07 июля 2009 г. |
Дело N А65-176/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан - представителей Гараева И.А., доверенность от 15 января 2009 года N 630/03, Сабитовой Р.Н., доверенность от 15 января 2009 года N 628/03,
от ООО "Дом-Строй" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июля 2009 года апелляционную жалобу ООО "Дом-Строй"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2009 года по делу N А65-176/2009, судья Мартынов В.Е., принятое по заявлению Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, г.Казань, к ООО "Дом-Строй", Республика Татарстан, г.Набережные Челны,
о взыскании 74 199, 52 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан (далее - Управление Ростехнадзора по Республике Татарстан, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Дом-Строй" (далее - ООО "Дом-Строй", общество, природопользователь) платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 74 199, 52 руб.
Решением суда от 13 апреля 2009 года заявление Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан удовлетворено, с ООО "Дом-Строй" в доход бюджета взыскана плата за негативное воздействие на окружающую природную среду за период 2006, 2007 годы (код бюджетной классификации 49811201000010000120) в сумме 74 199, 52 руб.
В апелляционной жалобе ООО "Дом-Строй" просит решение суда в сумме 67 796, 23 руб. отменить, в удовлетворении заявления Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан отказать, ссылаясь на неправильный расчет размера взысканной платы, поскольку 92 % строительных отходов должны рассчитываться с плотностью 47 кг/м3, а 8 % отходов - с плотностью 1300 кг/м3.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "Дом-Строй", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Управлением Ростехнадзора по Республике Татарстан проверено соблюдение ООО "Дом-Строй" требований законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой 02 июня 2008 года составлен акт.
На основании выявленных исходных данных природопользователя административным органом произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате за 2006 - 2007 годы, в том числе 1 518,94 руб. - плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, 27,38 руб. - плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, 4 055,89 руб. - за сбросы загрязняющих веществ при мойке автотранспорта, 98 447,26 руб. - плата за размещение отходов. С учетом сданных природопользователем отчетов за проверяемый период задолженность общества составила 74 199,52 руб.
При признанном сторонами объеме строительных отходов за этот период 18 м (3) разница в тоннаже возникает из-за разных взглядов на подлежащие применению документы по определению плотности строительного мусора.
По мнению общества, необходимо применять Сборник удельных нормативов образования отходов производства и потребления (т.2, л.л.д. 1-5), согласно которому среднее значение плотности смешанных строительных отходов - 160 руб./м3. Общество также ссылается на ГЭСН м - 2001 сборник 8 "Электротехнические установки".
Указанный сборник составлен министерством экологии природных ресурсов Республики Татарстан и предназначен для использования органами республиканского управления, а не федерального, к которым относится Управление Ростехнадзора по Республике Татарстан. ГЭСН м -2001 сборник 8 "Электротехнические установки" также не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям, они предназначены исключительно для электромонтажных работ, то есть при применении материалов для указанного вида работ.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации 10 декабря 2002 года N 284-O постановление N 632 принято Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера. Данное постановление сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами, как не противоречащие Конституции Российской Федерации.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), а также ее территориальные органы являются администраторами платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляющими контроль правильности ее исчисления, полноты и своевременности уплаты. Органы Ростехнадзора вправе производить начисление, учет, взыскание платы за негативное воздействие на природную среду, принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
На территории Республики Татарстан территориальным органом Ростехнадзора является Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2004 года N 222.
В обоснование своего расчета Управление Ростехнадзора по Республике Татарстан ссылается на государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001 часть 1), утвержденные постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 года N 77 В п. 1.5 данного нормативного правового акта указывается на объемные массы строительного мусора - 1200 кг/м3.
ГЭСНр-2001 являются исходными нормативами для разработки государственных единичных расценок на ремонтно-строительные работы федерального (ФЕР) и территориального (ТЕР) уровней, индивидуальных и укрупненных норм (расценок) и других нормативных документов, применяемых для определения прямых затрат в сметной стоимости ремонтно-строительных работ.
Постановлением Госстроя РФ от 17 октября 2000 года N 104 утверждены Общие указания по применению Федеральных единичных расценок на ремонтно-строительные работы ФЕРр-2001, в п. 1.13 которого указывается на объемные массы строительного мусора - 1200кг/м3.
Приказом министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 22 августа 2002 года N 282 введены Территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы в Республике Татарстан ТЕРр-2001, в п.1.13 которого указывается на объемные массы строительного мусора - 1200 кг/м3.
