г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2011 г. |
Дело N А21-7745/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-398/2011)
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2010
по делу N А21-7745/2010 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Нефтяник"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Нефтяник" (далее - ЗАО "Нефтяник", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области (далее - Управление) от 17.09.2010 N 63/2-1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 02.11.2010 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, просит решение суда от 02.11.2010 отменить. Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что Управлением не доказан состав вменяемого Обществу административного правонарушения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, Управление направило телеграмму, в которой ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы без участия своего представителя и поддержало доводы апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что Управление на основании приказа от 19.07.2010 N 196-П в период с 09.08.2010 по 03.09.2010 провело плановую проверку соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проверки Управлением установлено, что на балансе ЗАО "Нефтяник" числятся 3 грузовых и 2 легковых автомобиля, в том числе: ГАЗ- 53МВГ-01 ВАХТА гос. номер Е 204 ОТ 39; МАЗ-54329 гос. номер А 638 РУ 39; -ЗИЛ-131 гос. номерЕ 111 ВХ39; ВАЗ-2121, гос. номер А 720 АЕ 39; Фольксваген-ТР, гос. номер А 250 РУ 39, работающие на дизельном топливе и бензине. Представленной Обществом справкой подтверждается расход бензина и дизельного топлива, что свидетельствует об эксплуатации транспортных средств, являющихся источником выбросов в атмосферный воздух.
Управлением установлено, что Обществом с индивидуальным предпринимателем Мельниковым заключен и исполняется договор на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 01.09.2008. Отходы вывозятся для дальнейшего хранения на полигоне ТБО (акты приема-сдачи выполненных работ за периоды с 01.10.09 по 31.12.2009, с 01.01.10 по 31.03.2010, с 01.04.10 по 30.06.2010).
ЗАО "Нефтяник" согласно муниципальному контракту от 04.03.2010 осуществляет выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство газопровода в пос. Лермонтово (левая сторона)". В соответствии с пунктом 4.2.17 муниципального контракта подрядчик (ЗАО "Нефтяник") обязан обеспечить содержание и уборку строительной площадки и прилегающей к ней уличной полосы, согласно п. 4.2.13 - обеспечить выполнение на строительной площадке необходимых мероприятий по охране окружающей среды.
По мнению Управления, в процессе производственной деятельности ЗАО "Нефтяник" образует отходы производства и потребления различного класса опасности (1-5), а именно: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами, покрышки отработанные, тормозные колодки отработанные, строительный мусор, отходы аккумуляторов, масла моторные и трансмиссионные отработанные, лом черных металлов несортированный. При этом в нарушение статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду Обществом не осуществляется.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 03.09.2010 N 63 (том дела 1, листы 12-18).
03.09.2010 Управлением в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 63-2/1, а 17.09.2010 вынесено постановление N 63/2-1, которым ЗАО "Нефтяник" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с законностью постановления Управления, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции указал, что Общество не занимается размещением отходов в соответствии с положениями закона N 89-ФЗ. Кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии в оспариваемом постановлении даты совершения административного правонарушения.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В соответствии со статьей 1 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, в силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате по итогам отчетного периода (календарный квартал) не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Административным органом установлено, что на балансе ЗАО "Нефтяник" числятся 3 грузовых и 2 легковых автомобиля, работающих на дизельном топливе и бензине, которые оказывают негативное воздействие на атмосферный воздух выбросами загрязняющих веществ.
Следовательно, Общество является лицом, ответственным за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обязано исчислять и вносить в установленные сроки платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, Общество не осуществляет специализированную деятельность по размещению отходов, а потому не обязано исчислять и вносить плату за размещение отходов.
В постановлении о привлечении Общества к административной ответственности не указано, за какие периоды не внесена Обществом плата за загрязнение окружающей среды и за какие периоды нарушения этой обязанности привлекается Общество к ответственности. В связи с этим невозможно установить дату совершения Обществом указанного нарушения и сделать вывод о соблюдении срока привлечения к административной ответственности.
Ссылка Управления на письмо Северо-Западного управления Ростехнадзора от 30.07.2010 N 48-1/50/38, которое, по его мнению, подтверждает, что плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносилась Обществом в периоды с 2007-2009 гг. и текущий период 2010 года, признана судом апелляционной инстанции несостоятельной, поскольку данное правонарушение не является длящимся. Кроме того, в оспариваемом постановлении не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению, но фактически не внесены.
Оспариваемое постановление Управления правомерно признано незаконным и отменено. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.11.2010 по делу N А21-7745/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области - без удовлетворенияю.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-4771/08
Истец: УЖСК "Гвардеец"
Ответчик: МУ ЖКХ Краснооктябрьского района г. Волгограда
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5346/2008