14 августа 2009 г. |
Дело N А65-4663/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хархавкиным А.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от налогового органа - извещен, не явился,
от третьих лиц:
УФНС России по Республике Татарстан - извещен, не явился,
УФАКОН по Республике Татарстан - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Ютазинской районной организации общественной организации Российской оборонной спортивно-технической организации по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июня 2009 г. по делу N А65-4663/2009 (судья Абульханова Г.Ф.),
принятое по заявлению Ютазинской районной организации общественной организации Российской оборонной спортивно-технической организации по Республике Татарстан, Ютазинский район, пгт. Уруссу,
к Межрайонной ИФНС России N 15 по Республике Татарстан, г. Азнакаево,
третьи лица: УФНС России по Республике Татарстан, г. Казань,
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан (Роснедвижимость), г. Казань,
о признании частично незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Ютазинская районная организация общественной организации Российская оборонная спортивно-техническая организация по Республике Татарстан (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 15 по Республике Татарстан (далее налоговый орган) о признании незаконным решения от 01.12.2008 г. N 08-20/22/585 в части доначисления 64 689 руб. земельного налога, 13 957 руб. пени по земельному налогу и штрафа по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату земельного налога.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июня 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить.
Налоговый орган в отзыве считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, налогового органа и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законными обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2006 г. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 23.10.2008 г. N 08-10/20/708 и вынесено решение от 01.12.2008 г. N 08-20/22/585 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Указанным решением, в числе прочего, заявителю предложено уплатить налог на землю за 2006 год в размере 64 689 руб., пени в сумме 13 957, 03 руб. и штраф в сумме 11 937, 80 руб., предусмотренный п.1. ст.122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы по земельному налогу.
Налоговый орган мотивировал свое решение тем, что в собственности заявителя числятся земельные участки общей площадью 0, 8199 га., в том числе: земельный участок площадью 0, 6919 га. кадастровый номер 16:43:100105:28, используемый под картодромом; земельный участок площадью 0, 1215 га. кадастровый номер 16:43:100105:27, используемый под производственной базой.
Заявитель не исчислил и не уплатил земельный налог в размере 64 689 руб. с указанных земельных участков.
Решением УФНС России по Республике Татарстан от 26.01.2009 г. N 64 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, оспариваемое решение налогового органа оставлено без изменения.
Из материалов дела также следует, что согласно государственному акту N 30, выданному на основании постановления главы администрации Ютазинского района от 05.12.1995 г. N 104 заявителю на праве бессрочного (постоянного) пользования принадлежит земельный участок общей площадью 0,8199 га.
Постановлениями главы администрации Ютазинского района от 28.11.2003 г. N 572, от 12.05.2004 г. N 193 земельные участки общей площадью 0,6920 га, 0,079 га, изъяты из землепользования организации и предоставлены соответственно в пользование Уруссинского поселкового Совета местного самоуправления (площадью 0, 6920 га., 0, 079 га.).
Между тем, согласно справке от 18.09.2008 г. N 332, выданной Исполнительным комитетом пгт. Уруссу Ютазинского муниципального района данные постановления до Уруссинского поселкового Совета местного самоуправления не доведены, в книге регистрации не зарегистрированы, в исполнении вышеназванных постановлений меры не приняты.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании части 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются Организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Пунктом 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п.3 ст.391 НК РФ налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного пользования).
Согласно ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с законом о государственной регистрации.
В соответствии с п. 9 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, законодателем признаны действительными все ранее выданные документы, удостоверяющие права на землю.
В силу пунктов 1,3 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическом актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Датой государственной регистрации является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 3 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования, находящимися в государственной регистрации или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации сохраняется.
Как установлено судом первой инстанции, заявителем авансовые расчеты и налоговые декларации по земельному налогу предоставлялись в налоговый орган на земельный участок, используемый под производственной базой, площадью 0, 1135 га., кадастровый номер 16:43:100105:27, кадастровая стоимость которого составила 699 387 руб.
