03 сентября 2009 г. |
Дело N А72-8209/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 сентября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г. Юдкина А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.
с участием:
от ООО "Фирма "Комбат" - представитель Кузьмин Е.А. (доверенность от 22.06.2009),
от Отделения по Заволжскому району г. Ульяновска Управления Федерального казначейства по Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
от Управления Федерального казначейства по Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
от Войсковая часть N 73612 - представитель не явился, извещен,
от ФГУ Министерства обороны РФ " 92 финансово-экономическая служба"- представитель не явился, извещен,
рассмотрев 31.08.2009 в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Заволжскому району г. Ульяновска Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 июня 2009 года по делу N А72-8209/2008 (судья Замалетдинова Д.М.), рассмотренному по заявлению ООО "Фирма "Комбат", Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Отделению по Заволжскому району г. Ульяновска Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
третьи лица: Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск,
Войсковая часть N 73612, Ульяновская область, г. Ульяновск,
Федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации "92 финансово-экономическая служба", Ульяновская область, г. Ульяновск,
о признании незаконным решения о возвращении исполнительного документа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Комбат" ( далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области, с учётом уточнения заявленных требований, с заявлением к Отделению по Заволжскому району г. Ульяновска Управления Федерального казначейства по Ульяновской области о признании незаконным изложенного в письме N 02-29/201/917 от 14.11.2008г. решения Отделения по Заволжскому району г. Ульяновска УФК по Ульяновской области о возврате без исполнения исполнительного листа N 069356.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22.06.2009 требования заявителя удовлетворены. Признано незаконным изложенное в письме N 02-29/201/917 от 14.11.2008г.
решение Отделения по Заволжскому району г. Ульяновска УФК по Ульяновской области о возврате без исполнения исполнительного листа N 069356.
Отделение по Заволжскому району г. Ульяновска Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Ульяновск, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.06.2009 и принять новый судебный акт об отказе ООО Фирма "Комбат" в удовлетворении заявленных требований.
В судебное заседание представитель Отделения по Заволжскому району г. Ульяновска Управления Федерального казначейства по Ульяновской области не явился, о времени и месте судебного заседания был надлежаще извещён, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Представитель ООО "Фирма "Комбат" в судебном заседании просил решение арбитражного суда от 22.06.2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были надлежаще извещены, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, определениями суда от 28.11.2008г., от 24.12.2008г. к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, Войсковая часть N 73612, Федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации "92 финансово-экономическая служба".
Заявитель в обоснование заявленного требования сослался на то, что Отделение по Заволжскому району г.Ульяновска Управления Федерального казначейства незаконно возвратило исполнительный лист N 069356 в связи с отсутствием у должника лицевого счета. По мнению заявителя, при данных обстоятельствах Отделение обязано было исполнить исполнительный документ за счет средств главного распорядителя средств федерального бюджета, то есть с ФГУ "92 ФЭС".
Из материалов дела видно, что Управление Федерального казначейства по Ульяновской области считает оспариваемое решение законным, просит в удовлетворении требования заявителю отказать, отзыв приобщен к материалам дела (л.д. 31-32).
Войсковая часть N 73612 и ФГУ "92 ФЭС" полагают, что ответчик возвратил исполнительный документ по основаниям, не предусмотренным Бюджетным кодексом РФ (отзывы приобщены к материалам дела, л.д.90-91, 92-93).
12.11.2008г. ООО "Фирма "Комбат" направило в Отделение по Заволжскому району г. Ульяновска УФК по Ульяновской области исполнительный лист N 069356, выданный Арбитражным судом Ульяновской области по делу N А72-5773/07-27/324, о взыскании с Войсковой части N 73612 суммы задолженности в размере 101.471 руб. 00 коп.
Решением N 02-29/201/917 от 14.11.2008г. указанный исполнительный лист возвращен взыскателю со ссылкой на отсутствие лицевого счета должника как получателя средств бюджета какого-либо уровня в органе Федерального казначейства.
При этом уполномоченный орган указал, что лицевой счет открыт ФГУ "92 ФЭС" как получателю средств федерального бюджета.
Заявитель оспорил данное решение в суде, мотивируя тем, что правовые основания для возвращения исполнительного документа в связи с отсутствием лицевого счета должника, у ответчика не имелись.
Апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что требования заявителя обоснованы. При этом суд исходит из следующего.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В данном случае материалами дела подтверждается, что должником по исполнительному листу N 069356 от 31.01.2008г. является Войсковая часть N 73612.
Однако в Отделение по Заволжскому району г.Ульяновска УФК по Ульяновской области лицевой счет указанного должника отсутствует.
Вместе с тем, в данном случае возврат ответчиком исполнительного листа не соответствует положениям АПК РФ и Бюджетного кодекса РФ.
В силу статей 16, 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Их принудительное исполнение производится, если названным Кодексом не предусмотрено иное, на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа. Таким образом, органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
Государственная регистрация в качестве юридического лица бюджетного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного им судом исполнения.
Согласно пункту 7 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствие с положениями названного Кодекса.
Принцип ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его бюджетных учреждений в случае их недофинансирования установлен нормами статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие лицевых счетов должника в данном органе казначейства, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых счетов в органах Федерального казначейства исполнительный лист направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.10.2008г. N 6758/08.
В рассматриваемом случае Отделение по Заволжскому району г. Ульяновска никаких действий, предусмотренных законодательством не произвело, несмотря на то, что в органе казначейства открыт лицевой счет ФГУ "92 ФЭС", созданного в целях финансово-экономического обеспечения деятельности Войсковой части 783612 (в том числе по строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту зданий, сооружений).
Согласно ч.3 ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение являются: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 данной статьи, несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и Федеральным законом "Об исполнительном производстве", нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению, представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа. Данный перечень является исчерпывающим.
Апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку, указанные основания в рассматриваемом случае отсутствовали, то решение о возврате исполнительного документа без исполнения, изложенное в письме от 14.11.2008г. N 02-29/201/917 является незаконным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах заявленные требования правомерно удовлетворены.
Доводы, приведённые заявителем апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 22 июня 2009 года принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, однако не взыскиваются, поскольку он освобождён от её уплаты .
я
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 июня 2009 года по делу N А72-8209/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-8209/2008
Истец: ООО "Фирма "Комбат"
Ответчик: Отделение по Заволжскому району г. Ульяновска Управление Федерального казначейства по Ульяновской области
Третье лицо: ФГУ Министерства обороны РФ "92 финансово-экономическая служба", Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, Войсковая часть N 73612