г. Санкт-Петербург |
|
01 апреля 2011 г. |
Дело N А21-8129/2010 |
В судебном заседании 30.03.2011 объявлялся перерыв до 09 час. 30 мин. 31.03.2011
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-2973/2011)
Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.12.2010
по делу N А21-8129/2010 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению Комитета экономики, финансов и контроля администрации городского округа "Город Калининград"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области
3-е лицо:
1) Комитет архитектуры и строительства Администрации городского округа "Город Калининград",
2) Муниципальное казенное предприятие "Управление капитального строительства" Городского округа "Город Калининград",
3) ООО "АМПИР",
4) ОАО институт "Запводпроект"
о признании незаконным пункта 2 решения от 21.07.2010
при участии:
от заявителя: Кириенко М.А., дов. от 30.09.2010 N КЭФ-3441 от 30.09.2010
от ответчика: не явился, извещен
от 3-х лиц:
1) не явился, извещен
2) не явился, извещен
3) не явился, извещен
4) не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Комитет экономики, финансов и контроля администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным пункта 2 решения управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 21.07.2010 N ГЗ-76/2010.
Решением от 21 декабря 2010 года суд удовлетворил заявление Комитета.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, считая не соответствующими выводы суда первой инстанции положениям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) и постановления Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд", просит решение суда от 21 декабря 2010 года по делу N А21-8129/2010 отменить и отказать Комитету в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, методика оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, утвержденная муниципальным заказчиком и являющаяся неотъемлемой частью Информационной карты конкурсной документации, не соответствует пункту 60 Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 722 (далее - Правила оценки заявок).
Установленный в конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе по критерию "сроки выполнения работ", а также проведенная по данному порядку оценка заявок на участие в открытом конкурсе по указанному критерию, изменили общие коэффициенты и порядковые номера, присвоенные участникам открытого конкурса по результатам оценки и сопоставления заявок, что нарушило права и законные интересы ОАО институт "Запводпроект".
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО институт "Запводпроект", считая, что суд первой инстанции неправильно истолковал нормы материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению ОАО институт "Запводпроект", формула по оценке и сопоставлению заявок в открытом конкурсе разработана Комитетом с нарушением пункта 60 Правил оценки заявок.
Комитет экономики, финансов и контроля администрации городского округа "Город Калининград" считая, что всем участникам конкурса были представлены равные условия для участия в конкурсе без каких-либо преимуществ, а Управление неправильно истолковывает Правила оценки заявок, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Комитета в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, Комитет архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград", Муниципальное казенное предприятие "Управление капитального строительства" городского округа "Город Калининград", ОАО институт "Запводпроект", ООО "Ампир", надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не направили в судебное заседание своих представителей, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании 30.03.2011 объявлялся перерыв до 14 час. 45 мин, которое продолжено в том же судебном составе 30.03.2011 в 15 час. 50 мин., после чего судом был объявлен перерыв до 09 час. 30 мин. 31.03.2011.
В 09 час. 30 мин. 31.03.2011 судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением муниципального заказа комитета экономики, финансов и контроля администрации городского округа "Город Калининград" как уполномоченным органом на проведение открытого конкурса, 29 апреля 2010 года на официальном сайте администрации городского округа "Город Калининград" в сети Интернет было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция берегоукрепительных сооружений набережной Адмирала Трибуца в г. Калининграде" в 2010 году.
Муниципальным заказчиком выступил Комитет архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград". Заказчиком (застройщиком) - Муниципальное казенное предприятие "Управление капитального строительства" городского округа "Город Калининград".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N 2 от 18 июня 2010 года, допущены к участию в конкурсе и признаны участниками конкурса следующие участники размещения заказа, подавшие заявки на участие в конкурсе: ОАО институт "Запводпроект", ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "ГИПРОДОРНИИ", ООО "Калининградская Гавань", ООО "АМПИР". По критерию "срок выполнения работ" указанными участниками размещения заказов были сделаны следующие предложения: 4; 5,5; 5 и 5 месяцев соответственно.