Таким образом, в нарушение п. 1 ст. 388 НК РФ заявитель не исчислил и не уплатил земельный налог за 2006 г. с земельных участков площадью 0, 6919 га., кадастровый номер 16:43:100105:28, кадастровая стоимость 4 263 463, 15 руб. и площадью 0, 0079 га. (0,1214 га. - 0,1135 га.), кадастровый номер 16:43:100105:27, кадастровая стоимость 49 103, 37 руб. (748 490, 37 руб. - 699 387 руб.). Сумма неоплаченного (не полностью уплаченного) земельного налога составила 64 689 руб. (4 263 463, 15 рублей х 1,5 %) + (49 103, 37 руб. х 1,5%), в том числе: за 2006 год - 64 689 руб.
В силу положений п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на земельные участки подлежат обязательной государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Проведение указанной регистрации удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, выдаваемым на основании п. 1 ст. 14 Закона N122-ФЗ.
Заявителем не представлен документ, подтверждающий передачу спорных земельных участков Уруссинскому поселковому Совету местного самоуправления, также налогоплательщиком не представлено доказательств, подтверждающих обращение заявителя и Совета в земельный комитет для исполнения постановления от 28.11.2003 г. N 572 за оформлением земельных участков, а также обращение в территориальный орган Роснедвижимости для размежевания и закрепления земельного участка за Уруссинским поселковым Советом местного самоуправления во исполнение вышеназванного постановления. Изъятие и передача земельных участков в постоянное пользование Уруссинскому поселковому совету местного самоуправления не оформлены в установленном законодательством порядке.
Заявителем доказательств использования спорного земельного участка Уруссинским поселковым Советом местного самоуправления не представлены.
Кроме того, согласно положениям статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации прекращение прав на земельные участки, предоставленные в установленном порядке, возможно лишь по основаниям и в порядке, установленном данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Земельного кодекса право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса, либо согласно пункту 2 данной статьи принудительно в установленных данной нормой случаях на основании решения суда.
Из содержания статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок с приложением предусмотренных документов подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, который в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Заявитель также не представил доказательств, подтверждающих, что заявитель обращался в Администрацию Ютазинского района Республики Татарстан с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком. Доказательств, подтверждающих факт обращения в суд с заявлением о принудительном прекращении у заявителя права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, Администрацией Ютазинского района также не представлено.
Вопросы налогообложения не связаны с моментом как регистрации права на пользование землей, так и с моментом принятия решения об изъятии земельных участков, так как сроки принятия соответствующих решений зависят от налогоплательщика и муниципальных (государственных) органов. Обязанность платить земельный налог, связана с тем, является налогоплательщик землепользователем, то есть использует фактически или нет занимаемые земли. Данная правовая позиция согласуется с постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 января 2006 г. N Ф04-10041/2005(19216-А27-33).
Из материалов дела следует, что у заявителя имеются свидетельства о праве постоянного бессрочного пользования спорными земельными участками и что заявитель фактически использовал эти земельные участки в 2006 году, что подтверждается протоколами допроса свидетелей Грачевой И.И., Власовой О.А., проведенных налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки организации, а также представленных свидетельств об обучении по программе подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств, водительских удостоверений, личных карточек за период март 2006 - июль 2006 года, ноябрь 2007 - февраль 2008 года, свидетельствующих о фактическом использовании заявителем спорного земельного участка под картодромом.
Таким образом, Арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у налогового органа имелись правовые основания для привлечения заявителя к налоговой ответственности за неуплату земельного налога.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 июня 2009 г. по делу N А65-4663/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-4663/2009
Истец: Ютазинская районная организация организации Российская оборонная спортивно-техническая организация по РТ, Ютазинский район, пгт. Уруссу
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N15 по Республике Татарстан,г.Азнакаево
Третье лицо: Уруссинский поселковый Совет местного самоуправления, Управление Федеральной налоговой службы по РТ, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ (Роснедвижимость), г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5956/2009