Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2009 г. N 07АП-8130/2009
г. Томск |
Дело N 07АП-8130/09 |
26 октября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А. В.,
судей: Ждановой Л. И.,
Залевской Е. А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е.А.,
при участии:
от заявителя: Шелковников М.А. дов. от 13.08.2009г. N 7-2-08/397;
от ответчика Территориального фонда обязательного медицинского образования Кемеровской области: Ломакина Я.М. дов. от 27.01.2009г. N 5, Афанасьева Е.А. дов. от 07.04.2009г. N 17;
от ответчика УФРС по Кемеровской области: без участия;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.08.2009г.
по делу N А27-7751/2009
по заявлению Территориального управления Росимущества по Кемеровской области
к УФРС по Кемеровской области, Территориальному фонду обязательного медицинского образования Кемеровской области
о прекращении зарегистрированного права собственности, признания права федеральной собственности
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.08.2009г. отказано в удовлетворении требований Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области, г. Кемерово (далее - управление, апеллянт, податель жалобы) к Управлению Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, г. Кемерово, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Кемеровской области, г. Кемерово о прекращении зарегистрированного права собственности на нежилое помещение, общей площадью 1 000,8 кв.м., находящееся по адресу: г. Кемерово, ул. Красноармейская, 136, и признании права федеральной собственности на данное нежилое помещение.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.08.2009г. и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
Апеллянт полагает, что государственное учреждение может иметь имущество только на праве оперативного управления, следовательно, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Также апеллянт полагает, что ссылка на п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998г. N 8 не имеет отношения к делу. Нежилое помещение приобреталось за счет собственных средств собственных средств территориального фонда и являются исключительно федеральной собственностью. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области не соглашается с доводами апеллянта по основаниям, изложенным в отзыве, просит суд апелляционной инстанции оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области отзыва на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представители управления и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области поддержали доводы и возражения, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно. Надлежащим образом извещенное Управление Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области явку своих представителей не обеспечило.
Выслушав представителей управления и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 11.08.2009г., определив в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 30 ноября 2004 года между Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области (покупатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Мегаполис" (продавец) был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества (далее - договор), предметом которого согласно пункту 1.1 которого явилось нежилое помещение общей площадью 1000,8 кв.м., расположенное на четвертом этаже 5-ти этажного дома по адресу: г. Кемерово, Центральный район, ул. Красноармейская, 136 (далее - нежилое помещение).
28 декабря 2004 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области была внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 42-01/00-131/2004-401 о государственной регистрации права собственности покупателя на нежилое помещение и выдано свидетельство о государственной регистрации права 42 АА 917031. Данное нежилое помещение учитывается истцом в реестре федерального имущества (выписка N 10-6-04/79).
Апелляционная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой инстанции, при этом исходит из следующих оснований.
Из материалов дела следует, что нежилое помещение приобреталось Фондом за счет собственных средств, предусмотренных в бюджете Фонда, что подтверждается письмами Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации по Кемеровской области о перечислении со счета Фонда N 40404810900000020003 средств (от 02.12.2004 N 34-08-1497) по платежному поручению N 068 от 30.11.2004 на сумму 10 000 000 рублей и о списании средств (от 18.03.2005 N 34-10-356) со счета Фонда N 40404810900000020003 по платежным поручениям N 111 от 19.01.2005 на сумму 3 500 000 рублей, N 764 от 21.02.2005 на сумму 3000 000 рублей, N 175 от 16.03.2005 на сумму 3 100 000 рублей.
Документом, удостоверяющим право собственности, является свидетельство о государственной регистрации права. Такое свидетельство 42 АА 917031 было выдано Фонду.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что арбитражным судом первой инстанции не был сделан однозначный вывод относительно организационно-правовой формы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области, арбитражный суд первой инстанции отметил в решении, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования нельзя в полной мере относить к учреждениям в том смысле, который вкладывает данное понятие ГК РФ.
Суд первой инстанции правомерно руководствуется Приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и отмечает следующее.
Согласно Приложению 1 к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач, относятся средства государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Однако Фонд не является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации. Таковым является, в соответствии со статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Фонд был создан на основании решения Малого Совета Кемеровского областного Совета народных депутатов от 22.06.1993 N 163 в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
Проведение апеллянтом аналогии между имущественным статусом Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Кемеровской области (далее - ТФ ОМС КО) не может быть признано правомерным исходя из следующего.
Статус имущества закреплён только в отношении ФОМС (п. 14 Устава Федерального фонда, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.98 N 857).
Из данной нормы прямо следует, что имущество ТФ ОМС КО также является федеральной собственностью.
В соответствии со ст. 10 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Финансовые средства, аккумулированные фондами обязательного медицинского страхования, предназначены для обязательного медицинского страхования, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение (ст. 12 Закона РФ N 1499-1).
Таким образом, речь идёт исключительно о финансовых средствах, за счёт которых осуществляется обязательное медицинское страхование, а не обеспечение функционирования фондов как юридических лиц, ведущих определённую хозяйственную деятельность, имеющих как доходы, так и расходы. Данные финансовые средства не могут быть потрачены ни на что иное, кроме как обязательное медицинское страхование граждан Российской Федерации на территории соответствующего субъекта.
Данное недвижимое имущество приобреталось ТФ ОМС КО за счёт собственных средств, предусмотренных в бюджете ТФ ОМС КО, что подтверждается материалами дела.
Согласно ст. 144 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов.
Бюджет ТФ ОМС КО разрабатывается и утверждается в форме закона Кемеровской области, принимаемого ежегодно, в соответствии со ст. 11 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и Законом Кемеровской области от 14.11.2005 N 111-03 "О бюджетном процессе в Кемеровской области".
В соответствии с частью 2 пункта 4.2. Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Кемеровской области, утверждённого распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.04.2005 N 158-р, норматив финансовых средств, выделяемых ТФ ОМС КО на выполнение им управленческих функций, устанавливается исполнительным директором по согласованию с правлением ТФ ОМС КО.
Кроме того, согласно ст. 12 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Из этого следует, что имущество, приобретённое на указанные финансовые средства, также не подлежит изъятию, в том числе, в собственность Российской Федерации.
Денежные средства Российской Федерацией на приобретение данного имущества Фонду не передавались, целевым назначением не перечислялись.
Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования не входят в состав бюджетов других уровней. Соответственно, имущество, приобретённое за счёт средств ТФ ОМС, не входит в состав имущества бюджетов других уровней.
Изъятию денежные средства ТФ ОМС КО не подлежат, из чего можно сделать аналогичный вывод в отношении имущества, приобретённого за счёт этих средств.
Соответственно, отнесение имущества ТФ ОМС КО к государственной собственности неправомерно в силу норм Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Поскольку апеллянтом документально не опровергнуты выводы суда, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
При изложенных обстоятельствах, принятое Арбитражным судом Кемеровской области решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, п.1 ст. 269, ст. 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.08.2009г. по делу N А27-7751/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А. В. |
Судьи |
Жданова Л. И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7751/2009
Истец: Территориальное управление Росимущества по Кемеровской области
Ответчик: УФРС по Кемеровской области, Территориальный фонд обязательного медицинского образования Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4223/10
23.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4223/10
29.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4223/10
20.01.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А27-7751/2009
26.10.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8130/09