г. Томск |
Дело N 07АП-1054/11 |
05 апреля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Ждановой Л.И.
судей: Солодилова А.В., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Механошиной А.А., Шкляр Т.Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Ляпина Е. А. по доверенности N 7-2-11/1368 от 19.11.2010 года (сроком на 6 месяцев)
от заинтересованных лиц: без участия (извещены)
от третьего лица: Борщенко П. А. по доверенности от 22.09.2010 года (сроком до 20.06.2011 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 декабря 2010 года
по делу N А27-10985/2010 (судья Петракова С. Е.)
по заявлению Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово
Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г. Кемерово
третье лицо: Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго", г. Кемерово
о признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее по тексту - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (л.д. 28, 111А т.2), о признании незаконным акта Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области определения кадастровой стоимости земельных участков от 21.07.2009 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290, и о возложении на Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области обязанности исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290 в размере 612 095 879,90 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562,68 рублей за кв. м., и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290 в размере 2 310 817 505,21 руб., и удельном показателе 2 124,26 руб. кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Кузбассэнерго" (далее по тексту - Общество).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 17 декабря 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.12.2010 года и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Так как спорный земельный участок определен в кадастровом учете как "другие промышленные объекты (золошлакоотвал") по 9 группе вида разрешенного использования, а расположенный на данном земельном участке объект не изменял своего назначения, избранный Управлением Росреестра способ внесения в кадастровый учет изменений является незаконным, в связи с чем, отсутствовали основания для переоценки земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290. При этом спорный вид гидротехнических сооружений нельзя отнести ни к одной группе видов разрешенного использования, кроме группы N 13.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
ОАО "Кузбассэнерго" в отзыве на апелляционную жалобу, в дополнении к отзыву и его представитель в судебном заседании возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Комитета - не подлежащей удовлетворению, так как выводы арбитражного суда о фактическом устранении решением от 30.06.2009 года по исправлению группы видов разрешенного использования земельного участка в кадастре объектов недвижимости недостоверных сведений относительно группы видов разрешенного использования спорного земельного участка, обоснованности перерасчета кадастровой стоимости исходя из нового удельного показателя кадастровой стоимости, являются правильными.
Письменный отзыв третьего лица и дополнение к отзыву на апелляционную жалобу приобщены к материалам дела.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области и Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу и дополнений к отзыву, заслушав представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ОАО "Кузбассэнерго" на основании договора аренды земельного участка от 01.07.2003 года N 13-0650, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово (в редакции дополнений - КУГИ Кемеровской области является универсальным правопреемником арендодателя), арендует земельный участок с кадастровым номером 42:24:011904:01 (предыдущий номер земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290) для размещения золошлакоотвала, площадью 1 087 822, 35 кв.м., находящийся по адресу: г. Кемерово, Заводский район.
В соответствии с государственным кадастром недвижимости, вид разрешенного использования данного земельного участка - "другие промышленные объекты (золошлакоотвал"), удельный показатель кадастровой стоимости - 2 124,26 руб. за кв.м.; кадастровая стоимость - 2 310 817 505,21 руб. (кадастровая выписка о земельном участке - т.1 л.д.8)
Полагая, что при формировании Перечня земельных участков в целях проведения кадастровой оценки, в том числе, земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290, при указании вида разрешенного использования было ошибочно указано "9", вместо "13", землепользователь - ОАО "Кузбассэнерго", обратился в Управление Росреестра с заявлением от 18.02.2009 года N 70-002/1139 об устранении в кадастровом учете ошибки.
По результатам рассмотрения заявления, Управлением Росреестра 30.06.2009 года принято решение N 2005 "об исправлении технической ошибки", которым, со ссылкой на протокол выявления технической ошибки от 30.06.2009 года, установлено, что в сведениях о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290, оценка не соответствует виду разрешенного использования.
В результате принятия данного решения вид разрешенного использования спорного земельного участка был определен как 13.
В связи с тем, что изменился вид разрешенного использования, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290 исчислена в размере 612 095 879,90 руб., на основании удельного показателя кадастровой стоимости в размере 562,68 руб. за кв.м., (утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 519 "Об утверждении средних уровней земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)"), которая утверждена Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области актом от 21.07.2009 года. Сведения о новой стоимости внесены в кадастровый учет.
