г. Саратов
14 апреля 2009 года. |
Дело N А12-19900/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никитина А.Ю.,
судей: Телегиной Т.Н., Волковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Рябихиной И.А.,
при участии в заседании:
Представитель АдминистрацииВолгограда Погребняк Д.В., действующий по доверенности от 27.02.2008 (доверенность выдана сроком на три года)
Представитель ОАО "МРСК Юга" Дмитриев Р.П., действующий по доверенности от 30.12.2008 г. N 43 (доверенность выдана сроком по 31.12.2009 г.)
Представитель ОАО "Волгоградэнергосбыт" Решетняк Е.А., действующая по доверенности от 31.12.2008 N 9 (доверенность выдана на срок до 31.12.2009 г.)
Представитель ОАО "МРСК Юга" Бутакова Е.В., действующая по доверенности от 13.12.2008 г. N 17 (доверенность выдана сроком по 31.12.2009 г.)
Представитель Департамента финансов Администрации г. Волгограда Козырева И.Г., действующая по доверенности от 19.11.2007 г. N 57 (доверенность выдана сроком на три года)
Представитель Администрации Волгограда Мирсалимов О.А., действующий по доверенности от 14.01.2009 г. (доверенность выдана сроком на 1 год)
Представитель Администрации Волгограда Стаценко С.В., действующая по доверенности от 15.09.2007 г. (доверенность выдана сроком на три года)
в отсутствии представителей:
Департамента муниципального имущества администрации Волгограда (уведомление 96467 1, получено 25.03.2009 г., уведомление 97161 7, получено 30 марта 2009 г.)
Волгоградской городской Думы (уведомление 96468 8, получено 24 марта 2009 г., уведомление 97162 4, получено 26 марта 2009 г.)
Открытого акционерного общества "Коммунальные Технологии Волгограда" (уведомление 96470 1, получено 26 марта 2009 г., уведомление 97164 8, получено 31 марта 2009 г.
Закрытого акционерного общества "Региональная энергетическая служба" (уведомление 97166 2, получено 26 марта 2009 г., уведомление 97165 5, получено 26 марта 2009 г., уведомление 97171 6, получено 26 марта 2009 г. ,уведомление 97172 3, получено 26 марта 2009 г., уведомление 97167 9, получено 30 марта 2009 г., уведомление 97173 0, получено 30 марта 2009 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" и открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "17"февраля 2009 года
по делу N А12-19900/08 (судья Загоруйко Т.А.)
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
к Муниципальному образованию городского округа Волгограда в лице Администрации Волгограда, Департамента финансов администрации Волгограда, третьи лица - Департамент муниципального имущества администрации Волгограда,
Волгоградская городская Дума,
Открытое акционерное общество "Коммунальные Технологии Волгограда",
Закрытое акционерное общество "Региональная энергетическая служба",
Открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт"
о взыскании 389 231 804,13 руб.
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (далее по тексту ОАО "МРСКЮ") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением Муниципальному образованию городского округа Волгограда в лице Администрации Волгограда о взыскании стоимости бездоговорного потребления электроэнергии в размере 389 231 804 руб. 13 коп.
Определением от 03.02.2009 на основании ст. 46 АПК РФ к участию в деле в качестве ответчика привлечен департамент финансов администрации Волгограда.
В силу ст. 125 ГК РФ и Положения о Департаменте финансов, утвержденном постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации Волгограда от 12.07.1999 N 58/679/861 казну муниципального образования городской округ Волгоград представляет соответствующий финансовый орган - департамент финансов администрации г. Волгограда.
Решением суда 1 инстанции от "17"февраля 2009 года в удовлетворении исковых требований в отношении обоих ответчиков отказано, поскольку при рассмотрении дела не был подтвержден факт бездоговорного потребления электрической энергии
ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ОАО "МРСК Юга" с решением суда не согласились, подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить. Податели жалоб считают потребление электроэнергии бездоговорным.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представители ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ОАО "МРСК Юга" заявили ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Двенадцатым арбитражным апелляционным судом и вступления в законную силу судебного акта по делу N А12-20989/2008.
Представители Администрации города Волгограда, Департамента финансов Администрации города Волгограда, возражают против удовлетворения заявленных ходатайств.
Суд отказал в удовлетворении заявленных ходатайств о приостановлении производства по делу.
В судебном заседании представители ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ОАО "МРСК Юга" поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах.
Представители Департамента финансов администрации Волгограда, Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, Волгоградской городской Думы, ОАО "КТВ", Администрации Волгограда поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционные жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах и в отзывах на нее, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, имущество коммунальной инфраструктуры, относящееся к теплосетевому и водопроводно-канализационному хозяйству Волгограда, точки поставки электрической энергии которые являются предметом рассмотрения в рамках настоящего дела, с 01 марта 2008 года находится во владении и пользовании ОАО "Коммунальные Технологии Волгограда". Указанные объекты были переданы в аренду ОАО "КТВ" при заключении ДМИ администрации Волгограда (арендодатель) и ОАО "КТВ" (арендатор) договоров о передаче в аренду имуществ муниципальной имущественной казны Волгограда, относящегося к водопроводно-канализационному и теплосетевому хозяйству Волгограда N 115/к-08 от 08.02.2008 г. и N 116/к-08 от 08.02. 2008 г.
