город Ростов-на-Дону |
дело N А32-27502/2010-50/457 |
30 марта 2011 г. |
15АП-1558/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковым Р.А.,
при участии:
от ответчика - Герасименко Н.В. по доверенности от 18.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2010
по делу N А32-27502/2010-50/457,
принятое в составе судьи Анциферова В.А.,
по иску Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район
к обществу с ограниченной ответственностью "Агроснаб"
о признании недействительными договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, признании недействительными зарегистрированных прав аренды и применении последствий недействительности сделок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Приморско - Ахтарский район (далее администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Агроснаб" (далее ООО "Агроснаб") о признании недействительными договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, признании недействительными зарегистрированных прав аренды и применении последствий недействительности ничтожных сделок в виде возврата сторон в первоначальное состояние.
Определением суда от 15.11.2010г. дела N А32-27502/2010-50/457, N А32-27528/2010-50/458, N А32-27484/2010-50/459, N А32-27487/2010-50/460, N А32-27481/2010-50/461, объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А32-27502/2010-50/457 (л.д. 117-118).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2010г. в удовлетворении исковых требований отказано. Решение мотивировано тем, что договоры аренды заключены в соответствии со ст.10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002г. N 101-ФЗ, ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.607 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заблаговременная публикация информации о земельных участках, которые предоставлены в аренду ответчику на основании оспариваемых сделок, произведена в районной газете "Приазовье" от 06.01.2007г. Предметы оспариваемых договоров аренды земельных участков согласованы контрагентами, сведения, содержащиеся в кадастровых паспортах, позволяют однозначно определить участки в качестве оборотоспособных объектов недвижимости. Оснований для признания договоров не заключенными не имеется.
Администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район обратилась с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просила отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2010г. и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что оспариваемые договоры аренды заключены с нарушением установленного законом порядка, а именно отсутствует информация, подтверждающая заблаговременную публикацию информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно). Опубликованная в районной газете "Приазовье" от 06.01.2007г. информация о земельных участках является ненадлежащей и ограничивает права неопределенного круга лиц на получение земельного участка в аренду на равных условиях. В договорах аренды земельных участков N 2500001934, N 2500002658, 2500001939 предмет договоров не согласован, т.к. площадь переданных земельных участков ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, границы земельного участка подлежат уточнению при межевании. В связи с изложенным, договоры аренды являются недействительными.
В отзыве ООО "Агроснаб" апелляционную жалобу не признало, просило оставить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2010г. без изменения. Общество указало, что заблаговременная публикация информации о свободных земельных участка была произведена в Приморско-Ахтарской районной газете "Приазовье" от 06.01.2007г. N 1 (договоры аренды 2007 г.), а также в этой же газете от 10.02.2009г. (Вестник N 6) договоры аренды 2009 г.)). Предмет договоров согласован, обязательное межевание отменено Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24.07.2007г., вступившим в силу 01.03.2008г.
В судебном заседании представитель ООО "Агроснаб" апелляционную жалобу не признала по изложенным в отзыве основаниям, просила оставить решение суда без изменения.
Представитель администрации в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившегося истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 27.07.2007 N 2300 между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (арендодатель) и ООО "Агроснаб" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 2500001808 от 27.07.2007, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок площадью 1162000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на землях ААФ "Степная", с кадастровым номером 23:25:0000000:0245, для сельскохозяйственного производства.
Пунктом 1.4. договора аренды N 2500001808 от 27.07.2007 предусмотрено, что спорный земельный участок фактически передан арендатору 27.07.2007 согласно постановлению главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район N 2300 от 27.07.2007. Данный пункт договора имеет силу акта приема-передачи.
В соответствии с пунктом 6.1 договора аренды N 2500001808 от 27.07.2007 срок действия договора аренды составляет 49 лет до 27.07.2056.
Договор аренды N 2500001808 от 27.07.2007 зарегистрирован в установленном законом порядке 19.09.2007, что подтверждается штампом регистрационной службы на последнем листе договора и выпиской из ЕГРП от 28.10.2010 N 36/036/2010-372, представленной в суд первой инстанции.
На основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 14.12.2007 N 3953 между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (арендодатель) и ООО "Агроснаб" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 2500001934 от 14.12.2007, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 200000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах землепользования АОЗТ "Кавказ", с кадастровым номером 23:25:06 05 0040:0011, для сельскохозяйственного производства (п.1.1. договора).
Пунктом 1.4. договора аренды N 2500001934 от 14.12.2007 предусмотрено, что спорный земельный участок фактически передан арендатору 14.12.2007 согласно постановлению главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район N 3953 от 14.12.2007. Данный пункт договора имеет силу акта приема-передачи.
В соответствии с пунктом 6.1 договора аренды N 2500001934 от 14.12.2007 срок действия договора аренды составляет 49 лет до 14 декабря 2056 года.
Договор аренды N 2500001934 от 14.12.2007 зарегистрирован в установленном законом порядке 22.02.2008, что подтверждается штампом регистрационной службы на последнем листе договора и выпиской из ЕГРП от 28.10.2010 N 36/036/2010-374, представленной в суд первой инстанции.
На основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 14.12.2007 N 3956 между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (арендодатель) и ООО "Агроснаб" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 2500001939 от 14.12.2007, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок площадью 230000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на землях СОАО "Приморское" отделение 2 поле III-к, с кадастровым номером 23:25:02 02 000:0193, для сельскохозяйственного производства.
Пунктом 1.4. договора аренды N 2500001939 от 14.12.2007 предусмотрено, что спорный земельный участок фактически передан арендатору 14.12.2007 согласно постановлению главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район N 3956 от 14.12.2007. Данный пункт договора имеет силу акта приема-передачи.
В соответствии с пунктом 6.1 договора аренды N 2500001939 от 14.12.2007 срок действия договора аренды составляет 49 лет до 14 декабря 2056 года.
Договор аренды N 2500001939 от 14.12.2007 зарегистрирован в установленном законом порядке 22.02.2008, что подтверждается штампом регистрационной службы на последнем листе договора (дело А32-27502/2010, л.д. 58 на обороте).
Во исполнение постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 02.04.2009 N 658 между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (арендодатель) и ООО "Агроснаб" (арендатор) был подписан договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 2500002658 от 02.04.2009, по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок площадью 802000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах землепользования ААФ "Степная", с кадастровым номером 23:25:0909000:266, для сельскохозяйственного производства.
Пунктом 1.4. договора аренды N 2500002658 от 02.04.2009 предусмотрено, что спорный земельный участок фактически передан арендатору 02.04.2009 согласно постановлению главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район N 658 от 02.04.2009. Данный пункт договора имеет силу акта приема-передачи.
В соответствии с пунктом 6.2 договора аренды N 2500002658 от 02.04.2009 срок действия договора аренды составляет 15 лет до 02 апреля 2024 года.
Договор аренды N 2500002658 от 02.04.2009 зарегистрирован в установленном законом порядке 29.06.2009, что подтверждается штампом регистрационной службы на последнем листе договора и выпиской из ЕГРП от 28.10.2010 N 36/036/2010-370, представленной в суд первой инстанции.
В соответствии с постановлением главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 02.04.2009 N 659, между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (арендодатель) и ООО "Агроснаб" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 2500002659 от 02.04.2009, согласно условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок площадью 500000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах землепользования СОАО "Приморское", отделение 2 поле V-к, с кадастровым номером 23:25:0202000:192, для сельскохозяйственного производства.
Пунктом 1.4. договора аренды N 2500002659 от 02.04.2009 предусмотрено, что спорный земельный участок фактически передан арендатору 02.04.2009 согласно постановлению главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район N 659 от 02.04.2009. Данный пункт договора имеет силу акта приема-передачи.
В соответствии с пунктом 6.2 договора аренды N 2500002659 от 02.04.2009 срок действия договора аренды составляет 15 лет до 02 апреля 2024 года.
Договор аренды N 2500002659 от 02.04.2009 зарегистрирован в установленном законом порядке 29.06.2009, что подтверждается штампом регистрационной службы на последнем листе договора и выпиской из ЕГРП от 28.10.2010 N 36/036/2010-371, представленной в суд первой инстанции.