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 28 июня 2010 года победителем конкурса признано ООО "АМПИР", второе место присвоено заявке на участие в конкурсе ООО "Калининградская Гавань".
Не согласившись с решением комиссии о выборе победителя конкурса, ОАО институт "Запводпроект" обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения жалобы Управлением принято решение от 22.07.2010, которым жалоба ОАО институт "Запводпроект" признана необоснованной, заявителю разъяснено право на предъявление иска о признании недействительным размещения заказа.
Пунктом 2 решения в действиях уполномоченного органа - управления муниципального заказа Комитета экономики, финансов и контроля администрации городского округа "Город Калининград" признано нарушение части 7 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и пункта 60 Постановления Правительства РФ N 722 от 10.09.2009 "Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд".
Не согласившись с пунктом 2 решения антимонопольного органа, Комитет оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции не усмотрел несоответствия методики оценки и сопоставления заявок по рассматриваемому конкурсу пункту 60 Правил оценки и удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Комитета, суд апелляционной инстанции признал жалобу Управления не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом. Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 94-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией.
Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критерием оценки заявок на участие в конкурсе может быть, в частности, сроки выполнения работ, оказания услуг (пункт 4 части 4 ст. 28).
Согласно пунктам 14 и 15 части 4 статьи 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 94-ФЗ.
В силу части 7 статьи 28 Закона N 94-ФЗ порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 N 722 "Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" установлен порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с пунктом 60 Правил оценки, при оценке заявок по одному сроку (периоду) поставки лучшим условием исполнения государственного (муниципального) контракта по критерию "сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" признается предложение в заявке с наименьшим сроком (периодом) поставки товара, работ, услуг. В случае применения нескольких сроков (периодов) поставки лучшим условием исполнения государственного (муниципального) контракта по данному критерию признается предложение в заявке с наименьшим суммарным сроком (периодом) поставки по всем срокам (периодам) поставки.
В случае применения одного срока (периода) поставки предложениям в заявках со сроком (периодом) поставки, равным менее половины максимального срока (периода) поставки, установленного в конкурсной документации, присваивается рейтинг по данному критерию, равный 50.
Согласно пункту 19 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их содержание, значимость и порядок оценки и сопоставления заявок" Раздела III "Информационная карта конкурса" конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция берегоукрепительных сооружений набережной Адмирала Трибуца в г. Калининграде" оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе участников конкурса проводится в соответствии с Методикой оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, утвержденной муниципальным заказчиком и являющейся неотъемлемой частью Информационной карты конкурсной документации (Приложение к Информационной карте конкурсной документации).
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется, в том числе, по критерию "Сроки выполнения работ": значимость критерия - 40%, максимальный весовой коэффициент критерия (не более 1,0) - 0,4.
В пункте 1.3 Методики оценки и сопоставления заявок (приложение к Информационной карте конкурсной документации) установлено, что рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию "сроки выполнения работ", определяется по формуле:
F mах - Fi
Rfi =_______________ х 100,
F mах - F min
где:
Rfi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
F mах - максимальный срок выполнения работ в единицах измерения срока, установленный конкурсной документацией (7 месяцев);
F min - минимальный срок выполнения работ в единицах измерения срока, установленный конкурсной документацией (4 месяца);
F i - предложение, содержащееся в i-й заявке по сроку выполнения работ.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "сроки выполнения работ", умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости (0,40).
В случае применения одного (периода) выполнения работ предложениям в заявках с (периодом) выполнения работ, равным менее половины максимального (периода) выполнения работ, установленного в конкурсной документации (5,5 и менее календарных месяца), присваивается рейтинг по данному критерию, равный 50.
В пункте 54 (абз.6) Правил оценки заявок установлено, что в случае применения одного срока (периода) поставки устанавливаются максимальный срок поставки и минимальный срок поставки в единицах измерения срока поставки (в годах, кварталах, месяцах, неделях, днях, часах) с даты заключения государственного (муниципального) контракта либо устанавливается только максимальный срок поставки, при этом минимальный срок поставки принимается равным 0.
