г. Владивосток |
|
01 апреля 2011 г. |
Дело N А24-191/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: Г.А. Симоновой, Г.М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Е.В. Жариковой
при участии:
от ООО "Алые паруса": не явились, извещены надлежащим образом,
от УФНС России по Камчатскому краю: не явились, извещены надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу УФНС России по Камчатскому краю
апелляционное производство N 05АП-824/2011
на решение от 27.12.2010 судьи В. И. Решетько
по делу N А24-191/2010 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению ООО "Алые паруса"
к УФНС России по Камчатскому краю
о признании недействительным решения от 08.11.2009 N 08-01-20/08722
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алые паруса" (далее - ООО "Алые паруса", налогоплательщик, заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее - УФНС России по Камчатскому краю, Управление, налоговый орган, ответчик) от 08.11.2009 N 08-01-20/08722.
Решением от 29.04.2010 Арбитражный суд Камчатского края признал недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 08.10.2009 N 08-01-20/08722 в части начисления пеней по налогу на добавленную стоимость по состоянию на 08.10.2009 в размере 94 369,23 рублей как несоответствующее Налоговому кодексу РФ. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 решение суда от 29.04.2010 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.10.2010 N ФОЗ-7179/2010 решение от 29.04.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 по делу N А24-191/2010 в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 08.10.2009 N 08-01-20/08722 о доначислении НДС в сумме 506 872 отменено, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
При новом рассмотрении Арбитражный суд Камчатского края признал недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 08.10.2009 N 08-01-20/08722 в части доначисления ООО "Алые паруса" налога на добавленную стоимость в сумме 68 720,40 рублей как не соответствующее Налоговому кодексу РФ.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, доводы которой сводятся к тому, что наличие у Общества документов, необходимых для учета налоговых вычетов, подтверждает лишь наличие у него соответствующего права, но не заменяет обязанности по декларированию таких вычетов. Кроме того, уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за весь спорный период в Инспекции Обществом не представлялись.
Налоговый орган также указал на то, что довод относительно пересчета принимаемых на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, в связи с изменением пропорции, в апелляционной жалобе не заявлялся, и, соответственно, не был предметом рассмотрения, при вынесении вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в которой просило решение от 27.12.2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие сторон по имеющимся в деле документам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю проведена повторная выездная налоговая проверка общества с ограниченной ответственностью "Алые паруса" по вопросам соблюдения налогового законодательства по всем налогам и сборам, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2006 по 31.12.2006, по налогу на доходы физических лиц за период с 01.08.2006 по 31.03.2008, результаты которой оформлены актом от 04.09.2009 N 08-01-20/а/1 ДСП.
По результатам рассмотрения материалов повторной выездной налоговой проверки, с учетом представленных ООО "Алые паруса" возражений, 08.10.2009 Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю вынесено решение N 08-01-20/08722 об отказе в привлечении ООО "Алые паруса" к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислены: налог на добавленную стоимость в сумме 702 919 руб. и пени в размере 148 352, 92 руб.; единый социальный налог в сумме 98 819 руб. и пени в размере 31 664, 99 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 53 210 руб. и пени в размере 17 004, 04 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 17 878, 22 руб.
Не согласившись с вынесенным Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю решением, общество обратилось в Федеральную налоговую службу с апелляционной жалобой.
Письмом ФНС России от 23.12.2009 N 9-2-08/00441@ решение УФНС России по Камчатскому краю изменено и поручено УФНС России по Камчатскому краю скорректировать доначисления НДС, соответствующих сумм пеней на сумму расхождений с результатами предыдущей проверки (196 047 руб.).
В остальной части ФНС России утвердило оспариваемое решение УФНС России по Камчатскому краю. Письмом от 28.12.2009 N 09-53/11064 "о внесении изменений в решение" Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю скорректировало сумму доначисленного НДС за 2006 год, которая составила 506 872 руб. и сумму начисленных пеней по НДС, которая составила 94 369, 23 руб.