Полагая, что при заключении вышеуказанных договоров были допущены нарушения действующего законодательства, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Из материалов дела следует, что земельные участки, предоставленные в аренду ООО "Агроснаб", отнесены к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, что подтверждается представленными в дело кадастровыми планами и паспортами участков.
В соответствии со статьей 82 Земельного кодекса РФ условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, устанавливаются федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Судом установлено, что в газете "Приазовье" от 06.01.2007 администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарского района было опубликовано сообщение о наличии свободных земельных участков на территории Приморско-Ахтарского района из земель сельскохозяйственного назначения (использования). В сообщении указано, что предоставление земельных участков будет осуществляться в порядке статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В сообщении указано о наличии следующих свободных земельных участков:
земельный участок площадью 116,2 га (1162000 кв.м.) с кадастровым номером: 23:25:00 00 000:0245, расположенный по адресу: Приморско-ахтарский район на землях ААФ "Степная";
земельный участок площадью 20 га (200000 кв.м.), расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах землепользования АОЗТ "Кавказ";
земельный участок площадью 23 га (230000 кв.м.), расположенный в Приморско-Ахтарском районе, п.Ахтарский параллельно участков садоводческого товарищества.
В газете "Приазовье" от 10.02.2009 (Вестник N 6) администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарского района было опубликовано сообщение о наличии свободных земельных участков на территории Приморско-Ахтарского района из земель сельскохозяйственного назначения (использования), в том числе:
земельный участок площадью 802000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах землепользования ААФ "Степная", с кадастровым номером 23:25:0909000:266;
земельный участок площадью 500000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах землепользования СОАО "Приморское", отделение 2 поле V-к, с кадастровым номером 23:25:0202000:192.
Из материалов дела следует, что после публикации указанных сообщений ООО "Агроснаб" обратилось к администрации с заявлениями от 17.01.2007 и от 17.02.2009 о предоставлении в аренду спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Доказательства того, что помимо заявки ООО "Агроснаб" в администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район поступили заявки иных лиц о предоставлении в аренду спорных земельных участков, в деле отсутствуют. В судебном заседании суда апелляционной инстанции от 01.03.2011 представитель администрации подтвердил, что в отношении спорных земельных участков заявления об их предоставлении в аренду поступили только от ответчика.
В силу п.2 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в отсутствие иных претендентов на приобретение права аренды на спорные земельные участки, данные участки могут быть предоставлены единственному заявителю в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п.4-6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подписания договоров аренды 2007 года), орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подписания договоров 2009 года) установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пунктов 5, 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
Представленные в материалы дела кадастровые планы и кадастровые паспорта подтверждают осуществление государственного кадастрового учета спорных земельных участков до заключения оспариваемых договоров аренды. На основании постановлений главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район между администрацией и ООО "Агроснаб" были заключены оспариваемые договоры аренды.
С учетом изложенного, администрация в порядке статьи 65 АПК РФ не подтвердила наличия нарушений установленного статьей статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации порядка предоставления в аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения при наличии заявки на приобретение права аренды от одного лица.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы истца о том, что информация о земельных участках, опубликованная в сообщениях о наличии свободных земельных участках, является ненадлежащей
По смыслу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, в связи с чем обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Между тем, ни в статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ни в статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не регламентировано содержание сообщения о наличии свободных земельных участках сельскохозяйственного назначения, которое государственные органы или органы местного самоуправления обязаны опубликовать в средствах массовой информации.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что публикация сообщения о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения, по общему правилу является начальной стадией предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения в аренду и предшествует заявке претендента на приобретение прав на земельный участок.
Таким образом, в сообщении о предоставлении земельного участка должны быть указаны характеристики, позволяющие потенциальным претендентам решить вопрос о наличии у них потребностей в приобретении данного земельного участка. Данными характеристиками являются ориентировочная площадь земельного участка, его местоположение и назначение (разрешенное использование). Указанная информация отражена в сообщениях о наличии свободных земельных участках сельскохозяйственного назначения, опубликованных администрацией в газете "Приазовье" от 06.01.2007 и от 10.02.2009 (Вестник N 6).
