14 сентября 2009 г. |
Дело N А55-8962/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Киргетов Д.Н., доверенность от 18 мая 2009 года, Маслов О.А., доверенность от 01 июня 2009 года,
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области - не явился, извещен,
от мэрии городского округа Тольятти - Броян Г.М., доверенность от 23 июля 2008 года N 2695/1,
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области - Кусочкова Л.М., доверенность от 01 декабря 2008 года N 161,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Реконструкция плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2009 года по делу N А55-8962/2009 (судья Щетинина М.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реконструкция плюс", г. Тольятти,
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области (Управление Роснедвижимости по Самарской области), г. Самара,
третьи лица:
Мэрия городского округа Тольятти, г. Тольятти,
ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным решения о приостановлении государственного кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Реконструкция плюс" (далее - ООО "Реконструкция плюс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Роснедвижимости по Самарской области (далее - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, Управление, заинтересованное лицо) от 12 марта 2009 года N 63-00-119/09-28682 о приостановлении государственного кадастрового учета в части требования к заявителю о предоставлении для осуществления кадастрового учета образованных в результате раздела земельных участков решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о разделе и/или образовании земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:0025.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что по заявлению мэрии правомерно вынесено оспариваемое решение по приостановке в проведении кадастрового учета вновь образованных земельных участков.
Мэрией порядок образования земельных участков из ранее поставленных на кадастровый учет земельных участков не соблюден.
Оспариваемое решение принято в соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ, поскольку мэрией не представлены необходимые для кадастрового учета документы, в частности, решение органа местного самоуправления о разделе земельного участка.
Учитывая, что в силу ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов местного самоуправления, а также, принимая во внимание данные технического учета, согласно которому заявитель желает разделить земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:0025 на два земельных участков площадью 45627.0 кв.м. и 4897.0 кв.м., установив факт несоблюдения Управлением предусмотренного указанными выше нормами материального права порядка разделения земельного участка, суд пришел к выводу о правомерности вынесения Управлением оспариваемого решения.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Реконструкция плюс" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что статьей 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) ограничен перечень документов, которые необходимо прилагать к заявлению о проведении кадастрового учета.
Статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ не предусмотрено, что в состав документов, необходимых для кадастрового учета земельных участков, образуемых из земельного с кадастровым номером 63:09:0305025:0025, входит решение о разделе земельного участка предусмотренное п.1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ.
Неправильное применение норм права в оспариваемом решении, подтверждается тем, что согласно статьям 24, 25 Федерального закона N 221-ФЗ, все земельные участки подлежат постановке на временный кадастровый учет, который осуществляется в течении 2-х лет до момента регистрации прав на эти земельные участки. Решение об образовании и/или разделе образуемых земельных участков принимается после постановки образуемых земельных участков на временный кадастровый учет, что прямо указано в пункте 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ, решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений арендаторов и иных правообладателей земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки, обязательным приложением к заявлению об образовании земельных участков являются кадастровые паспорта образуемых земельных участков.
В судебном заседании представители ООО "Реконструкция плюс" и мэрии городского округа Тольятти доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители ФГУ "Земельная кадастровая палата" считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делу объявлялся перерыв с 07 сентября 2009 года до 11 час. 15 мин. 09 сентября 2009 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
ООО "Реконструкции плюс" предоставлен мэрией г. Тольятти по договору аренды N 859 от 25 декабря 2003 года земельный участок с кадастровым номером 63:09:0305025:0025, расположенный по адресу: г. Тольятти, Комсомольское шоссе 68.
В целях приобретения прав собственности заявителя на часть этого земельного участка не входящего в береговую полосу Куйбышевского водохранилища , дальнейшего землепользования и эксплуатации зданий и сооружений туристической базы "Волна", произведены кадастровые работы по разделу земельного участка . арендуемого заявителем. Представителем мэрии т.о. Тольятти (собственником земельного участка) в орган кадастрового учета сдано, соответствующие заявление с приложением необходимых документов, межевого плана для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков площадью 45627.0 кв.м. и 4897.0 кв.м.. образованных в результате раздела земельного участка 63:09:0305025:0025.
Управлением Роснедвижимости по Самарской области в лице Территориального отдела N 2 12 марта 2009 года принято решение за номером N 63-00-119/09-2 8 6 82 о приостановлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:0025.
В первой части оспариваемого решения указана следующая мотивировка, приостановления кадастрового учета: "Согласно заявлению Вы просите осуществить государственный учет земельных участков площадью 45627.0 кв. метра и 4897.0 кв.метра образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:0025. В соответствии с н.1 ст. 11.3 Образование земельных участков из земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления , предусмотренных ст.29 настоящего Кодекса. Однако в представленном деле по заявлению отсутствует решение исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о разделе земельного участка".