Считая решение УФНС России по Камчатскому краю от 08.10.2009 N 08-01-20/08722 (в редакции изменений, внесенных письмом ФНС России от 23.12.2009 N 9-2-08/00441@) в оспариваемой части незаконным, ООО "Алые паруса" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Коллегией установлено, что 03.05.2006 между ООО "Алые паруса" (судовладелец) и ООО "Маг-Си-Интернешнл" (фрахтователь) заключен договор фрахтования судна СТР "Толбачик" с экипажем на время (тайм-чартер) N 3/05/06, с учетом соглашения от 25.07.2006 (изменено наименование судна: СТР "Калядинск" переименован в СТР "Толбачик"). Судно передано фрахтователю - ООО "Маг-Си-Интернешнл" и принято судовладельцем по актам приема-передачи от 15.06.2006, от 06.12.2006 соответственно.
В соответствии с условиями договора, с учетом дополнительных соглашений от 03.05.2006, от 15.06.2006, от 04.07.2006, от 25.07.2007 к договору Общество фактическим осуществляло промысел и переработка краба (Северо-Охотоморская подзона, Западно-Камчатская подзона). Арендная плата по указанному договору составляет 58, 825 руб. за килограмм выловленного сырца.
За оказанные услуги по фрахтованию судов (тайм-чартер) оформлены и выставлены счета-фактуры:
- от 30.06.2006 N 54 на сумму 876 551, 33 руб.;
- от 31.07.2006 N 68 на сумму 1 520 332, 12 руб.;
- от 31.10.2006 N 71 на сумму 662 661, 12 руб.;
- от 30.11.2006 N 75 на сумму 455 697, 18 руб.;
- от 30.12.2006 N 77 на сумму 389 866, 41 руб.
В нарушение п.1 ст. 146, пп.5 п.1 ст. 148, п.2 ст. 153, п. 1 ст. 154, п.3 ст. 164 Налогового кодекса РФ Обществом неправомерно занижена налоговая база для исчисления налога на добавленную стоимость при реализации услуг фрахтования (аренды), оказываемых ООО "Алые паруса" в ИЭЗ: Северо-Охотоморской подзоне, Западно-Камчатской подзоне.
Данные обстоятельства установлены судом, подтверждаются материалами дела и не опровергнуты заявителем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Место реализации товаров (работ, услуг) определяется в порядке, установленном статьей 148 Налогового кодекса РФ.
В пункте 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ поименованы виды работ (услуг), местом реализации которых при наличии указанных в данном пункте условий является территория Российской Федерации. При этом место реализации работ (услуг), перечисленных в подпунктах 4.2 и 5 пункта 1 названной статьи поставлено в зависимость от места осуществления деятельности лица, выполняющего работы (оказывающего услуги), а определение места реализации работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 данной статьи, зависит от места осуществления деятельности покупателя работ (услуг). Операции по предоставлению в пользование транспортных средств по договору фрахтования, не предполагающему перевозку грузов или пассажиров на указанных в настоящей статье транспортных средствах, не относятся к работам (услугам), поименованным в подпунктах 1-4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ. Поэтому в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ территория Российской Федерации будет считаться местом реализации таких работ (услуг) в случае, если лицо, предоставляющее транспортные средства по вышеуказанному договору фрахтования, осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Правила определения места осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих виды работ (оказывающих виды услуг), за исключением предусмотренных подпунктами 1-4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ, установлены пунктом 2 этой же статьи.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих виды работ (оказывающих виды услуг), не предусмотренные подпунктами 1-4.1 пункта 1 данной статьи, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, либо места жительства индивидуального предпринимателя. Абзацем вторым пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ установлено, что в целях главы 21 Налогового кодекса РФ местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые предоставляют в пользование воздушные суда, морские суда или суда внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, а также услуги по перевозке, не признается территория Российской Федерации, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации. Анализ указанного абзаца в его взаимосвязи со всеми другими положениями статьи 148 Налогового кодекса РФ свидетельствует, что в этом абзаце законодатель наряду с услугами по перевозке специально упоминает операции по фрахтованию транспортных судов на время, предполагающему перевозку на них грузов или пассажиров.
