14 августа 2009 г. |
Дело N А65-1106/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кремневой А.А.,
с участием:
от заявителя - Максудова Л.Р., доверенность от 11 января 2009 г. N 5;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани - извещен, не явился;
от третьих лиц:
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - извещен, не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани, г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 мая 2009 г.
по делу N А65-1106/2009 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению Федерального казенного предприятия "Казанский государственный казенный пороховой завод", г. Казань,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани, г. Казань,
третьи лица:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным решения в части,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Казанский государственный казенный пороховой завод" (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом уточнения, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании решения налогового органа от 30 сентября 2008 г. б/н незаконным в части доначисления: 1 880 647, 41 руб. земельного налога, 369 951, 71 руб. пени и штрафов в сумме, превышающей 100 руб. по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за непредставление налоговой декларации за 2006 г. и 376 129, 50 руб. по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 мая 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что поскольку имущество стратегического предприятия является единым имущественным комплексом, используется им для нужд обороны, то земельные участки, на которых расположен данный комплекс, освобождаются от уплаты земельного налога.
Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации _" установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах на земельные участки налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю.
Учитывая положения ст. 387 НК РФ и ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) о платности использования земли, организации и физические лица, не имеющие вышеназванные правоустанавливающие документы на фактически используемые земельные участки, должны привлекаться к уплате земельного налога.
Так как заявитель является правопреемником ФГУП "ФНПЦ ГК НПП им. Ленина" в отношении имущественного комплекса и земельных участков, перешедших к ФКП "КГКПЗ" согласно разделительному балансу на основании инвентаризационной описи от 27 октября 2003 г. б/н, и пользователем данных земельных участков, вышеуказанные земельные участки подлежат налогообложению.
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую регулируется Земельным кодексом (ст. 8) и Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Таким образом, для признания (непризнания) земельных участков, занимаемых ФГУП Минобороны России, объектами налогообложения по земельному налогу необходимы документы, подтверждающие отнесение указанных земельных участков к землям обороны и безопасности.
Поскольку заявитель не представил правоустанавливающие документы, подтверждающие отнесение данных земельных участков к категории "Земли обороны и безопасности", Инспекция считает правомерным отнесение земельных участков к объекту налогообложения по земельному налогу.
Представитель налогоплательщика считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ по делу объявлялся перерыв с 10 августа 2009 г. до 16 час. 00 мин. 12 августа 2009 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя за период с 01 января 2006 г. по 31 декабря 2007 г.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 08 сентября 2008 г. N 36 и вынесено решение от 30 сентября 2008 г. б/н о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Указанным решением предприятию также предложено уплатить налог на землю в размере 1 880 647, 41 руб., в том числе: 973 130, 91 руб. за 2006 г., 907 516, 50 руб. за 2007 г., 369 951, 71 руб. пени и штрафов в сумме 413 580, 63 руб. по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации и 376 129, 50 руб. по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан от 15 декабря 2008 г. N 795 апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения (т. 1 л.д. 36-39).
Не согласившись с решением налогового органа от 30 сентября 2008 г. б/н в части доначисления: 1 880 647, 41 руб. земельного налога, 369 951, 71 руб. пени и штрафов в сумме, превышающей 100 руб. по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации за 2006 г., и 376 129, 50 руб. по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, в том числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (подпункт 3 п. 1 ст. 7 ЗК РФ).
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков (подпункт 1 п. 2 ст. 8 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения). Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на земли промышленности; земли энергетики; земли транспорта; земли связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны и безопасности; земли иного специального назначения.
Особенности правового режима этих земель устанавливаются ст.ст. 88-93 ЗК РФ и учитываются при проведении зонирования территорий.
В соответствии с п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
Согласно подпункту 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.
Судом первой инстанции установлено, что Федеральное казенное предприятие "Казанский государственный казенный пороховой завод" создано по распоряжению Правительства Российской Федерации от 26 августа 2002 г. N 1181-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2003 г. N 376-р утвержден устав предприятия.
Указом Президента Российской Федерации от 04 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" заявитель отнесен к стратегическим предприятиям (п. 134).
Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации; организации обороннопромышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа (ст. 190 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Заявитель образован Правительством Российской Федерации как унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, является правопреемником федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный научно-производственный центр предприятия "Федеральный научно-производственный центр "Государственное казанское научно-производственное предприятие имени В.И. Ленина" в отношении имущественного комплекса, обеспечивающего производство порохов, пороховых зарядов и сборку боеприпасов и создано в целях производства пироксилиновых порохов, пороховых зарядов и боеприпасов, выполнения работ и оказания услуг в области их разработки, производства, реализации, ремонта, хранения и утилизации (пункты 1, 3, 12 Устава федерального казенного предприятия).
Имущество заявителя находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления.
Заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат: земельный участок площадью 0, 315 га, занимаемый административным зданием (заводоуправление), расположенный по адресу: г. Казань, ул. Первого мая, д. 14 (кадастровый номер 16:50:09 0513:0002); а также земельный участок площадью 0, 1552 га, занимаемый спортивным комплексом ДСО "Стрела", расположенный по адресу: г. Казань, ул. Богатырева, д. 3 (кадастровый номер 16:50:19 0101:0001), согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 02 августа 2007 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 02 августа 2007 г. сделаны записи N 16-16-01/099/2007-282, N 16-16-01/099/2007-283 (т. 1 л.д. 73, 74, т. 2 л.д. 31, 32).
Земельные участки площадью 1, 5105 га под гужевой парк (кадастровый номер 16:50:09 0436:0014) и площадью 0, 8541 га, занимаемый подъездными железнодорожными путями до станции "Лагерная" (кадастровый номер 16:50:09 0201:0012), согласно выписке, представленной налоговым органом, были переданы на праве бессрочного пользования Федеральному казенному предприятию "Казанский государственный казенный пороховой завод".
В целях подтверждения факта, что заявитель занимается выпуском продукции оборонно-промышленного назначения и земли предоставлены предприятию в целях разработки, производства и утилизации боеприпасов заявителем представлены копии лицензий на утилизацию боеприпасов и их составных частей, на разработку и производство боеприпасов и их составных частей (т. 1 л.д. 127, 128), государственные контракты на поставку зарядов, холостых выстрелов для Министерства обороны Российской Федерации по Государственному оборонному заказу на 2008 г. (т. 1 л.д. 130-138, 143-151, т. 2 л.д. 1-9), государственные контракты на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части ответственного хранения материальных ценностей мобилизационного резерва.
Оценив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку имущество стратегического предприятия является единым имущественным комплексом, используется им для нужд обороны, то земельные участки, на которых расположен данный комплекс, освобождаются от уплаты земельного налога. Исходя из этого, в 2006 г. у предприятия отсутствовали основания для подачи налоговой декларации по земельному налогу, а также производить расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за 1, 2, 3 кварталы 2006 г., за 1, 2 кв. 2007 г.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2009 г. N КА-А41/3939-09, Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02 марта 2009 г. N А56-12820/2008.
Довод подателя жалобы о том, что земельные участки заявителя относятся к категории "земли поселений", подлежит отклонению ввиду следующего.
Системный анализ ст.ст. 83, 87 и 93 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" позволяет сделать вывод, что отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в п. 1 ст. 7 ЗК РФ. Таким образом, в силу прямого указания закона земельные участки в границах территорий, которые используются для обеспечения деятельности органов, предприятий, организаций, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, по своему целевому (специальному) назначению относятся к землям обороны и безопасности. При этом отсутствие правового акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти об отнесении земли (включая спорные земельные участки) в пределах территории земель поселений (населенного пункта) к такой категории, как земли обороны и безопасности, не является основанием для вывода об отсутствии права на льготы.
Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 16647/08, постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2008 г. N А56-11379/2008, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 ноября 2008 г. N Ф08-7166/2008.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предоставленные заявителю, как стратегическому предприятию, на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки не являются объектом налогообложения по земельному налогу, поскольку используются для нужд обороны, имеют мобилизационное значение, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06 мая 2009 г. по делу N А65-1106/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1106/2009
Истец: ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод"
Ответчик: ИФНС России по Кировскому району
Третье лицо: УФНС по РТ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по РТ