Может ли гражданин Республики Беларусь, который не имеет места проживания в Российской Федерации, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя?
Под государственной регистрацией индивидуального предпринимателя понимается внесение в государственный реестр сведений о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также внесение иных сведений об индивидуальных предпринимателях в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с вышеприведенным определением понятие "государственная регистрация индивидуальных предпринимателей" охватывает не один, а три вида административных актов, которые являются индивидуальными правовыми актами, актами применения права, не имеющими нормативного значения и направленными на реализацию норм права в связи с конкретным делом, в отношении определенного лица и вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов. В отличие от нормативных правовых актов, индивидуальные акты не устанавливают, не изменяют и не отменяют общеобязательные долгосрочные правила поведения для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Данные акты совершаются путем внесения соответствующих сведений о физическом лице в государственный реестр.
К актам государственной регистрации индивидуальных предпринимателей относятся:
- правообразующие акты, устанавливающие юридический факт приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя (акты государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей);
- правопрекращающие акты, устанавливающие юридический факт прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей (акты государственной регистрации при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей);
- правоизменяющие акты, которые фиксируют изменения в сведениях об индивидуальных предпринимателях, содержащихся в государственном реестре.
Несмотря на то что три вышеназванные вида административных актов не являются нормативными, они все же содержат общеобязательный элемент. Граждане и юридические лица, государственные, муниципальные и иные органы и организации, вступающие в правовые отношения с физическими лицами, в отношении которых совершен акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя, обязаны согласовывать свои действия с содержанием соответствующего административного акта.
Порядок совершения указанных актов определяется общими правилами ст. 1-3 главы I, ст. 4-7 главы II, ст. 8, 9, 11 главы III и специальными нормами ст. 22.1-22.3 главы VII.1 Закона N 129-ФЗ, а также подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение этого Закона.
Моментом государственной регистрации, то есть моментом, начиная с которого этот административный акт считается совершенным, юридически значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Основанием для этого является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Данный юридический факт подтверждается документом установленной формы, которая зависит от содержания конкретного акта государственной регистрации. Эти формы определены в п. 5 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:
- свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001;
- свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме N Р60004;
- свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р65001;
- свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г., по форме N Р67001.
Регистрирующий орган, совершивший акт государственной регистрации, обязан выдать (направить) заявителю соответствующий документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации (внесения записи в государственный реестр).
Государственная регистрация осуществляется налоговым органом, который является, по сути, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Сведения о приобретении гражданами статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении ими деятельности в этом качестве и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные Законом N 129-ФЗ, вносятся регистрирующими органами в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, который является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности. Термин "федеральный" указывает на то, что на всей территории Российской Федерации используются единые методы и способы ведения вышеуказанного Реестра, предъявляются единые требования к оформлению записей в нем и к документам, на основе которых вносятся эти записи. Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей находится во взаимодействии с другими федеральными информационными ресурсами.
Принципы ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, его содержание, правила и условия предоставления содержащихся в нем сведений и документов определяются в соответствии со ст. 4-7 Закона N 129-ФЗ. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений (далее - Правила ведения Единого государственного реестра), в соответствии с которыми ФНС России и ее территориальные органы формируют и ведут вышеназванный Реестр на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Записи вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в Реестр.
Документы, относящиеся к государственной регистрации, содержатся в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, которое является частью Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В ст. 8, 9 и 11 Закона N 129-ФЗ установлены общие правила о сроке и месте регистрации, порядке представления документов при государственной регистрации, решении о государственной регистрации. Они имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, и применяются во всех случаях, когда осуществляются акты государственной регистрации индивидуальных предпринимателей согласно правилам ст. 22.1-22.3 Закона N 129-ФЗ.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Данная норма сформулирована как императивная, не предполагающая иных вариантов определения места государственной регистрации; толковать ее расширительно недопустимо. Поэтому лица, не имеющие определенного места жительства, не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Если вышеуказанные лица намерены заниматься предпринимательской деятельностью, они должны так или иначе решать вопрос с определением места жительства в Российской Федерации. Норма п. 3 ст. 8 Закона N 129-ФЗ направлена на защиту контрагентов индивидуального предпринимателя от возможных недобросовестных действий. Во-первых, место жительства - важный идентифицирующий признак, такой же, как и имя гражданина - индивидуального предпринимателя (в соответствии с п. 26 Правил ведения Единого государственного реестра сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются по запросу физического лица при предъявлении им документа, удостоверяющего его личность, в виде выписки из Реестра по форме, установленной в приложении N 6 к Правилам), во-вторых, место жительства гражданина определяет подсудность рассмотрения дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
Отсюда следует, что возможность зарегистрироваться гражданину - резиденту Республики Беларусь, не имеющему места проживания на территории Российской Федерации, исключена.
Других норм и правил в отношении государственной регистрации иностранных граждан, намеревающихся осуществлять деятельность в Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей, не предусмотрено.
Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 июня 2006 г.
"Налоговый вестник", N 6, июнь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1