Передача указанного имущества казны Волгограда оформлена соответствующими прилагаемыми к договорам актами приема-передачи.
Решение суда от 02.09.08 по делу А12-2189/2008-с43 указанные договоры признаны недействительными, по результатам рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб, вступило в законную силу 26.12.2008 г.
Новый конкурс на право заключения договоров аренды имущества коммунальной инфраструктуры муниципальной имущественной казны Волгограда не проводился. Имущество находится в фактическом пользовании ОАО "КТВ" (прежнего арендатора).
Управление по региональным тарифам по Волгоградской области, как уполномоченный орган государственной власти в сфере регулирования тарифов, постановлением от 4 марта 2008 г. N 7/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для потребителей ОАО "Коммунальные Технологии Волгограда" ввело в действие с 5 марта 2008 г. для ОАО "Коммунальные Технологии Волгограда" тарифы, на основании которых ОАО "Коммунальные Технологии Волгограда" в 2008 г. осуществляло сбор денежных средств с потребителей услуг.
Согласно структуре тарифов, денежные средства направляются на обеспечение бесперебойного снабжения коммунальными услугами населения г. Волгограда. В структуре тарифа отражены затраты на поставку электроэнергии для технологических нужд.
В период с 01.03.2008 года (момента передачи имущества) энергоснабжение объектов коммунальной инфраструктуры осуществлялось за счёт ОАО "Коммунальные Технологии Волгограда" и по его поручению подрядчиком - ЗАО "Региональная энергетическая служба", согласно договоров N 08-08 от 01 марта 2008 г. и N 07-08 от 01 марта 2008 г. на оказание услуг (выполнение работ) по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту объектов системы теплоснабжения. В указанный период между ЗАО "РЭС" и ОАО "Волгоградэнергосбыт" был заключен договор энергоснабжения объектов коммунальной инфраструктуры.
Фактическим пользователем объектов водопроводно-канализационного, теплового хозяйства г. Волгограда и потребителем электрической энергии, эксплуатирующим объекты водопроводно-канализационного и теплового хозяйства г. Волгограда, в спорный период являлось ОАО "Коммунальные Технологии Волгограда". Указанное лицо обладало признаками абонента, как фактический владелец энергопринимающих устройств, присоединенных к сети энергоснабжающей организации.
ОАО "Волгоградэнергосбыт" направило проект договора энергоснабжения от 20.06.2008 г. N 4017760/1 в адрес ОАО "Коммунальные Технологии Волгограда".
ОАО "Коммунальные Технологии Волгограда", рассмотрев условия предложенного ОАО "Волгоградэнергосбыт" проекта договора подписало его с протоколом разногласий от 18.07.2008 г., не согласившись с пунктами 2.3.27., 8.3., 11.1, приложениям N 1, N 3 , N 10.
25.07.2008 г. ОАО "Волгоградэнергосбыт" оформлен протокол согласования разногласий по спорным пунктам договора энергоснабжения от 20.06.2008 г. N 4017760/1.
ОАО "КТВ" подписало протокол согласования разногласий от 25.07.2008 г. с протоколом урегулирования разногласий в отношении приложения N 3 договора энергоснабжения в части определения уровня напряжения в точках присоединения технологических объектов (КНС, ВНС, ДТП и пр.) к сетям смежных сетевых организаций.
В арбитражном суде Волгоградской области рассматривалось дело N А12-20989/08 по иску ОАО "Коммунальные Технологии Волгограда" к ОАО "Волгоградэнергосбыт" об урегулировании указанных разногласий к договору энергоснабжения от 20.06.2008 г. N 4017760/1. Пунктом 11.1. договора энергоснабжения от 20.06.2008 г. N 4017760/1 в редакции протокола согласования разногласий от 25.07.2008 г., предусмотрено распространение условий договора к отношениям сторон, возникшим с 01.08.2008 г.
На данное решение подана апелляционная жалоба, которая принята к производству Двенадцатым арбитражным апелляционным судом.
Следовательно, в период с 25.07.2008 г. по настоящее время между ОАО "Коммунальные Технологии Волгограда" и ОАО "Волгоградэнергосбыт" сущестьвовал договор энергоснабжения от 20.06.2008 г. N 4017760/1.
ЗАО "РЭС" и ОАО "КТВ" ежемесячно снимали показания приборов учёта расхода электрической энергии объектами коммунальной инфраструктуры, направляемые в энергосбытовые организации: ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ООО "РЭС - Энергосбыт" с указанием количества Потреблённой электрической энергии и расчётного периода.