Полагая, что в результате изменения кадастровой стоимости спорного земельного участка, снизился размер арендной платы данного земельного участка, КУГИ Кемеровской области, реализующий полномочия собственника земельного участка, обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
Согласно части 2 статьи 1 Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре), государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с частью 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу статьи 3 Закона о кадастре, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2 ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 указанного Закона установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений, предусмотрена ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 указанной нормы, ошибками в государственном кадастре недвижимости является:
- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка);
- воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Согласно п. 5 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Как следует из п. 4, 18 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 года N 42 (далее - Порядок), исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
В соответствии с п. 47 Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Из содержания указанных норм права следует, что для установления наличия (отсутствия) кадастровой ошибки надлежит проверить достоверность сведений, на основании которых внесены данные о земельном участке в государственный кадастр недвижимости.
Арбитражным судом установлено, что в ходе формирования перечня земельных участков в составе населенных пунктов, в целях проведения оценки кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, Управлением Росреестра при заполнении номера вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290 "золошлакоотвал" указан вид разрешенного использования - 9 "земли для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовки".
На основании государственного контракта от 29.06.2007 г. N 140, заключенного между Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области (правопреемник - Управление Росреестра) и ФГУП ФКЦ "Земля", г. Москва, проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков, в том числе и спорного земельного участка.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 года N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" разрешенное использование земельного участка отнесено к 9 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, согласно Приказу Роснедвижимости от 29.06.2007 года N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов").
В соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" от 27.11.2008 года N 519, удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков данной группы в кадастровом квартале 42:24:0101026 составляет 2 124,26 руб. за кв.м.
Как было указано выше, сведения о характеристиках земельного участка, в том числе, его кадастровая стоимость, внесены в кадастровый учет.
Проанализировав положения вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае технической ошибки в данных государственного кадастра недвижимости.
Однако апелляционный суд признает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что в результате совершения оспариваемых действий, данные государственного кадастра недвижимости приведены в соответствие с требованиями закона, при этом исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.
В силу пункта 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316), при проведении кадастрового учета вновь образуемых участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основании результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены Приказ Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222), в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В соответствии с пунктами 1.2.-1.4 указанных Методических указаний, последние применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях: образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка при упорядочении его границы; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; выявления ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи (далее - ранее учтенных земельных участков).
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в пункте 1.2 Методических указаний, определяется Земельной кадастровой палатой по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченной на обеспечение ведения Государственного реестра земель кадастрового района. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в Акте определения кадастровой стоимости земельных участков, который удостоверяется должностным лицом Управления Роснедвижимости по соответствующему субъекту Российской Федерации, уполномоченным на выполнение учетных кадастровых записей.
Согласно Уставу учреждения, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области осуществляет проверку документов, представляемых для проведения государственного учета, на наличие необходимых для учета сведений и их соответствие сведениям, содержащимся в кадастре, а также на отсутствие в них иных оснований для отказа или приостановления государственного кадастрового учета (пункт 2.2 Устава); проверку документов на полноту и непротиворечивость содержащихся в них сведений (пункт 2.2.3 Устава); государственный кадастровый учет земельных участков (включая постановку на учет вновь образованных земельных участков, учет текущих изменений характеристик существующих земельных участков) (пункт 2.2.6 Устава).
Приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 10.06.2008 г. N 113 должностным лицам ФГУ "Земельная кадастровая палата" делегированы полномочия по принятию, в числе прочих, решений о постановке на учет объекта недвижимости, об учете изменений характеристик объекта недвижимости.
Исходя из вышеизложенного, применительно к рассматриваемой ситуации (учитывая, что спорный земельный участок не является вновь образуемым, площадь его не изменена, отсутствует перевод земельного участка из одной категории в другую или отнесение земельного участка к определенной категории земель), кадастровая стоимость земельного участка поставлена в зависимость от вида разрешённого использования земельного участка, и в случае его изменения в установленном порядке, подлежит перерасчету с оформлением Акта определения кадастровой стоимости.
Порядок изменения вида разрешенного использования установлен статьёй 37 Градостроительного кодекса РФ, статьей 22 Закона о кадастре.
Согласно статье 16 Закона о кадастре, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть). Кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых, в соответствии с настоящим законом для осуществления такого учета, документов (часть 2).
Согласно статье 37 ГрК РФ, статье 7 ЗК РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Частью 3 статьи 37 ГрК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Между тем, фактически, действиями Управления произведено изменение группы установленного вида разрешенного использования земельного участка (с 9 группы на 13) с осуществлением связанного с этим перерасчета кадастровой стоимости земельного участка, оформленного Актом от 21.07.2009 года, без соблюдения установленного порядка учета изменений объекта недвижимости, установленного статьей 22 Закона о кадастре, статьями 36, 37 Градостроительного кодекса РФ, статьей 7 Земельного кодекса РФ.