Следовательно, данная норма предусматривает, что не возникает объекта налогообложения НДС у тех лиц, которые предоставляют морское судно в аренду на время с экипажем (договор тайм-чартера) и одновременно с использованием арендованного судна осуществляют услуги по перевозке между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации. Если морское судно предоставлено по договору, не предполагающему перевозку, то есть когда отношения сторон урегулированы договором аренды, а не договором перевозки, положения абзаца второго пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ, не подлежат применению, а место реализации этих услуг должно определяться в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ и с учетом положений абзаца первого пункта 2 статьи 148 этого Кодекса. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подпунктами 1 - 4.1 настоящего пункта).
Коллегия поддерживает вывод суда о том что, поскольку местом деятельности ООО "Алые паруса" согласно пункту 2 статьи 148 Налогового кодекса РФ является территория Российской Федерации, местом реализации признается территория Российской Федерации, соответственно такие услуги, оказанные обществом по вышеуказанному договору, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, в случае предоставления российской организацией транспортных средств по договору аренды (фрахтования), не предполагающему перевозку (транспортировку), местом реализации данных услуг признается территория Российской Федерации. При этом российская организация, оказывающая данные услуги, обязана исчислить в общеустановленном порядке и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 N 6508/09.
Учитывая вышеизложенное коллегия поддерживает вывод суда о том, что Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, с учётом изменений внесенных письмом ФНС России от 23.12.2009 N 9-2-08/00441@, правомерно доначислило Обществу налог на добавленную стоимость за 2006 год с суммы арендных платежей за предоставление судна СТР "Толбачик", что составило 438 151, 60 руб.
Вместе с тем, коллегия считает, что решение Управления в части дочисления заявителю НДС в сумме 68 720,40 рублей не может быть признано правомерным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В силу пункту 1.8.2 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, в акте должна быть изложена оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях (расчетах) данными, связанными с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты должны быть включены в акт выездной налоговой проверки или приведены в составе приложений к нему.
Однако, при перерасчете налоговых обязательств по НДС налоговый орган учел только расхождения по выручке и не учел возникших в связи с этим расхождений по НДС, определяемом обществом, согласно учетной политике, пропорционально облагаемым и необлагаемым оборотам по НДС.
Судом первой инстанции верно указано, что согласно представленному заявителем в суд расчету для предъявления дополнительно НДС к возмещению в связи с увеличением облагаемого оборота по результатам налоговой проверки, Обществу подлежит к возмещению из бюджета НДС за 2006 год в сумме 68 720, 40 руб.
Данный расчет судом проверен и признан соответствующим требованиям налогового законодательства Российской Федерации и положениям действующего законодательства о бухгалтерском учете. Кроме того, данный расчет налоговым органом признан арифметически верным и не оспорен.
Поскольку в ходе налоговой проверки УФНС России по Камчатскому краю не учло возникших расхождений по НДС пропорционально облагаемым и необлагаемым оборотам по НДС, доначисление заявителю к уплате в бюджет налога в сумме 68 720, 40 руб., подлежащего возмещению из бюджета, является неправомерным.
Учитывая изложенное суд считает, что решение Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 08.10.2009 N 08-01-20/08722 в части доначисления заявителю налога на добавленную стоимость за 2006 год в сумме 68 720, 40 руб. подлежит признанию недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Налоговый орган считает, что заявление общества в части признания недействительным оспариваемого решения в части доначисления НДС в размере 68720, 40 руб. подлежит оставлению без рассмотрения.
Отклоняя данный вывод налогового органа, суд первой инстанции правомерно сослался на пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ, согласно которому решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
В соответствии пунктом 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Из содержания апелляционной жалобы ООО "Алые паруса" от 21.10.2009 и письма ФНС России от 23.12.2009 следует, что оспариваемое решение УФНС России по Камчатскому краю в части доначисления НДС оспаривалось в вышестоящий налоговый орган в полном объеме в размере 702 919 руб.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для оставления заявления ООО "Алые паруса" без рассмотрения у суда не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии со ст. 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.12.2010 по делу N А24-191/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3184/2008
Истец: Предприниматель Джафаров Гошгар Муса-оглы
Ответчик: МУЗ Городская поликлиника N3