Согласно представленному ОАО "КТВ" расчету стоимости потребления электрической энергии объектами коммунальной инфраструктуры, определенной исходя в показаний приборов учёта (срочные донесения за август - ноябрь 2008 года), потребление электроэнергии указанными объектами, имеющими технологическое присоединение к сетям ОАО "МРСКЮ" Волгоградский филиал "Волгоградэнерго", за период с 01 августа 2008 года по 12 ноября 2008 года осуществлено в количестве 55 643 951 Квт. час.
ОАО "КТВ" в счет оплаты потреблённого количества электроэнергии осуществлялось перечисление денежных средств непосредственно ОАО "Волгоградэнергосбыт", что подтверждается имеющимися в материалах дела платёжными поручениями, а также перепиской указанных лиц, касающейся последующего возврата поступившей оплаты со ссылками на отсутствие договорных отношений.
Согласно п. 151 Правил..., субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета потребляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии. Из содержания данной нормы следует, что сетевые организации проводят соответствующие проверки у потребителей электрической энергии.
В соответствии со 3 Федерального Закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" потребителем электрической и тепловой энергии признается лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд, что соответствует также требованиям ст.539 ГК РФ.
Согласно п. 156 Правил.., стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица, на основании акта о "учтенном потреблении электрической энергии по действующему на дату взыскания по тарифу на электрическую энергию для соответствующей категории потребителей, включающему стоимость электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии, а также услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы, за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
Указанными нормами предусмотрено взыскание стоимости объема бездоговорного потребления электрической энергии с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, а не с собственника объектов энергоснабжения..
Кроме того, в силу ст.ст.539, 544 ГК РФ п. 1 ст. 544 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Таким образом, фактическое владение объектами коммунальной инфраструктуры и фактическое потребление электрической энергии в период с 01.08.2008 г. по 12.11.2008 г. осуществляло ОАО "КТВ",которое свои отношения оформило договором энергоснабжения от 20.06.2008 г. N 4017760/1.
Поскольку договор от 20.06.2008 г. N 4017760/1 был подписан сторонами, то у суда 1 инстанции отсутствовали основания считать потребление электроэнергии бездоговорным.
Суд первой инстанции, акты о неучтенном потреблении электрической энергии оформлены с нарушением требований п. 156 Правил...
В соответствии с п. 152 Правил.., по факту выявленного безучетного потребления электрической энергии или бездоговорного потребления электрической энергии является акт о неучтенном потреблении электрической энергии, на основании которого осуществляются расчеты за потребленную таким образом электрическую энергию.
В акте должны содержаться данные о потребителе или лице, осуществляющем договорное потребление электрической энергии, способе и месте осуществления выявленного нарушения, описание приборов учета на момент составления акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или лица, осуществляющего договорное потребление электрической энергии, по выявленному факту и его претензии к составленному акту.
Между тем, указание в актах данных о потребителе неучтенной энергии, как муниципальном образовании г. Волгоград, надлежащим образом не обосновано.
ОАО "МРСКЮ" не указало в актах тариф, действующий на дату взыскания электрической энергии для соответствующей категории потребителей.
В актах отсутствует указание на дату предыдущей проверки (п. 155 Правил...), либо иное обоснование начала периода неучтенного потребления. Актами не опровергнуты доводы о наличии на объектах приборов учета и снятии их показаний.
В обоснование расчета взыскиваемых сумм истец ссылается на указанные в актах сведения о присоединенной мощности, которые надлежащим образом не подтверждены.
В актах указано на проведение проверок в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
В судебном заседании по настоящему делу в суде первой инстанции при допросе лиц, принимавших участие при составлении и оформлении вышеназванных актов, а именно Верховецкого Д.С, Брыкалина В.В., Косенко А.В., Зырина Д.С., Рябова Ю.В., Юровской Е.П., Аксеновой Т.С, Ложкиной О.Г., суд установил, что при проведении проверки ими осматривались не все оборудование, акты оформлены, как правило, не на месте проверки и подписаны не в день проверки.
Согласно данным отделений связи, участвовавшие в оформлении актов Хорун А.В, Пчелинцева А.С. по указанным истцом адресам не проживают.
Таким образом, акты проверки составлены с нарушением п. 152 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.
В соответствии со п.3 ст. 64 АПК РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
Суд первой инстанции правомерно исключил акты о неучтенном потреблении электроэнергии.
На основании вышеизложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Не подлежат удовлетворению ходатайства ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ОАО "МРСК Юга" о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения апелляционной жалобы на судебный акт по делу N А12-20989/08, так как в данном деле рассматриваются разногласия по преддоговорному спору при отсутствии спора по сроку действия договора энергоснабжения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Волгоградской области от "17" февраля 2009 года по делу N А12-19900/08 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Т.Н. Телегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-19900/08
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга"
Ответчик: Муниципальное образование городской округ Волгоград в лице Администрации Волгограда, Департамент финансов администрации г. Волгоград
Третье лицо: ОАО "Коммунальные Технологии Волгограда", ОАО "Волгоградэнергосбыт", ЗАО "РЭС", Департамент муниципального имущества администрации г. Волгограда, Волгоградская городская Дума