Обязанность обеспечить государственный кадастровый учет земельного участка, по смыслу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, возлагается на лицо, подавшее заявку о приобретении земельного участка. Следовательно, на момент публикации сообщения о наличии свободных земельных участках сельскохозяйственного назначения, орган местного самоуправления может не располагать информацией о кадастровом учете этих участков. В связи с этим, указание на кадастровый номер земельного участка в таком сообщении не может являться обязательным.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что неточности в указании местонахождения части земельных участков в сообщении о наличии свободных земельных участков сельскохозяйственного назначения, были допущены самой администрацией. В деле отсутствуют доказательства того, что указанные неточности в указании местонахождения земельных участков могли ввести в заблуждение потенциальных претендентов на приобретение права аренды на эти земельные участки. На момент рассмотрения спора в судах первой и апелляционной инстанции администрацией не представлены доказательства того, что кто-либо, помимо ООО "Агроснаб", планировал приобрести право аренды на спорные земельные участки, но был лишен возможности реализовать такое право вследствие допущенных администрацией неточностей в указании местонахождения земельных участков. В данном случае, требования администрации о признании договоров аренды земельных участках недействительными, вследствие допущенных самой администрацией неточностей, следует расценивать как злоупотребление правом (статья 10 ГК РФ), являющееся основанием для отказа в предоставлении судебной защиты.
Доводы администрации о том, что опубликование ненадлежащей информации о предоставлении в аренду спорных земельных участков ограничивает права неопределенного круга лиц на получение этих участков в аренду, носят предположительный характер и не подтверждены документально.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы администрации о том, что предмет договоров аренды земельных участков N 2500001934, N 2500002658, N2500001939 не был согласован.
Согласно п.2 ст.22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются в аренду в соответствии с нормами гражданского законодательства. Как следует из п.3 ст.607 Гражданского кодекса Российской Федерации, объектом аренды может быть только индивидуально-определенное имущество. При отсутствии в договоре данных, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче в аренду, условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Следовательно, доводы администрации о том, что сторонами не был согласован предмет спорных договоров, могут являться основанием для признания договоров незаключенными, но не свидетельствуют о ничтожности этих договоров как указывает истец.
В силу статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По смыслу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу п.5 ст.1 и п.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в гражданский оборот могут быть введены лишь земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду могут быть переданы земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет.
Из материалов дела следует, что по договору аренды N 2500001934 от 14.12.2007 ООО "Агроснаб" предоставлен земельный участок площадью 200000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах землепользования АОЗТ "Кавказ", с кадастровым номером 23:25:06 05 0040:0011.
На основании договора аренды N 2500002658 от 02.04.2009 ответчику предоставлен земельный участок площадью 802000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, в границах землепользования ААФ "Степная", с кадастровым номером 23:25:0909000:266.
По договору аренды N 2500001939 от 14.12.2007 ООО "Агроснаб" предоставлен земельный участок площадью 230000 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, на землях СОАО "Приморское" отделение 2 поле III-к, с кадастровым номером 23:25:02 02 000:0193.
Таким образом, земельные участки, предоставленные ООО "Агроснаб" в аренду на основании договоров аренды N 2500001934 от 14.12.2007, N2500002658 от 02.04.2009, N2500001939 от 14.12.2007, прошли государственный кадастровый учет, в связи с чем, могут быть переданы в аренду (пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в аренду).
В выписках из государственного кадастра в отношении спорных земельных участков указано, что площадь участка является ориентировочной, сведения о границах земельного участка не позволяют определить земельный участок в качестве объекта недвижимости, подлежащего передаче по сделке, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.
Между тем, при подписании договоров аренды N 2500001934 от 14.12.2007, N2500002658 от 02.04.2009, N2500001939 от 14.12.2007 у сторон отсутствовали разногласия относительно объектов аренды. Площадь арендуемых ООО "Агроснаб" указана точно. Оговорки о том, что площадь земельных участков является приблизительной, в договорах отсутствуют. К договорам аренды N 2500001934 от 14.12.2007, N2500002658 от 02.04.2009, N2500001939 от 14.12.2007 приложены акты согласования границ земельных участков и чертежи установленной в натуре границы земельного участка с нанесением геоданных, позволяющие определить границу спорных земельных участков.