Таким образом, объемные массы строительного мусора в соответствии с федеральными актами и актами субъекта РФ составляют 1200 кг/м3.
Доводы общества о неправомерности применении указанных элементных строительных норм к спорным правоотношениям со ссылкой на то, что они применимы к работам по разборке, демонтажу, ремонту, усилению и замене строительных конструкций, инженерного оборудования и восстановлению отделочных покрытий в условиях организации рабочих мест и внутрипостроечного перемещения строительных материалов, деталей и конструкций на объектах ремонта и реконструкции зданий и сооружений, а также носят рекомендательный характер, обоснованно не приняты судом первой инстанции. Перечисленные виды работ по характеру и применению строительных материалов идентичны работам, выполняемым обществом. Применение административным органом в своих расчетах указанных элементных строительных норм не противоречит Федеральному закону от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Обязанность по внесению платы распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих негативное воздействие на окружающую среду. ООО "Дом-Строй" не представило надлежащих доказательств, подтверждающих объемную массу строительного мусора в 160 кг/м3.
В нарушение Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" общество самостоятельно не определило объем спорных строительных отходов. В этой связи Управление Ростехнадзора по Республике Татарстан было вправе определить размер платы за негативное воздействие расчетным путем.
Согласно п.2 ст.16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Понятие входящего в состав установленного названной правовой нормой такого вида негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов производства и потребления, дано в ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) и определяется как хранение захоронение остатков сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделии или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товаров (продукции), утративших свои потребительские свойства.
При этом, как следует из положений пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 89-ФЗ, право собственности на образовавшиеся в результате такого производства или потребления отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались, и может быть приобретено другим лицом лишь на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Проанализировав указанные нормы Федерального закона N 89-ФЗ в совокупности с обстоятельствами рассматриваемого дела, условия договоров подряда, представленных обществом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что таковым субъектом в силу отсутствия доказательств передачи в установленном порядке вещных прав а указанные отходы является лицо, в результате деятельности которого образовались отходы, - ООО "Дом-Строй". Договоры подряда, содержащие условия о вывозе мусора обществом, соответствующих положений о передаче вещных прав также не содержат.
Доказательств наличия в заявленном объеме строительного мусора тары из-под ЛКМ общество не представило, акт проверки соответствующих сведений также не содержит.
Согласно п.1 ст.18 Федерального закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В связи с тем, что у ООО "Дом-Строй" отсутствует оформленное в установленном порядке разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ была учтена как сверхлимитная.
В связи с изложенным Управление Ростехнадзора по Республике Татарстан обоснованно применило в расчетах платы за размещение отходов коэффициент 5 (пункты 5,6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года N 632).
На основании приложения к постановлению Правительства от 12 июня 2003 года N 344 административным органом правомерно применены коэффициенты учитывающий экологический фактор - 1,9, дополнительный коэффициент 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов и 1,35- коэффициент, учитывающий экологический фактор, по бассейнам морей и рек.
В силу Федерального закона от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" административным органом также обоснованно применен коэффициент индексации платы в размере 1,3 и 1,08; в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" - коэффициенты 1,4 и 1,15.
Таким образом, произведенный Управлением Ростехнадзора по Республике Татарстан расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду произведен в соответствии с действующим законодательством. Объем размещенных отходов подтверждается материалами дела.
Полномочия Управления Ростехнадзора по Республике Татарстан на взыскание в судебном порядке платы за негативное воздействие на окружающую природную среду установлены федеральным законодательством.
Сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N 557, в соответствии которым срок внесения платы, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Доказательств перечисления в бюджет платежей за негативное воздействие на окружающую среду за заявленный период в надлежащем размере в материалы дела не представлено. Претензия, направленная Управлением Ростехнадзора по Республике Татарстан ООО "Дом-Строй", оставлена без удовлетворения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 13 апреля 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб. надлежит отнести на ООО "Дом-Строй", возвратить обществу госпошлину в размере 363 рубля, излишне уплаченную по платежному поручению от 02 июня 2009 года N 00066.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 апреля 2009 года по делу N А65-176/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Дом-Строй" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-176/2009
Истец: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РТ, г. Казань
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Дом-Строй", г.Набережные Челны, Тукаевский район, с.Новотроицкое, Общество с ограниченной ответственностью "Дом-Строй", г.Набережные Челны
Кредитор: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Республике Татарстан,г.Наб.Челны
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4746/2009