16 сентября 2009 г. |
Дело N А65-18257/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2009 г.
В полном объеме постановление изготовлено 16 сентября 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Олениной Е.В.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 сентября 2009 г. в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан, г. Казань, на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июля 2009 г. по делу N А65-18257/2009 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению ООО "ПродМаркет", г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан,
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПродМаркет" (далее - ООО "ПродМаркет", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан (далее - административный орган) от 17.03.2009г. N 16-02 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.07.2009г. по делу N А65-18257/2009 Арбитражный суд Республики Татарстан признал оспариваемое постановление административного органа незаконным и отменил его в виду малозначительности совершенного правонарушения.
В апелляционной жалобе административный орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. По мнению административного органа, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, при проведении налоговым органом проверки соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции было установлено, что в магазине "Агидель", расположенном в г. Казани по ул. Ямашева, д.102 "а" и принадлежащем ООО "ПродМаркет", был установлен факт недоведения до сведения покупателей в наглядной и доступной форме Правил продажи отдельных видов товаров (в том числе особенностей продажи алкогольной продукции), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. N 55.
Данный факт подтверждается протоколом осмотра от 30.01.2009г. N 012489 и протоколом об административном правонарушении от 03.03.2009г. N 16-01/012489.
В соответствии со статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации алкогольная продукция сопровождается информацией, которая доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 26 названного Федерального закона запрещается нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно пункту 9 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. N 55, данные Правила (включая раздел XIX "Особенности продажи алкогольной продукции", введенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2006г. N 80) в наглядной и доступной форме должны быть доведены продавцом до сведения покупателей.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 22.06.2007г. N 116-ФЗ) нарушение любых правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (кроме перечисленных в частях 1 и 2 данной статьи) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Нарушение организацией пункта 9 Правил продажи отдельных видов товаров, допущенное при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, подтверждает нарушение иных правил продажи алкогольной продукции, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ. Данный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 05.06.2007г. N 931/07 по делу N А65-5930/2006-СА3-43.
На основании протокола было об административном правонарушении и других материалов проверки административный орган принял постановление от 17.03.2009г. N 16-01/012489 о привлечении ООО "ПродМаркет" к административной ответственности о назначении административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 30000 руб.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается материалами дела и обществом в порядке апелляционного производства не оспаривается.
Вместе с тем суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела обоснованно признал совершенное обществом правонарушение малозначительным.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003г. N 116-О сформулирована правовая позиция, согласно которой, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 17 данного Постановления указано, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Судом первой инстанции учтено, что легальность производства и оборота алкогольной продукции административным органом не оспаривается, допущенное нарушение является легкоустранимым, в рассматриваемом случае не причинено какого-либо вреда охраняемым законом интересам государства, общества или жизни и здоровью граждан, иных негативных последствий также не наступило, подобное нарушение совершено обществом впервые. Данное правонарушение также не сопряжено с какими-либо другими нарушениями в сфере оборота алкогольной продукции.
Суд первой инстанции также обоснованно посчитал, что составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ, и применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.
При таких обстоятельствах и с учетом указанных правовых норм суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое постановление административного органа незаконным и отменил его ввиду малозначительности совершенного обществом правонарушения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции установил, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права.
Доводы, приведенные административным органом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 июля 2009 г. по делу N А65-18257/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18257/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "ПродМаркет", г.Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республике Татарстан,г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7276/2009