17 августа 2009 г. |
Дело N А55-4529/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 августа 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Серебряковой Е.А., судей Липкинд Е.Я. и Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стукаловой Т.С., с участием:
от истца - представитель Абрамцева Н.В., доверенность N 226 от 23.12.2008г., представитель Фатеева Л.Л., доверенность N 159 от 05.08.2009г.,
от ответчика - представитель Александров Т.В., доверенность б/н от 01.04.2009г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7, апелляционную жалобу ОАО "СтройДом", г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2009 года по делу N А55-4529/2009 (судья: Чайников В.А.) по иску Муниципального предприятия города Самара "Самараводоканал", г. Самара, к ОАО "СтройДом", г. Самара, о взыскании 113.874 руб. 46 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику - Открытому акционерному обществу "Строй Дом" о взыскании задолженности в размере 113 874 руб. 46 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2009 года взыскано с Открытого акционерного общества "СтройДом" г.Самара в пользу Муниципального предприятия города Самара "Самараводоканал" г.Самара 113 874 руб. 46 коп. задолженности.
Не согласившись с принятым решением суда, ОАО "СтройДом", г. Самара, обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда от 19.06.2009 года, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ОАО "СтройДом", г. Самара, поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда от 19.06.2009 года, жалобу удовлетворить.
Представители Муниципального предприятия города Самара "Самараводоканал", г. Самара, не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили оставить решение суда от 19.06.2009 года без изменения, жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда от 19.06.2009 года законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между МП города Самары "Самараводоканал" и ОАО "СтройДом" заключен договор N 677/02 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (л.д. 12-19), в соответствии с условиями которого, предприятие ВКХ отпускает абоненту питьевую воду и принимает сточные воды в систему канализации предприятия ВКХ от абонента (ответчик), а абонент получает питьевую воду, сбрасывает сточные воды и оплачивает услуги на условиях настоящего договора.
Пунктом 1 Приложения N 1 к договору N 674/02 от 25.09.2002г. стороны установили, что нормативные требования по составу сточных вод установлены Постановлением Главы г. Самары от 24.10.1994г. N 1497 "О порядке определения платы взимания платежей за загрязнение окружающей среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями - абонентами на территории Самарской области".
Пунктом 1 Договора предусматривается, что при исполнении договора, а также по всем вопросам, не нашедшим отражения в договоре, стороны обязуются руководствоваться действующими Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, именуемыми в дальнейшем Правилами, действующими Правилами приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, Гражданским кодексом Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации.
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. N 167, регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями ВКХ в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и канализации населенных пунктов, действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
В соответствии с п. 6 Договора качество отводимых стоков от абонента в систему канализации предприятия ВКХ, порядок определения платы и взимания платежей за превышение установленных нормативов по качеству стоков и за загрязнение водных объектов через систему канализации, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными актами согласно Приложению N 1, которое является неотъемлемой частью Договора.
В случае присутствия в сточных водах загрязняющих веществ, превышающих нормативные требования по составу сточных вод, размер дополнительных платежей определяется по результатам анализов, производимых МП "Самараводоканал" в контрольных точках отбора проб истца.
Пунктом 3.1 Приложения N 1 к договору N 674/02 от 25.09.202г. и приложением N 1 к Постановлению Главы г. Самары от 24.10.1994г. N 1497 предусмотрен порядок отбора проб, в соответствии с которым, одновременно отбирается 3 пробы. Первая проба обрабатывается Предприятием ВКХ, вторая - Абонентом, третья контрольная, законсервированная и опломбированная, остается у абонента и хранится, но не более 7 дней, до получения результатов анализов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с указанным выше порядком 24.12.2008г. произведен отбор проб сточных вод (л.д. 38), результаты анализов которого представлены в виде протокола N 1061 от 26.12.2008г. (л.д. 39).
Из представленного протокола исследования сточных вод усматривается превышение в них установленных нормативов загрязняющих веществ, что послужило истцу основанием для выставления ответчику платежного требования N 395 от 27.01.2009г. на сумму 113 874 руб. 46 коп.