Вопрос о соответствии изменяемого вида разрешённого использования земельного участка градостроительному регламенту Управлением не рассматривался.
Апелляционный суд отмечает также, что действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения вида разрешенного использования земельных участков путем "верификации и нормализации кадастровых сведений", либо путем исправления технической ошибки. Доказательств соблюдения установленного статьей 22 Закона о кадастре порядка учета изменений объекта недвижимости (в части изменения вида разрешенного использования земельного участка) из материалов дела не усматривается.
Кроме того, принимая во внимание, что сведения об отнесении земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования внесены в государственный кадастр недвижимости на основании действующего нормативного правового акта уполномоченного органа государственной власти субъекта, оснований для исправления технической ошибки, либо верификации сведений у Управления не имелось.
Поскольку органы кадастрового учета уполномочены на внесение в государственный кадастр недвижимости данных о кадастровой стоимости на основании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ, либо на осуществление учета изменений объекта недвижимости в порядке статьи 22 Закона о кадастре, то факт нахождения на земельном участке гидротехнического сооружения сам по себе, без соблюдения установленной процедуры изменения вида разрешённого использования земельного участка с учетом требований градостроительного зонирования, не является основанием для перерасчета кадастровой стоимости земельного участка.
При несогласии ОАО "Кузбассэнгерго" с утверждением Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области кадастровой стоимости земельного участка в составе 9 группы видов разрешенного использования (ввиду нахождения на земельном участке гидротехнического сооружения и необходимости отнесения участка к 13 виду разрешенного использования), Общество не лишено права оспаривания указанного нормативного правового акта в установленном порядке в данной части, а также изменения вида разрешенного использования земельного участка в порядке статьи 22 Закона о кадастре.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о приведении, путем совершения оспариваемых действий Управления данных государственного кадастра недвижимости в соответствие с требованиями закона, признается апелляционным судом не основанным на нормах права.
Кроме того, апелляционный суд усматривает нарушение оспариваемыми действиями органа кадастрового учета прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, соглашением от 25.01.2010 г. к договору аренды N 13-1650 от 01.07.2003г (т. 1 л.д. 32) права и обязанности арендодателя по договору переданы Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Земельного кодекса РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Согласно абзацу 3 части 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 1 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 года N 108-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области - городе Кемерово, осуществляется специальным органом исполнительной власти Кемеровской области, осуществляющим отдельные полномочия в сфере земельных отношений.
Указанным органом, в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.03.2008 года N 92 "Об утверждении Положения о комитете по управлению государственным имуществом Кемеровской области", является Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - КУГИ).
В соответствии с пунктами 3.10, 3.11, 3.16, 3.45 указанного Положения, КУГИ выступает арендодателем объектов государственной собственности Кемеровской области, в соответствии с действующим законодательством проводит конкурсы и аукционы на право заключения договоров аренды объектов государственной собственности Кемеровской области, осуществляет контроль за поступлениями денежных средств от сдачи имущества, находящегося в собственности Кемеровской области в аренду, осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Кемеровской области - городе Кемерово, выступает в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением объектами государственной собственности Кемеровской области.
Поскольку в соответствии с Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 года N 62 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово", Федеральным законом от 25.10.2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса" (с посл. измен.) размер арендной платы рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельных участков, снижение последней не только затрагивает указанные публично-правовые полномочия КУГИ, но и нарушает права заявителя как арендодателя земельного участка.
Учитывая изложенное, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона, в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда и принятия в порядке п. 2 ст. 269 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении требований Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области.
В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает необходимым возложить на Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290 в размере 612 095 879,90 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562, 68 руб. за кв.м и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:0290 в размере 2 310 817 505,21 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 124,26 руб. за кв.м.
Руководствуясь статьями 156, пунктом 2 статьи 269, статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционной суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 декабря 2010 года по делу N А27-10985/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области удовлетворить.
Признать недействительным "Акт определения кадастровой стоимости земельных участков" Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от 21.07.2010 года в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290.
Обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290 в размере 612 095 879,90 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562, 68 руб. за кв.м.
Обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:290 в размере 2 310 817 505,21 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 124,26 руб. за кв.м.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л.И. |
Судьи |
Солодилов А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-10985/2010
Истец: Администрация города Кемерово, Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
Ответчик: Управление Росреестра по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
Третье лицо: Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации, ОАО "Кузбассэнерго", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10985/10
30.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12934/11
22.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12934/11
07.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2814/11
05.04.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1054/2011