09 сентября 2009 г. |
Дело N А65-13365/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 09 сентября 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Засыпкиной Т.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е.В.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 сентября 2009 г. в помещении суда апелляционную жалобу ООО "ИнжСтройТехСервис", г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июля 2009 г. по делу N А65-13365/2009 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению ООО "ИнжСтройТехСервис" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИнжСтройТехСервис" (далее - ООО "ИнжСтройТехСервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконном и подлежащим отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Казани (далее - административный орган) от 16.04.2009г. N 14 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 14.07.2009г. по делу N А65-13365/2009 обществу было отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе общество просит отменить указанное судебное решение и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Общество считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007г. N 116-ФЗ) нарушение любых правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (кроме перечисленных в частях 1 и 2 данной статьи) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2006г. N 80 Правила продажи отдельных видов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. N 55 (далее - Правила продажи), дополнены разделом XIX "Особенности продажи алкогольной продукции".
Обязанность продавца доводить Правила продажи до сведения покупателей в наглядной и доступной форме установлена пунктом 9 этих Правил. Действие названного пункта Правил продажи распространяется на правила продажи алкогольной продукции, особенности реализации которой определены в разделе XIX Правил.
Пунктом 10 Правил продажи предусмотрено, что если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем. При этом указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий
Нарушение организацией пунктов 9 и 10 Правил продажи, допущенное при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, подтверждает нарушение иных правил продажи алкогольной продукции, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Данный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05.06.2007г. N 931/07 по делу N А65-5930/2006-СА3-43.
Как видно из материалов дела, в результате проверки, поведенной административным органом в закусочной-баре, расположенной в г. Казани по ул. Горсоветская, д.17 и принадлежащей ООО "ИнжСтройТехСервис", было установлено, что в данной торговой точке, осуществляющей розничную реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции, до сведения покупателей не была доведена информация о номере и сроке действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и об органе, выдавшем эту лицензию, а, кроме того, в торговой точке отсутствовали правила продажи алкогольной продукции.
Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра от 07.04.2009г. N 004482 и в протоколе об административном правонарушении от 08.04.2009г. N 004482/1.
Протокол осмотра осуществлен с применением фотосъемки и составлен в присутствии заведующей торговой точки Водяшевой Н.А. и двух понятых - Ахметзяновой С.А. и Гареевой А.И. Замечаний к порядку проведения осмотра, в том числе к объектам фотосъемки, у Водяшевой Н.А. и понятых не было.
Участие Водяшевой Н.А. при производстве осмотра указанной торговой точки не противоречит требованиям статей 27.8 и 28.1.1 КоАП РФ, поскольку указанное лицо, являющееся работником ООО "ИнжСтройТехСервис", могло участвовать в осуществлении данного процессуального действия в качестве представителя общества. КоАП РФ не предусматривает обязательного участия именно законного представителя юридического лица при осмотре принадлежащих ему помещений и находящихся там документов. Данный вывод согласуется с многочисленной судебной арбитражной практикой.
Из объяснения Водяшевой Н.А., представленного ею при проведении осмотра, следует, что информация о лицензии и о правилах продажи алкогольной продукции находилась в стадии оформления. Будучи опрошенной судом первой инстанции в качестве свидетеля, Водяшева Н.А. представила пояснения, которыми не опровергается факт совершения указанных нарушений.
Утверждение общества о заинтересованности понятых в результатах осмотра является бездоказательным.
Из пояснений Гареевой А.И., опрошенной судом первой инстанции в качестве свидетеля, не следует, что она не участвовала при производстве осмотра и что сведения, содержащиеся в протоколе осмотра, не соответствуют действительности (л.д. 27). То обстоятельство, что фамилия сотрудника административного органа, проводившего проверку, Ахметзянов, а фамилия одной из понятой Ахметзянова, само по себе не может свидетельствовать об их родственных связях и, более того, о наличии у Ахметзяновой заинтересованности в исходе дела об административном правонарушении.
Ссылку общества на статью 8 Федерального закона от 12.08.1995г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", которой установлены условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, суд апелляционной инстанции находит несостоятельной, поскольку для выявления вышеуказанных нарушений правил розничной продажи алкогольной продукции не было необходимости производить контрольную закупку.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что протокол осмотра полностью соответствует требованиям КоАП РФ и поэтому является надлежащим доказательством по рассматриваемому делу.
Протокол об административном правонарушении составлен с участием законного представителя общества - директора Даниловой О.А. Согласно ее объяснению, представленному при составлении протокола, правила продажи алкогольной продукции и копия лицензии были размещены в "Уголке покупателя", который находится за телевизором. Из этого объяснения не следует, что местонахождение "Уголка покупателя" является удобным для ознакомления покупателя с указанными документами. Более того, данное объяснение противоречит другим представленным по делу доказательствам.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении было получено Даниловой О.А. под роспись 08.04.2009г.
Постановлением от 16.04.2009г. N 14 административный орган привлек ООО "ИнжСтройТехСервис" к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 30000 руб., т.е. в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной нормы. Директор общества Данилова О.А. присутствовала при рассмотрении дела об административном правонарушении и в тот же день получила копию постановления, что подтверждается ее подписью в постановлении.
Материалами дела подтверждается факт совершения обществом указанного административного правонарушения. При рассмотрении настоящего дела общество не представило надлежащих доказательств того, что указанные документы были доведены до сведения покупателей в наглядной и доступной форме.
Таким образом, законные основания для привлечения общества к административной ответственности имелись. Установленный порядок привлечения к ответственности административным органом соблюден. Обстоятельств, могущих свидетельствовать о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно счел неуважительной причину пропуска обществом предусмотренного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации десятидневного срока на оспаривании в судебном порядке решения административного органа по делу об административном правонарушении.
Как уже отмечено, постановление о назначении административного наказания было получено директором общества Даниловой О.А. 16.04.2009г., а заявление об оспаривании этого постановления подано в суд первой инстанции 27.05.2009г. (согласно почтовому штемпелю на конверте), т.е. со значительным пропуском установленного срока.
Судом первой инстанции правильно указано, что о наличии препятствий для обращения в суд не может свидетельствовать то обстоятельство, что директор общества, получив постановление административного органа, более чем на месяц уехала в командировку г. Москву. В соответствии со статьями 59, 61 и 62 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридические лица могут вести дела в арбитражном суде через своих представителей, наделив их для этого соответствующими полномочиями, в том числе правом на подписание искового заявления.
Что касается решения Кировского районного суда г. Казани по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности руководителя ООО "ИнжСтройТехСервис", то этот судебный акт, в силу положений статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, на что указано и самим обществом в апелляционной жалобе.
Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 июля 2009 г. по делу N А65-13365/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13365/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "ИнжСтройТехСервис", г.Казань
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Казани