Акт и протокол N 1061 ответчиком не оспариваются, в сточных водах присутствуют загрязняющие вещества, по составу превышающие установленные нормативные требования.
Согласно п. 69 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (далее Правила), оплата абонентом фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, производится в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
При этом пунктом 70 указанных Правил установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в пределах и сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Пунктом 71 Правил установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, определение платы за сброс в составе сточных вод абонентов загрязняющих веществ с превышением допустимых концентраций, загрязняющих веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт аварийного сброса для всех видов загрязняющих веществ находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приведенными положениями, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" администрацией Самарской области принято постановление от 05.08.1993 N 259 "О Порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов на территории Самарской области" (далее - постановление Администрации N 259).
При этом постановлением Администрации N 259 предусмотрено, что условия приема сточных вод в систему канализации населенного пункта утверждаются органами местного самоуправления Самарской области в соответствии с действующим законодательством.
Право органов местного самоуправления или уполномоченной ими организации водопроводно-канализационного хозяйства устанавливать абоненту нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод установлено пунктом 61 Правил, статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Во исполнение указанных выше нормативных актов Главой города Самара постановлением от 24.10.1994г. N 1497 "О порядке определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории города Самары" утверждены "Временный порядок определения платы и взимания платежей за загрязнение окружающей природной среды в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты через системы канализации предприятиями-абонентами на территории города Самары" и "Временная методика расчета платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты через систему канализации предприятиями-абонентами".
Приложением N 1 к "Временной методике _" установлены Нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты через систему коммунальной канализации.
Таким образом, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Постановление от 24.10.1994г. N 1497 издано органом муниципальной власти, а, следовательно, противоречит указанию законодателя о том, что это является компетенцией органа исполнительной власти субъекта России, несостоятелен и не может быть принят судебной коллегией.
Пунктом 4 приложения N 1 к договору N 674/02 от 25.09.2002г. предусмотрено, что расчеты и начисление платы осуществляется ежеквартально с учетом НДС, учет и расчет массы загрязняющих веществ ведется по всем ингредиентам, указанным в действующих нормативных актах городского округа Самара, и общему объему сточных вод, сбрасываемых в водный объект через систему коммунальной канализации по установленным нормативам.
При расчете платы применяются установленные действующим законодательством базовые нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в пределах установленных лимитов (Постановление Правительства Российской Федерации N 344 от 12.06.2003г.).
К утвержденным нормативам платы применяется коэффициент экологической ситуации по г. Самаре, а индекс инфляции - согласно установленному коэффициенту федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год.
Таким образом, наличие загрязняющих веществ подтверждено протоколом N 1061 исследования сточных вод.
Контрольная проба арбитражной лаборатории, а также доказательств отсутствия загрязняющих веществ ответчиком не представлены.
Ответчиком не представил контрасчет задолженности, исходя из применяемой истцом методики.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции с учетом результатов анализов проб сточных вод ответчика, правомерно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика платы за превышение установленных нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации со сточными водами в размере 113.874 руб. 46 коп.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка аргументам в отношении прошедшей в 1998 руб. деноминации рубля и, связанной с этим неясности в отношении размера оплаты за загрязнения, установленные в Постановлении Главы города Самары от 24.10.1994 года N 1497, не могут быть приняты судебной коллегией, так как Указом Президента РФ от 04.08.1997 года N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" укрупнена российская денежная единица с 01 января 1998 года, проведена деноминация рубля и заменены обращающиеся рубли на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на неясность в отношении размера платежа за загрязнения не могут быть приняты во внимание, поскольку Указ Президента является нормативным актом, обязательным для применения.
Другие доводы заявителя апелляционной жалобы внимательно изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными,
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя и уплачены им при подаче жалобы в сумме 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2009 года по делу N А55-4529/2009 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Серебрякова |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4529/2009
Истец: Муниципальное предприятие города Самара "Самараводоканал"
Ответчик: Открытое акционерное общество "СтройДом"
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6078/2009