Пунктами 1.4 договоров аренды N 2500001934 от 14.12.2007, N2500002658 от 02.04.2009, N2500001939 от 14.12.2007 предусмотрено, что земельные участки фактически переданы арендатору 14.12.2007, 02.04.2009 и 14.12.2007 соответственно. Данный пункт договора имеет силу акта приема-передачи. Следовательно, у сторон отсутствовали какие-либо трудности при исполнении договоров аренды в части передачи имущества арендатору, связанные с недостаточной индивидуализацией объектов аренды.
Таким образом, при подписании договоров аренды N 2500001934 от 14.12.2007, N2500002658 от 02.04.2009, N2500001939 от 14.12.2007 стороны определили все существенные условия договора, в том числе местоположение, площадь, кадастровый номер земельного участка, его разрешенное использование, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в аренду. Договоры сторонами фактически исполняются, имущество передано арендатору без каких-либо возражений с обеих сторон, о чем указано в пунктах 1.4. договоров. При таких обстоятельствах имущество было индивидуализировано, при исполнении договора у сторон не возникло затруднений в определении предмета аренды, в связи с чем, договор не может быть признан незаключенным по основаниям, указанным в ст. 607 ГК РФ.
В связи с изложенным, доводы администрации о том, что предмет договоров аренды N 2500001934, N 2500002658, N2500001939 не согласован, отклоняются.
В силу части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Имеющиеся в деле почтовые уведомления подтверждают получение администрацией определений суда от 13.10.2010 о принятии исковых заявлений к производству. Представитель администрации Климачев А.А. присутствовал в судебных заседаниях 15.11.2010, в которых были объявлены определения об объединении дел, завершении подготовки дела к судебному разбирательству и назначении дела к судебному разбирательству в судебном заседании 21.12.2010. Таким образом, администрация располагала сведениями о начавшемся судебном процессе по ее иску о признании договоров недействительными, в связи с чем, считается надлежащим образом извещенной.
Согласно определению суда (приложение к протоколу судебного заседания) 21.12.2010 был объявлен перерыв до 17 час. 30 мин. 22.12.2010.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 19.09.2006 N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что поскольку перерыв объявляется на непродолжительный срок и в силу части 4 статьи 163 Кодекса после окончания перерыва судебное заседание продолжается, суд не обязан в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, извещать об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании статьи 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва. Арбитражный суд может известить не присутствовавших в судебном заседании лиц о перерыве, а также о времени и месте продолжения судебного заседания одним из способов, перечисленных в части 3 статьи 121 АПК РФ - телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. Неизвещение судом не присутствовавших в судебном заседании лиц о перерыве, а также о времени и месте продолжения судебного заседания не является безусловным основанием для отмены судебного акта на основании статьи 8, части 5 статьи 163, пункта 2 части 4 статьи 288 АПК РФ, если о перерыве и о продолжении судебного заседания было объявлено публично, а официально не извещенное лицо имело фактическую возможность узнать о времени и месте продолжения судебного заседания.
В силу части 6 статьи 121 АПК РФ (введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ), лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Таким образом, с 01.11.2010 на лиц, участвующих в деле, законом возложена обязанность самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Администрация, не обеспечив явку представителя в судебное заседание 21.12.2010, но будучи извещенной надлежащим образом о начале судебного процесса, добросовестно пользуясь предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации процессуальными правами, имела возможность принять все зависящие от нее меры для получения информации о движении дела, в том числе по телефонам канцелярии суда и ответственных сотрудников аппарата суда первой инстанции, указанным в определениях о принятии искового заявления и назначении дела к судебному разбирательству.
Руководствуясь частью 6 статьи 121 и частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел заявление в отсутствие его представителя.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.12.2010 по делу N А32-27502/2010-50/457 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-13703/07
Истец: ООО "Теле-С", ООО "Линк"
Ответчик: ООО "Регион 64", ОАО "Вымпел-Коммуникации" Самарский филиал, ОАО "Вымпел-Коммуникации"
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2008 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8076/2008