Указанное решение о приостановлении кадастрового учета оспаривается заявителем в части требования к заявителю о предоставлении для осуществления кадастрового учета образованных в результате раздела земельных участков решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о разделе и/или образовании земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:0025.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанных требований заявителя судом первой инстанции не учтено следующее.
Основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о необходимости представления для осуществления кадастрового учета вновь образованных земельных участков решения органа исполнительной власти или органов местного самоуправления об образовании земельных участков.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" для проведения государственного кадастрового учета с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для данного учета документы.
Из заявления следует, что на государственный кадастровый учет были представлены: договор аренды (субаренды) земельного участка от 25 декабря 2003 г. N 859 на 5 л.; доверенность; описание земельного участка на 53 л.; акт определения кадастровой стоимости земельного участка..
В силу статьи 22, указанного закона можно сделать вывод, что данные документы являются необходимыми и достаточными для проведения государственного кадастрового учета образуемых в результате раздела земельных участков.
Статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ограничен перечень документов, которые необходимо прилагать к заявлению о проведении кадастрового учета.
Статьей 22 Федерального закона N 221-ФЗ не предусмотрено, что в состав документов, необходимых для кадастрового учета земельных участков, образуемых из земельного с кадастровым номером 63:09:0305025:0025, входит решение о разделе земельного участка, предусмотренное п.1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ определено, что под образованием земельного участка понимается, в том числе и его раздел.
Пункт 4 данной статьи установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, образования земельных участков на основании решения суда.
Представленное в материалы дела заявление от 18 февраля 2009 г., поданное уполномоченным от имени мэрии городского округа Тольятти лицом, свидетельствует о выражении согласия землевладельца (мэрии) на образование земельного участка в результате раздела и соответственно о выполнении установленных законом требований.
Пункт 10 Указа Президента РФ "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" от 12 мая 2008 г. N 724 Министерству экономического развития Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, по государственному мониторингу земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по геодезии и картографии.
Письмом от 08 июня 2009 г. N 3-3707-ГЕ Министерство экономического развития РФ Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии высказало свою позицию по данному вопросу, согласно которой представление решения органа местного самоуправления о разделе земельного участка с заявлением об осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости законодательством не предусмотрено.
Ссылка суда первой инстанции на положения ст. 11.3 Земельного кодекса РФ в данном случае неправомерна в связи со следующим.
Пунктом 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса РФ.
При этом принятию решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка должна предшествовать стадия постановки земельного участка на государственный кадастровый учет. Данный вывод следует из содержания п.2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, нормами которой предусмотрено, что решение об образовании земельных участков, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательным приложением к заявлению об образовании земельных участков является в том числе и кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка.
Кроме того, в силу статьи 11.1 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений могут выступать только земельные участки, границы которых определены в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, принятие решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка без проведения кадастрового учета (хотя бы временного) и без наличия кадастрового паспорта в силу требований ст. 11.3 Земельного кодекса РФ невозможно, в связи с чем требование Управления Роснедвижимости в оспариваемом решении о приостановлении кадастрового учета указанного документа является незаконным.
Несмотря на то, что с заявлением о проведении кадастрового учета обращалась мэрия городского округа Тольятти, решение о приостановлении кадастрового учета в оспариваемой части нарушает права заявителя в области экономической деятельности, поскольку мэрия обратилась в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области за проведением кадастрового учета разделенного земельного участка в целях приобретения прав собственности заявителя на часть арендуемого им участка, на котором находятся принадлежащие ему объекты недвижимости.
В связи с неправильным применением норм материального права согласно п.4 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса РФ решение суда первой инстанции следует отменить и заявленные требования ООО "Реконструкция плюс" удовлетворить.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2009 года по делу N А55-8962/2009 отменить.
Заявленные ООО "Реконструкция плюс" требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Роснедвижимости по Самарской области от 12 марта 2009 года N 63-00-119/09-28682 о приостановлении государственного кадастрового учета в части требования к ООО "Реконструкция плюс" о предоставлении для осуществления кадастрового учета образованных в результате раздела земельных участков решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о разделе и/или образовании земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 63:09:0305025:0025.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Реконструкция плюс", г. Тольятти, из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в сумме 4 000 рублей, перечисленную платежным поручением от 05 мая 2009 года N 90 и платежным поручением от 04 августа 2009 года N 194.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8962/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Реконструкция плюс"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области
Третье лицо: ФГУ "Земельная кадастровая палата", Мэрия городского округа Тольятти
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9036/12
23.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5982/12
03.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-8962/2009
14.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7043/2009