На момент проведения конкурса действовали условия абзаца 2 пункта 60 Правил оценки заявок (постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2011 N ВАС-14740/10), согласно которому в случае применения одного срока (периода) поставки предложениям в заявках со сроком (периодом) поставки, равным менее половины максимального срока (периода) поставки, установленного в конкурсной документации, присваивается рейтинг по данному критерию, равный 50.
Согласно пункту 1.3 Методики оценки максимальный срок выполнения работ - 7 месяцев, минимальный срок выполнения работ - 4 месяца, при этом в конкурсной документации установлено, что период менее половины максимального периода выполнения работ, установленного конкурсной документацией составляет 5,5 и менее календарных месяца.
Вывод Управления о том, что указанный порядок не соответствует пункту 60 Правил оценки, поскольку срок (период) поставки, равный менее половины максимального срока (периода) поставки, установленного в конкурсной документации, будет равен 3,5 месяца (7:2), признан судом апелляционной инстанции ошибочным в виду следующего.
Согласно пункту 56 Правил оценки, в случае если в конкурсной документации используется критерий "сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг" и конкурсная документация соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 54 настоящих Правил, предложения в заявках указываются в пределах сроков (периодов) поставки в единицах измерения сроков (периодов) поставки, установленных в конкурсной документации в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Исходя из данного пункта Правил оценки заявок, применительно к рассматриваемой документации, участники конкурса вправе были подать свои предложения по срокам выполнения работ от 4-х до 7-ми месяцев, при этом срок выполнения работ - 3,5 месяца, на который ссылается Управление, конкурсная документация не предусматривает. Расчет половины максимального срока, представленный антимонопольным органом, произведен без учета установленного конкурсной документацией минимального срока выполнения работ (4 месяца) и такой расчет может быть применен в силу пункта 54 (абз.6), только при минимальном сроке равном 0.
Принимая во внимание, что конкурсной документацией период выполнения работ определен в интервале от 4-х до 7-ми месяцев, следовательно, половина максимального периода составит 5,5 месяцев (4 мес.+1,5 мес.(7-4=3:2).
Участники конкурса в своих заявках предложили следующие сроки выполнения работ: ОАО институт "ЗАПВОДПРОЕКТ" - 4 месяца, ОАО "Дорожный проектно изыскательский и научно - исследовательский институт ГИПРОДОРНИИ" - 5,5 месяцев, ООО "Калининградская Гавань" - 5 месяцев, ООО "АМПИР" - 5 месяцев.
В связи с тем, что все участники предложили срок выполнения работ, равный менее половины максимального периода выполнения работ, установленного в конкурсной документации (5,5 и менее календарных месяцев), т. е. улучшили минимальные требования, всем участникам по данному критерию был присужден рейтинг, равный 50 баллам в соответствии с абзацем 2 пункта 60 Правил оценки заявок, действовавшим в рассматриваемый период.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел несоответствия Методики оценки и сопоставления заявок по рассматриваемому конкурсу пункту 60 Правил оценки заявок и нарушения части 7 статьи 28 Закона N 94-ФЗ.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, у апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 21 декабря 2010 года по делу N А21-8129/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8129/2010
Истец: Комитет экономики, финансов и контроля Администрации ГО "Город Калининград", Комитет экономики, финансов и контроля администрации городского округа "Город Калининград"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной Службы по Калининградской области, УФАС по К/о
Третье лицо: Комитет архитектуры и строительства Администрации ГО "Город Калининград", Комитет архитектуры и строительства администрации городского округа "Город Калининград", МКП "Управление капитального строительства" ГО "Город Калининград", Муниципальное казенное предприятие "Управление капитального строительства" Городского округа "Город Калининград", ОАО "Институт "Запводпроект", ООО "Ампир"
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15081/11
08.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15081/11
22.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6228/11
01.04.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2973/2011
21.12.2010 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-8129/10