В уставе ООО ПК был вписан филиал в Республике N "Х", филиал реально был создан. ООО было реорганизовано в ОАО в форме преобразования, о чем 23 декабря 2006 года была внесена запись в ЕГРЮЛ. В уставе ОАО также предусмотрено наличие филиала "Х". Филиал деятельности не ведет, но отчеты в налоговую по месту нахождения филиала сдаются. Т.к. в связи с преобразованием ООО в ОАО поменялось ИНН, налоговая по месту нахождения филиала после сдачи очередного отчета потребовала ликвидировать филиал и зарегистрировать его снова и собирается оштрафовать за нарушение. Просим пояснить, какие действия и в каком порядке необходимо предпринять (если действительно необходимо), чтобы не нарушать законодательство и продолжить деятельность филиала, а также какие документы для этого необходимы и какова процедура.
1. Создание юридического лица может осуществляться путем его учреждения, либо в результате реорганизации другого (других) юридических лиц. Реорганизация юридического лица в форме преобразования влечет прекращение данного юридического лица и создание нового юридического лица. Соответственно, филиалы реорганизованного (прекращенного) юридического лица также преобразуются в филиалы созданного в результате преобразования юридического лица. Созданное юридическое лицо подлежит постановке на налоговый учет по всем основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ, в том числе, по такому основанию, как наличие обособленных подразделения вне места нахождения организации. При этом, способ создания этого лица (путем учреждения или реорганизации) не назван в НК РФ, как условие особого порядка его постановки на налоговый учет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 НК РФ, постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления организации. Пункт 4 данной статьи устанавливает месячный срок для подачи такого заявления.
Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии с последним абзацем пункта 2 статьи 11 НК РФ, отнесение подразделения организации к категории "обособленных подразделений" производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Так, Федеральный Арбитражный Суд Московского округа в постановлении от 22 марта 2004 г. по делу N КА-А40/1904-04, анализируя статью 11 НК РФ, указал, что из текста закона видно, что моментом создания обособленного подразделения является оборудование стационарных рабочих мест, а не отражение его создания в организационно-распорядительных документах. Следовательно, месячный срок, установленный п. 4 ст. 83 НК РФ, отсчитывается не с момента формального создания (т.е. юридического оформления создания филиала*(1)), а с момента оборудования стационарных рабочих мест.
Таким образом, для выяснения вопроса о том, есть ли у возникшего ОАО обязанность встать на учет по месту нахождения филиала, нужно определить, имеются ли у этого общества оборудованные по указанному адресу стационарные рабочие места. При этом, статья 11 НК РФ определяет стационарное рабочее место, как рабочее место, созданное на срок более одного месяца.
Как указано в запросе, филиал общества не осуществляет деятельность. Однако данное обстоятельство не является критерием определения наличия или отсутствия обязанности у общества встать на налоговый учет. Как сказано выше, имеет значение наличие или отсутствие стационарного рабочего места, оборудованного на срок более месяца. Так, например, если по месту нахождения филиала арендовано офисное помещение на срок более месяца, то данное обстоятельство является основанием для постановки общества на учет по месту нахождения обособленного подразделения. В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса РФ, рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Следовательно, признать арендованный офис рабочим местом можно в том случае, если в организации принят на работу работник для работы в этом офисе. Такая же позиция сформировалась и в судебной практике*(2). Фактическое невыполнение работником (работниками) филиала или их своих обязанностей в указанном помещении не имеет значения - если рабочее место было оборудовано более, чем на месяц, и на работу принят хотя бы один работник. В этом случае предприятию необходимо подать заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленно подразделения. Форма заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории Российской Федерации и порядок его заполнения установлены в приложении 2 к Приказу МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178. Если же отчетность готовится в головной организации и лишь сдается в налоговый орган по месту нахождения филиала (по данным учредительных документов), а фактически рабочие места по данному адресу не были оборудованы, то оснований для постановки на учет нет.
2. Относительно снятия с учета преобразованного юридического лица (ООО ПК), сообщаем следующее. Абзацем 2 пункта 5 статьи 84 НК РФ установлено, что в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности через свое обособленное подразделение снятие с учета осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления. Однако в данной ситуации организация полностью прекратила деятельность в результате преобразования. Следовательно, данная норма неприменима к существующей ситуации. Абзац первый данного пункта статьи 84 НК РФ определяет, что в случае реорганизации организации снятие ее с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Полагаем, что наличие единого банка данных (ЕГРЮЛ), доступ к которым имеют все территориальные налоговые органы, дает основания истолковать абзац 1 пункта 5 статьи 84 НК РФ в том смысле, что в случае реорганизации юридического лица снятие его с учета (по любым основаниям, в том числе по месту нахождения обособленных подразделений) производится налоговыми органами на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Отсутствие у налогового органа по месту нахождения филиала информации о произошедшем преобразовании юридического лица не означает, что общество, созданное в результате реорганизации, должно предоставить сведения об этом или подать заявление о снятии с учета общества, прекратившего существование в результате преобразования.
Статьей 116 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика за несвоевременную подачу заявления о постановке на налоговый учет. Статьей 117 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Таким образом, в случае наличия обособленного подразделения у ОАО ПК "Х" нарушение срока подачи заявления о постановке этой организации на налоговый учет (при отсутствии деятельности) повлечет наложение штрафа в сумме 5000 рублей, а при нарушении этого срока более, чем на 90 дней - 10000 рублей. Ведение филиалом деятельности без постановки на учет повлечет для организации наложение штрафа в размере 10% доходов, полученных в процессе такой деятельности и 20% от доходов, полученных после истечения 3 месяцев с момента нарушения срока постановки на учет.
Ответственность за несвоевременное снятие организации с налогового учета законодательством не установлена.
Вывод
Организация, созданная в процессе преобразования, подлежит постановке на учет, при наличии соответствующих оснований, в том числе, при наличии обособленного подразделения. Наличие у организации обособленного подразделения определяется наличием в месте его нахождения стационарных рабочих мест, созданных на срок более месяца, а не отражением существования филиала в учредительных документах.
Постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения производится на основании ее заявления, которое должно быть подано в месячный срок с момента появления у нее такого основания постановки на учет. Снятие организации с учета в результате ее реорганизации производится самим налоговым органом.
За несвоевременную постановку организации на налоговый учет и за ведение деятельности при отсутствии постановки на учет предусмотрена налоговая ответственность. Несвоевременное снятие с учета ответственности не влечет.
ООО "Аудит-новые технологии"
15 апреля 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В данном случае - государственной регистрации возникшего в результате реорганизации юридического лица (ОАО ПК).
*(2) Постановление ФАС Московского округа от 13 октября 2005 г. по делу N КА-А40/10127-05.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ООО "Аудит-новые технологии"
Ответы на вопросы консультационного характера, созданные авторами, с которыми ООО "Аудит - новые технологии" состоит в трудовых отношениях.