей алкогольной продукции.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у налогового органа полномочий на осуществления контроля за оборотом алкогольной продукции в связи с созданием Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, несостоятельны.
В соответствии с п.2 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 154, в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2005, N 8, ст. 654; 2006, N 23, ст. 2510; N 24, ст. 2602; N 33, ст. 3638; N 52, ст. 5587; 2007, N 15, ст. 1800; N 24, ст. 2920; 2008, N 9, ст. 853; N 29, ст. 3527; 2009, N 6, ст. 738): а) в пункте 1 слова "этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и" исключить; б) подпункты 5.1.2, 5.1.3, 5.3.2 - 5.3.4 признать утратившими силу; в) в подпункте 5.3.5 слова "федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции и" исключить; г) подпункты 5.3.6 и 5.5.10 признать утратившими силу.
Вместе с тем в силу п.8 постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 154 настоящее постановление вступает в силу с даты его официального опубликования, за исключением подпунктов 5.3.1 - 5.3.3, 5.3.5 - 5.3.7, 5.4.1 и 5.4.2 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка и пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных настоящим Постановлением, вступающих в силу в сроки, устанавливаемые отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации такие решения ещё не приняты, в связи с чем налоговый орган был вправе осуществлять контрольные функции в сфере оборота алкогольной продукции в период проведения проверки и вынесения оспариваемого постановления.
Проверка проведена сотрудниками налогового органа на основании поручения от 24 марта 2009 года N 048 и.о.начальника Межрайонной ИФНС N 2 по Республике Татарстан Нуриева Д.С.
Доводы апелляционной жалобы о представлении в момент проверки всех необходимых документов на алкогольную продукцию, а также об отсутствии в момент проверки понятых надлежащими доказательствами не подтверждены. Лица, на объяснения которых общество ссылается, судом первой инстанции в качестве свидетелей в установленном порядке (с предупреждением об ответственности за дачу ложных показаний) не опрашивались, ходатайств об опросе данных лиц в качестве свидетелей обществом не заявлялось. Материалами дела подтверждается факт совершения обществом правонарушения, каких-либо замечаний и дополнений на протокол осмотра представителем общества не было сделано. Объяснение к акту проверки написано собственноручно директором общества, из него следует, что в торговой точке нет постановления N 55, накладная на водку "Мега Люкс", 0,5 л, спец.марка 007458109041, отсутствует.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 14 мая 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "У Татьяны" - без удовлетворения.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 мая 2009 года по делу N А65-8072/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "У Татьяны" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8072/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "У Татьяны", Мензелинский район, с. Новое-Мазино
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Республике Татарстан,г.Наб.Челны